Инструкционная карта № 9
По дисциплине «История»
Тема: Рассмотрение международных доктрин об устройстве мира. Место и роль России в этих проектах
Цель урока: оценить изменение геостратегического положения России после распада СССР и развитие отношений России с Западом в 90-е гг.
Планируемые результаты
Студенты узнают о:
— изменении мирового статуса и геостратегического положения России после распада СССР;
— причинах и последствиях расширения НАТО на Восток и принятия договора СНВ-2;
— причинах Балканского кризиса и начала ухудшения отношений России со странами Запада.
Время: 2 часа
Место проведения: учебная аудитория
Форма организации: групповая
Оборудование: инструкционные карты, хрестоматия, статистические материалы, атлас, наглядный и текстовый материал, электронный учебник «Всеобщая история: конец XIX–начало XXI»
Методические рекомендации
При выполнении задания необходимо использовать международные доктрины об устройстве мира
Задание 1. Работа с таблицей.
А) Сравните как изменился внешнеполитический курс СССР в сравнении с Россией 90-х годов.
Внешняя политика СССР | Внешняя политика России |
Как отразились эти изменения на отношениях РФ с отдельными государствами (группами государств)
Б) Составить хронологию основных событий в бывшей Югославии 1991-1999 гг.
Год | Событие | Результат |
Показать роль России в балканских событиях.
Задание 2. Найдите материал в учебнике и Интернете и заполните таблицу. Отметьте общее и особенное в деятельности трех министров иностранных дел России.
|
А.В. Козырев | Е.М. Примаков | И.С. Иванов |
Задание 3. Составить сборник цитат состоящих из10 оценок современными специалистами последствий роста военной мощи НАТО.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Работа с документами
1. Как вы относитесь к взглядам З. Бжезинского относительно будущего России?
2. Что означало бы такое будущее для нашей страны?
3. Для чего предлагается создание «свободной конфедерации» в России?
4. Используя содержание документа, представьте характеристику направленности политики США в отношении России в 1990-е гг.
ИЗ КНИГИ З. БЖЕЗИНСКОГО «ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА. ГОСПОДСТВО АМЕРИКИ И ЕГО ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ»
Для США пришло время выработать и применять комплексную, всеобъемлющую и долгосрочную геостратегию по отношению ко всей Евразии. Эта необходимость вытекает из взаимодействия двух фундаментальных реальностей: Америка в настоящее время является единственной супердержавой, а Евразия — центральной ареной мира. Следовательно, изменение в соотношении сил на Евразийском континенте будет иметь решающее значение для мирового главенства Америки...
[После распада СССР] российской политической верхушке следует понять, что для России задачей первостепенной важности является модернизация собственного общества, а не тщетные попытки вернуть былой статус мировой державы. Ввиду колоссальных размеров и неоднородности страны децентрализованная политическая система на основе рыночной экономики, скорее всего, высвободила бы творческий потенциал народа России и ее богатые природные ресурсы. В свою очередь, такая, в большей степени децентрализованная, Россия была бы не столь восприимчива к призывам объединиться в империю. России, устроенной по принципу свободной конфедерации, в которую вошли бы европейская часть России, Сибирская республика и Дальневосточная республика, было бы легче развивать более тесные экономические связи с Европой, с новыми государствами Центральной Азии и с Востоком, что тем самым ускорило бы развитие самой России. Каждый из этих трех членов конфедерации имел бы более широкие возможности для использования местного творческого потенциала, на протяжении веков подавлявшегося тяжелой рукой московской бюрократии.
|
Инструкционная карта № 10
По дисциплине «История»
Тема: Рассмотрение и анализ текстов договоров России со странами СНГ и вновь образованными государствами с целью определения внешнеполитической линии РФ
Цель урока: исследовать договора России со странами СНГ для определения внешнеполитического курса России.
Планируемые результаты
Студенты узнают о:
— экономических и политических отношениях России и СНГ;
— региональных блоках и организациях на территории бывшего СССР;
— внешнеполитических приоритетах России как участницы СНГ.
Время: 2 часа
Место проведения: учебная аудитория
Форма организации: групповая
Оборудование: инструкционные карты, хрестоматия, статистические материалы, атлас, наглядный и текстовый материал, электронный учебник «Всеобщая история: конец XIX–начало XXI»