Сопротивление нововведениям




2.1. Предприниматели: новаторы и консерваторы.

2.2. Затратная сторона нововведений.

 

Теоретический экскурс.

Инновационный процесс в широком общеисторическом смысле осуществляется как единство двух сторон ― вещной и гуманитарной. Вещная сторона представлена нарастающими (по объему и разнообразию) материально-вещественными потоками. Гуманитарная сторона представлена духовно-интеллектуальным потоком новых знаний, умений, способов деятельности, разнообразных ментальных структур.

В сущности, гуманитарная сторона инновационного процесса совпадает с развитием человека, ― его творческих способностей. В этом смысле она выступает как развивающий компонент инновационного процесса. Что касается вещной стороны, то ее можно определить как затратный компонент инновационного процесса, поскольку нарастание материально-вещественного потока неизбежно сопровождается общим ростом ресурсных затрат (включая и затраты физической энергии человека).

Взаимосвязь и противоречивая взаимообусловленность двух сторон инновационного процесса носит динамический, неравновесный характер. На протяжении многих столетий доминировала и продолжает доминировать в современном мире, хотя и с убывающей силой, затратная сторона, связанная с безудержным ростом производства и потребления товаров и услуг. Человек озабочен, прежде всего, ростом потребления вещей, хотя в структуре потребления все бóльшую долю занимают расходы на образование и культуру. Разумеется, невозможно жить, ничего не имея. Тем не менее, в дихотомии "иметь (обладать) или быть", согласно известному современному социологу Эриху Фромму, преобладает стремление "иметь".*

*«Человек с ориентацией на "иметь" относится к миру как хозяин к собственности, к своему имуществу. Это такое отношение, когда я хочу всех и вся… сделать своей собственностью.

Что касается ориентации на "бытие", то… ее следует понимать как подлинное, естественное, реальное существование индивида в отличие от мнимого, "показушного образа жизни".

Современные потребители могут определять себя с помощью следующей формулы:, я есть то, чем я обладаю и что я потребляю » (Фромм Э. Иметь или быть? / Эрих Фромм; [пер. с нем.]. ― М.: Изд-во АСТ, 2017. ― С.42, 47)

Есть основания утверждать, что данная черта современной эпохи, связанная с доминированием затратной стороны инноваций, является одним из определяющих факторов сопротивления нововведениям.

Вопрос к размышлению: следует ли рассматривать указанный фактор как благо (или зло) для человечества?

 

«Круги на воде»

По мере экономического и научно-технического развития происходит нарастающее накопление «прошлого труда», который овеществляется в техническом оборудовании, зданиях, инфраструктурных объектах, а также объективируется в умножающихся организационных структурах. Нарастает масса и плотность всей хозяйственной системы. В результате, каждое нововведение вызывает, ― как камень, брошенный в воду, ― все большие «круги» вторичных и третичных производных изменений, которые тоже являются нововведениями. Уже сам объем этих производных нововведений увеличивает общий объем реальных затрат, который в сумме зачастую превышает полезный эффект исходного нововведения. Кроме того, некоторые из вторичных, третичных или четвертичных нововведений, по разным причинам, могут вообще оказаться неприемлемыми. Отсюда возрастание трудности внедрения инноваций, усиление риска и ответственности. Это, в свою очередь, приводит к разным формам уклонения и сопротивления нововведениям. По словам одного управляющего: «У нас так все взаимосвязано, что если что-то менять, то надо менять едва ли не все. Лучше оставить как есть».**

** См.: Пригожин А.И. Дезорганизация: причины, виды, преодоление. Изд. стереотип. ― М.: ЛЕНАНД, 2020. ― С.138-139.

 

«Угроза нестабильности»

Большинство инновационных процессов порождает противоречие между конкретными изменениями и устойчивостью (стабильностью) целого. Между тем, устойчивость организационной структуры и целей ее функционирования ― это объективное условие ее существования и деятельности. Нововведения же нарушают внутреннее равновесие организации, возникают очаги напряженности. Суть возникающей напряженности ― изменения в неизменном. В сущности, организация, подчиняясь «инстинкту самосохранения», отторгает нововведения. Чтобы преодолеть силу отторжения, руководству необходимо прилагать дополнительные усилия, величина и последствия которых также увеличивают затратный компонент инновационного процесса.

 

«Разнообразие условий реализации одного и того же новшества»

Разные организации по-разному осваивают одно и то же новшество. Управленческие, технико-технологические, организационно-культурные и другие условия в разных организациях слишком разнятся между собой, чтобы один и тот же инновационный процесс протекал везде одинаково. Где-то этот процесс проходит удачно, где-то заходит в тупик, хотя осваивается один и тот же объект (прибор, стимулирующая система, производственная или управленческая технология и т.п.).

 

«Слишком быстрое превращение нового в старое».

Спрос на новшества постоянно давит на производителей. Рынок ненасытен: едва появившись, новшество рискует быть вытеснено другой новинкой. Тенденция ускорения темпов обновления товаров объективна, но оказывается слишком тягостной и затратной для производителей, находящихся под дамокловым мечом потери конкурентоспособности. Нередко новое изделие, на разработку которого организация затратила значительные ресурсы, оказывается вдруг устаревшим, даже не успев появиться на рынке. Моральное устаревание при физической новизне ― один из инновационных провалов.

Эти и аналогичные им проявления инновационных провалов носят объективный характер, т.к. они коренятся в природе самих организаций и особенностях новейшей стадии развития инновационной экономики. И в этом смысле они неподконтрольны руководству компаний. Следовательно, устранить действие этих факторов не представляется возможным. Можно лишь тем или иным способом смягчить остроту и последствия инновационных провалов.

 

Вместе с тем, в литературе выделяются факторы, затрудняющие инновационный процесс, но в принципе подконтрольные эффективному руководству инновационно ориентированной организации. Так, А.Пригожин относит к группе решаемых проблем дезинтегрированность инновационных процессов. *** Аналогичный подход можно встретить у Н.Лапина, Э.Наппельбаума, И.Перлаки, Н.Ведина, А.Хасановой.****

***См.: Пригожин А.И. Указ.соч. ― С.140.

****Лапин Н.И. Теория и практика инноватики: учеб. пособие / Н.И. Лапин. – М.: Университетская книга; Логос, 2008; Наппельбаум Э.Л. Системный анализ как программа научных исследований – структура и ключевые понятия // Системные исследования. – М.: Наука, 1979; Перлаки И. Нововведения в организациях. ― М.: Экономика, 1980; Ведин Н.В., Хасанова А.Ш. Экономическая природа инноваций как межпарадигмальная проблема // Вестник экономики, права и социологии. 2012. №1. ― С.17-23.

К проявлениям дезинтеграции, по его мнению, следует отнести:

- разрыв или недостаточность связей между стадиями инновационного процесса;

- расхождение между целями и интересами участников инновационного процесса;

- неразвитость организационных связей между стадиями и участниками нововведений;

- неразвитость клиентной ориентации поставщиков новшеств, негибкое реагирование на спрос.

 

Дезинтеграция инновационных процессов проявляется также в виде конфликта интересов и целей, присущих проектной группе инноваторов, с одной стороны, и той ролью, которая отводится этой группе руководством материнской организации в соответствии с ее интересами и целями. Если учитывать, что проектная инновационная группа ― это тоже организация, хотя и являющаяся структурным подразделением материнской организации, такой конфликт можно квалифицировать как межорганизационный.

Но что, собственно, дает нам знание этих законов инноватики?

Прежде всего, руководители, консультанты, практические разработчики инновационного проекта должны понять и принять тот факт, что противодействие организаций нововведениям ― процесс объективный и естественный. Неразумно каждый раз искать конкретных виновников сопротивления инновациям. Найти и наказать, разумеется, можно, но нельзя забывать, что за их поведением стоят объективные механизмы. Прежде чем взяться за какое-то серьезное изменение организации, надо представить, в каких именно формах будет происходить сопротивление этому процессу и заранее озаботиться разработкой мер, способных если не полностью, то хотя бы существенно преодолеть это сопротивление.

Перечень вопросов, стоящих здесь перед инициатором инновационного проекта, выглядит следующим образом:

чьи интересы совпадают с нововведением, а чьи противостоят им?

как заинтересовать в успехе нововведения тех, кто опасается потерь от его осуществления?

каким образом преодолеть сопротивление тех, кого не удается мотивировать на данное изменение?

 

 

1. Контрольные + проблемные вопросы:

Чем обусловлена доминирующая роль затратной компоненты в инновационной экономике?

Учитывает ли современный бизнес существование развивающей компоненты инновационной экономики в организации своей деятельности, в частности, ― в реализации инновационных проектов? Если да, то в чем это выражается?

Существует ли связь между инновационной экономикой и глобальным экологическим кризисом?

Если объективной основой инновационных провалов является доминирование затратной стороны инновационного процесса, то каким рисуется будущее человеческой цивилизации?

 

2. Прокомментируйте следующий фрагмент из книги Э. Фромма, в частности, на предмет его связи с природой инновационной экономики.

 

«Учеба

Студенты, ориентированные на «обладание», слушая лекции, воспринимают слова, улавливают логические связи и общий смысл4 они стараются сделать максимально подробные записи, чтобы затем зазубрить конспект и сдать экзамен. но они не думают о содержании, о своем отношении к этому материалу, он не становится частью собственных мыслей студента. Содержание и студент остаются друг другу чужими (если не считать, что каждый из студентов становится обладателем некоторых фактов, полученных из лекции, в которой лектор часто сообщает не свои, а чужие мысли).

Цель таких студентов ― сохранить выученное в голове или на бумаге. Им не нужно создавать ничего нового. Сознание по типу «обладания» и впрямь не терпит новых идей по поводу конкретной темы, ибо всякое новое ставит под сомнение ту сумму информации, которой оно уже обладает. Мысли, которые не укладываются в систему привычных категорий, у таких людей вызывают страх, как и все, что растет и изменяется и тем самым уходит из-под контроля.

Для студентов, мыслящих в модусе бытия, процесс учебы проходит совсем иначе. Во-первых, они и сами не приходят на лекцию в состоянии «чистого листа»… У них уже есть определенный интерес к теме и некоторые вопросы и сомнения.

Вместо пассивного проглатывания слов и идей они слушают, и не просто слушают, но воспринимают активно и творчески. То, что они слышат, стимулирует их собственные размышления, помогает сформулировать вопросы, прийти к новым идеям и увидеть новые перспективы…» (с.48-49)

 

3. В приложении (рис.1) содержится схема формирования конкурентоспособной стратегии фирмы.

Вопросы:

Какие организационные блоки, на ваш взгляд, являются ответственными за конкурентоспособность фирмы?

В каких блоках и подблоках кроется инновационный потенциал организации?

В каких блоках и подблоках содержится потенциал сопротивления нововведениям?

Что, на ваш взгляд, является критически важным для формирования конкурнтного преимущества фирмы?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: