Волнение и страх. Чего боимся?




По данным Дейла К а рнеги, страх публичных выступлений – второй после страха смерти. И по данным статистики, публичных выступлений боятся 90 % людей. На вопрос, чего же боятся люди при выступлении перед аудиторией, можно получить
несколько ответов. Вот самые распространённые:

– Провалиться.

– Сбиться с толку.

– Выглядеть смешным.

– Выглядеть глупым.

– Забыть что-то важное или перепутать.

– Сказать не то.

– Говорить долго и неясно, не знать, как закончить.

– Ошибиться так, что это все заметят.

– Каверзных вопросов.

Почему люди боятся выступать публично? Чего им не хватает?

Не хватает навыков, опыта, знаний. Знания приобретаются, опыт и навыки приходят с практикой. Значит, нужно как можно чаще выступать.

Как проявляется страх?

– мысли путаются,

усиливается сердцебиение,

– повышается давление.

– глаза блестят,

– щеки краснеют,

– плечи опускаются,

– руки дрожат, потеют,

– колени подгибаются,

– ноги становятся ватными,

– бросает в жар или в холод,

– мурашки по телу.

И если человека охватывает не страх, а ужас, то волосы
дыбом… Но давайте не будем культивировать свои страхи,
а сделаем всё, чтобы справиться с волнением.

Как физически справится со страхом перед выступлением?

1. Волнение – это естественно. Многие актеры об этом говорят: «Я боюсь, что перестану волноваться». Вы не первый и не последний выступающий. Другие тоже боятся. Но не культивируйте свои страхи и отрицательные эмоции. Думайте о выступлении и об аудитории. Помните, что около 60 % присутствующих настроены слушать нейтрально, 30 % – активные и заинтересованные слушатели и только 10 % могут быть настроены критично.

2. Еще один совет: подружитесь со своими страхами. Как?!

– Вы боитесь выглядеть смешным? Так рассмешите
слушателей. Общий смех сближает.

– Вы боитесь забыть важное? Что делать? Учить наизусть? Нельзя! Если вы забудете какое-то слово или фрагмент из заученного текста – войдете в ступор. Учить нужно не слова, а мысли. Составить план выступления и записывать: цифры, даты, термины. Цитаты можно и даже нужно зачитать, дав точную ссылку на источник.

3. Выполните упражнение, снимите напряжение, чтобы мышцы не были зажаты. Перед выступлением подвигайте челюстью – влево вправо, вперед назад. Это расслабит мышцы.
Погримасничайте. Расправьте плечи. Если вы напряжены – расслабьтесь. Расслабление достигается после максимального напряжения. Почувствуйте ту группу мышц, которая напряжена. Напрягите эти мышцы максимально. Например, если от страха подгибаются ноги, сядьте на стул (на ягодицы), вытяните ноги вперёд, согните пальцы ног до предела. Считайте до 10. Расслабьте пальцы. То же самое проделываете, соединив большие пальцы ног и максимально разведя пятки. Напряжение – расслабление. Такие упражнения описаны в книге «Счастлив по собственному желанию. 12 шагов к душевному здоровью» Андрея Курпатова.

И ещё есть формула СТРАХ + ДЕЙСТВИЕ = УСПЕХ, так что давайте действовать.

Каким должно быть
публичное выступление?

Публичная речь — не самоцель, а средство достижения цели. Она должна быть:

– убедительной;

– доказательной;

– логичной;

– продуманной;

– красноречивой (или просто красивой);

Какие требования предъявляются
к информирующей речи?

1. В ней не должно быть ничего неясного, в такой речи любая проблема находит разрешение, на любой вопрос должен быть найден ответ.

2. Объяснение должно быть понятным и доступным. «Действительно знать — значит уметь научить ребенка», — утверждал Аристотель.

3. Ваше выступление должно вызывать пытливость, живой интерес. Если заранее не возникли вопросы, вызванные удивлением, недоумением или сомнением, то долг оратора — поставить их.

4. Речь должна удовлетворять запросам слушателя. Сообщение может иметь непосредственное отношение к занятиям слушателей, их домашнему быту, отдыху, политическим взглядам, общественной жизни.

5. Сообщение должно быть актуально.

6. Речь должна достигать цели, будучи воспринятой
на слух. Помните, что оперативная память человека – это 7 + 2 слова. Следовательно, сверхдлинные предложения недопустимы: слушатели к концу предложения забудут его начало, а иногда и сам оратор запутывается в своих сложных конструкциях и
допускает грамматическую ошибку.

Как выбрать тему речи?

1. Выбирайте тему, соответствующую вашим познаниям и интересам.

2. Выбирайте уместную тему.

3. Тема должна соответствовать аудитории (возраст, пол, национальность, приверженность к той или иной религии, политическим взглядам, уровень образования, специальность).

4. Выбирайте круг вопросов, подготовка по которым даст вам и вашим слушателям максимальную пользу.

Будет ли тема важна и увлекательна, зависит от:

1) основных интересов (наиболее сильные психологические доводы — жизнь и смерть, здоровье, физическое
и экономическое благополучие, социальный статус);

2) групповых интересов (выбрав такую тему, оратор сплачивает коллектив, объединяет людей вокруг группового интереса);

3) злободневных интересов (сиюминутных, актуальных;
актуализировать можно практически любую тему, но делать это нужно не искусственно);

4) конкретных интересов (темы, связанные с работой, увлечением, развлечением);

5) новизны: следует избегать несовременных или неоднократно подвергавшихся широкому обсуждению тем;

6) противоречивости (люди склонны проявлять интерес
к спорному, столкновение и борьба вызывает невольный интерес). Совсем не обязательно строить свое выступление в форме монолога, это может быть диалог-дискуссия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: