III. Работа по теме урока




Ход урока

I. Организационный момент

Проверка дом. Задания

Тесты. 1. Хронология — это: а) последовательность исторических событий происходящих во времени; б) повторение всех исторических событий; в) дисциплина, которая изучает бытовые и культурные особенности народов; г) наука об исторических источниках.

2. Вставьте пропуски в тексте: Год - это отрезок времени длиною в...месяцев, а век -отрезок времени длиною в... лет.

3. Соотнесите год со столетием, соединив их стрелками

  240 г.   V ст. до н.э.
  78 г. до н.э.   III ст.
  645 г.   XIX ст.
  1582 г.   VII ст.
  1861 г.   XVI ст.
  435 г.   до н.э. I ст. до н.э.

4. Посчитайте, сколько лет прошло после принятия христианства как государственной религии Древней Руси в 988 г. до сегодняшнего дня.

5. Определите, сколько лет прошло от дня окончания Великой Отечественной войны(1945 г.)?

 

II. Мотивационно - целевой этап

По карте мы всегда найдём дорогу

Из дальних стран к родимому порогу.

III. Работа по теме урока

 

1. Что изучает наука картография Как картография помогает в изучении истории? Еще в древние времена человек начал изображать окружавшую его местность. Среди древних исторических памятников встречаются примитивные карты-рисунки на камнях, костяных пластинках и глиняных табличках. Эти картографические изображения служили для указания путей передвижения, мест удачной охоты, удобных переправ через реки. Первые карты были похожи на рисунки и содержали огромное количество неточностей. Но даже такие изображения ценились очень высоко. С их помощью можно было повторить путь, пройденный первооткрывателем, и избежать неприятностей, которые подстерегали путешественников.

Когда начали развиваться торговля и мореплавание, карты стали неотъемлемой частью человеческой деятельности, их составление поручалось известным художникам своего времени.

Постепенно возникла наука картография

Исторический словарь: Картография —наука о методах составления, изучении и использовании различных карт. План местности, карта, глобус - это модели земной поверхности.

Продуктами деятельности картографов являются карты, атласы, глобусы. Они могут быть представлены на твёрдых, плоских или объёмных материалах (бумага, пластик) или в виде изображения на видеомониторе.

Сегодня активно используются не только бумажные карты (в атласах и настенные), но и электронные, спутниковые карты. Произошло это благодаря компьютеру и интернету. Современные электронные карты дают уникальную возможность увидеть не только связь между странами и городами, но и разглядеть мельчайшие объекты.

 

2. Для чего и как создается историческая карта

О чем рассказывают исторические карты? Первое знакомство с картой у вас произошло в начальной школе, и вы, наверняка, знаете, что, благодаря картам, можно пополнить свои знания. На картах может быть изображен весь земной шар, отдельные материки, государства, моря и океаны. Есть карты звездного неба, показывающие положение небесных светил. Благодаря картам можно узнать о том, какие народы населяют Землю, в каких природных условиях они живут, как развито хозяйство в разных странах. Карты используют автомобилисты, чтобы узнать сеть автомобильных дорог; туристы, когда отправляются в путешествия. Карты нужны строителям, капитанам судов, военным. Историк, отыскивая место важного сражения, маршрут географического открытия или местность, в которой была сделана важная археологическая находка, тоже не может обойтись без карты, так как каждое событие происходит не только в определенное время, но и в определенном месте. Поэтому для историков важно ориентироваться в пространстве. Для этого служат исторические карты.

Создателям исторической карты - картографам необходимо хорошо знать историю, изучить все события, происходившие в местности, отображаемой на карте, установить их хронологическую последовательность и только тогда создавать саму карту. Приобщиться к работе с историческими картами вы можете благодаря контурным картам, которые необходимо заполнять самостоятельно. На них нанесены только очертания территорий в то или иное время, линии, обозначающие реки, точки, указывающие на местоположение городов. Это основа, на которую нужно наносить объекты и их названия в ходе изучения исторических событий.

3. Читаем историческую карту с помощь легенды. Практическая работа: «Как работать с исторической картой»

Что такое «легенда», и какое отношение она имеет к карте? На исторической карте можно найти много интересной информации, но понять ее сможет только, тот кто научится читать карту. Как без знания букв нельзя прочитать книгу, так без знания условных знаков нельзя понять изображения на карте. Объяснение условных знаков выносится на поля карты и называется легендой. Условные знаки при этом различаются по форме, размеру, цвету. Легенда облегчает чтение содержания карты.

4. История на плане

На исторической карте обозначаются крупные объекты. Однако часто необходимо рассмотреть объекты в деталях, например, кварталы и улицы города, его строения и т.д. Для этого чертится план.

План, составленный археологами во время раскопок фундаментов зданий, дает возможность воссоздать облик древнего города. План сражения показывает, как располагались войска во время битвы, в каком направлении были нанесены удары.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: