тема Пропорции и строение фигуры человека




 

Древнейшие данные о законах пропорций были найдены в гробнице пирамиды близ Мемфиса (около 3000 лет до н. э.). Так, в Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон — то есть такая система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по одной части тела определить другую. Были установлены каноны изображения стоящего, идущего, сидящего человека и т.д. Художники обязаны были заучивать отдельные формы и схемы изображения по таблицам и образцам. Зная эти правила, художник мог более точно нарисовать человеческую фигуру, начиная с любого места. За единицу измерения была принята величина среднего пальца руки. Египтяне использовали специальные сетки-таблицы, которые наносили на поверхность каменной плиты или стены для создания рельефа или росписи. Однако точное соблюдение пропор­циональных соотношений частей чело­веческого тела не учитывало характерных особенностей пропорций подростков и детских фигур. Если художник изображал рядом две фигуры — мужчины и женщины, взрослого человека и ребенка, — то он изображал их по одному и тому же канону, одну фигуру — крупного размера, а другую — маленького. Разница в размере фигур определялась не их реальными пропорциями, а различием их социального положения.

Художники Древней Греции совершали специальные путешествия в Египет, чтобы поучиться умению пользоваться каноном. Но в отличие от египтян греческие художники наблюдали и изучали человеческое тело во всех его деталях. В основе изображения лежало рисование с натуры: появились так называемые древнегреческие каноны, определяющие точность пропорций фигуры человека.

Греческий скульптор Поликлет написал теоретический трактат под названием «Канон» о пропорциональной соразмерности частей человеческого тела.За единицу измерения он принял голову человека. По отношению к росту голова составляла одну седьмую часть, лицо и кисть руки — одну десятую, ступня — одну шестую. «Успех художественного произведения, — утверждал Поликлет, — получается от многих числовых отношений, причем любая мелочь может его нарушить». Впервые в истории изобразительного искусства Поликлет разрешил проблему контрапоста (от итал. contrapposto — «противоположность») — то есть внутреннюю подвижность стоящей фи­гуры, с упором на одну ногу. Свой идеал атлета-гражданина Поликлет воплотил в бронзовой скульптуре юноши с копьем. Могучий обнаженный атлет — Дорифор («Копьеносец») — изображен в спокойной и величественной позе. Благодаря решению этой проблемы изображение человека стало реальным, оно вышло из той скованности и окаменелости, в которой находилось тысячелетия. Фигура человека стала изображаться очень естественно и жизненно.

В период эпохи Возрождения над выработкой канонов пропорций трудились такие выдающиеся мастера как С. Боттичелли, Микеланджело и Леонардо да Винчи.

В настоящее время происходит изменение пропорций человека. Если в начале 20 века средней считалась мера в семь голов, то сейчас принята мера в 8 голов, при маленьком росте она соответствует 7,5. В настоящее время у высоких людей стали встречаться пропорции 1/9 и 1/10.

В делении на восемь частей принята за модуль длина головы. В этой схеме делящие линии удобно определяют положение середины груди, локтей, верхней линии лонного сращения, концов пальцев рук и коленных чашечек.

 

Человеческое тело имеет следующие пропорции:
1. Ширина плеч у мужчины равна двум высотам головы, у женщины — несколько меньше.

2. Бедра по ширине у мужчины равны ширине грудной клетки.

3. Длина руки с кистью равна трем высотам головы. Общая длина вытянутых рук плюс ширина плеч равна: 3+3 + 2=8 голов, т. е. равна росту человека.

4. Локоть согнутой руки находится в нижнем положении на уровне пупка, в верхнем — на уровне макушки головы.

5. Расстояние между сосками у мужчины равно высоте головы.

6. Высота головы равна длине ступни и длине предплечья.

7. Длина кисти равна лицевой части (от подбородка до волос), также равна мозговой части головы, т. е. составляет 1/10 часть роста фигуры человека.

8. Ширина кисти равна длине среднего пальца.

9. Окружность талии в 2 раза больше окружности шеи; окружность шеи в 2 раза больше окружности запястья.



«Конструкция головы человека и ее пропорции»

«Начинаем рисовать голову с овала, яйцевидной формы. Если голову человека обернуть тканью, то она представляет из себя форму яйца. Нарисованный овал, делим на пять равных частей. Проводим вертикальную осевую линию. Получаем вот такую схему изображения пропорций лица человека. Дальше учитель работает на доске, а ученики следуют строго за его указаниями.

 

 

 

1. Глаза находятся строго на середине лица, т.е. на третьей линии.
Обозначаем место для глаз. Между глазами приблизительно должен умещаться еще один глаз. Это самая характерная детская ошибка при рисовании портретов – детям кажется, что на лице кроме носа, губ и глаз больше ничего и нет, и они рисуют глаза на месте лобных бугров. Еще раз повторить – глаза строго посередине.
2. Месторасположение носа – между 3-ей и 4-четвертой линией. Нижний кончик носа строго остается на средней линии, не ниже и не выше.
3. Уши располагаются в той же части, что и нос. Не надо рисовать слишком большие уши.
4 Губы. Делим на глаз расстояние между 4-ой и 5-ой линией на три части. Берем верхнюю линию (нижняя, нас не интересует). Это линия разреза губ: над ней рисуем верхнюю губу, под ней - нижнюю.
5. Апоневроз. Точка, откуда начинают расти волосы, не зависимо от того, какую прическу носит человек. На волосы отводится целая часть, да плюс еще шевелюра добавляет пышности на голове (если человек не стрижен налысо).

 


 

Следующим этапом в работе является зарисовка отдельных частей лица. В лице человека нет прямых, рубленных линий, поэтому схема пропорций является лишь «грубым обрубком», всего лишь месторасположением отдельных частей, схемой. И эту схему надо приводить в соответствие с индивидуальными чертами человека. Здесь уже могут помочь только точный глаз, наблюдательность и умение рисовать.

 

После зарисовки отдельных частей лица приступаем к прорисовыванию их на схеме. В результате получаем «обобщенный» образ человеческого лица.



Домашнее задание: Сделатьзарисовки схемы фигуры человека и головы человека (по рассмотренной выше схеме).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: