Многочленные и неэлементарные сложные предложения
– Число предикативных частей
– Виды связи
1. Многочленными могут быть сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные предложения.
1.1. Многочленные сложносочинённые предложения могут быть:
- с одинаковыми сочинительными союзами между ПЧ: И упали замки тяжёлые, и отворились ворота тесовые, и очутилась она на зелёном лугу пред крутою горою…
Тоска любви Татьяну гонит, и в сад идет она грустить, и вдруг недвижны очи клонит, и лень ей далее ступить.
- с различными сочинительными союзами между ПЧ: Вот этот пронзительный крик и долетел тогда до посёлка, и Митраша это слышал и ответил, но порыв ветра тогда унёс крик в другую сторону.
Он часто курил, и она его постоянно ругала, но он не отказывался от пагубной привычки.
1.2. Многочленные бессоюзные предложения могут быть:
- с одинаковым видом связи и одинаковой интонацией между ПЧ:
Бревно на избах было темно и старо;многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде ребер. (БСП с перечислительными отношениями между ПЧ, интонация перечисления).
Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весной в сени к нам летит.
- с разным видом связи и с разной интонацией между ПЧ: Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна лежать неподвижно на сене:тело нежится и томится, легким жаром пышет лицо, сладкая лень смыкает глаза. (БСП, в котором объединяются пояснительные и перечислительные отношения между ПЧ, интонация пояснения и перечисления).
Я уверена: скоро отменят самоизоляцию – можно будет спокойно гулять по улицам…
1.3. Многочленное сложноподчиненное предложение
сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением ПЧ
|
[Я знаю], (что настанет день), (когда все закончится).
(Если у меня будут деньги), (чтобы купить эту книгу), [я обязательно ее приобрету].
Драматург ставит своих героев в такие обстоятельства (какие именно?), что сама жизнь выносит приговор, осуждает на одиночество и духовную изоляцию тех (каких?), кто живёт только для себя. (3 ПЧ: 1 – главная, 2 – придаточная определительная 1-ой степени, 3 – придаточная определительная 2-ой степени). Ему вспомнились стихи (какие?), в которых поэт говорит своей милой (о чём?), что они не будут клясться друг другу (почему? по какой причине?), потому что клятвы оскорбили бы их доверчивую и горячую любовь. (4 ПЧ: 1 – главная, 2 – придаточная определительная 1-ой степени, 3 – придаточная изъяснительная 2-ой степени, 4 – придаточная причины 3-ей степени).
Крот решил жениться на Дюймовочке - 1, потому что узнал - 2, что она мало ест - 3. (К первой, главной части, присоединяется придаточное причины (второе), а к нему третье – изъяснительное.
Было такое впечатление, что несколько часов назад мы волшебным образом побывали в совершенно иной чудесной стране, где и алые лилии, и красная рябина, и трава переливаются огнями.
!!! Более сложным кажется случай, когда одна из связанных последовательным подчинением придаточных частей расположена внутри другой:
[Я думаю], (что, (когда все закончится), люди по-другому будут смотреть на мир).
Мышь решила - 1, что- 2, раз Дюймовочка убежала - 3, надо самой выйти замуж за крота - 2. Внутри второй части расположено относящееся к ней придаточное условное).
|
2) сложноподчинённые предложения с придаточными, относящимися непосредственно к главной части:
- CПП с однородным соподчинением (однородными придаточными)
· Один и тот же вопрос к придаточным Одно и то же придаточное
· От одного (одинакового) слова или от всей части
[Я знаю], (что она приехала) и (что ты с ней говорил).
[Все хотели знать], (как он путешествовал), (что видел).
(Если у меня будут деньги), (если меня отпустит мама), [мы обязательно сходим в кино].
Рита знала (о чем?), что рана ёё смертельна и (о чем?), что умирать она будет долго и трудно. (3 ПЧ: 1 – главная; 2, 3 – придаточные изъяснительные, относятся к слову знала главной части). Поэты говорят (о чём?), что вынести они могут многое, но что им надобно пропеть своё горе…
Ласточка поняла - 1, что Дюймовочка очень несчастна - 2 и что её никто не любит - 3. (Первая часть – главная, к ней относится вторая и третья – однородные придаточные изъяснительные. Однородность частей устанавливается просто: между ними стоит союз и, при этом в обеих частях повторяется союз что). При соподчинении все придаточные части относятся непосредственно к главной (или же к одной и той же придаточной).
Я не могу передать боль и радость этой любви, когда ждешь неизбежных потрясений, когда утро гремит сотнями корабельных гудков и исполинское солнце пролетает над зимними днями.
Давно уж минули счастливые годы, когда он, любимец цветущей природы, алмазные брызги кругом рассыпал, когда его путник отрадою звал, когда дерева близ него вырастали и листья зеленые тихо шептали.
|
- CПП с неоднородным/параллельным соподчинением (неоднородными придаточными)
· Разные вопросы к придаточным, разные типы придаточных
· От разных слов или от всей части, от слова и всей части
(Если мне удастся), [я побываю там], (куда давно стремлюсь).
[Я не приду на праздник], (который ты устраиваешь), (потому что меня мама не отпустила).
[Я думаю о книжках, (которые мне подарили), и об игрушках], (которые я хочу купить).
1). Он как будто чувствовал (что?), что ему надо влюбиться в одну из сестёр; только не мог разобрать (что?), в какую именно.
2). Если бы мне иметь сто жизней (при каком условии?), они не насытили бы всей жажды познания (какой?), которая сжигает меня.
3). Когда я оторвался от газеты, девочка подошла ко мне и попросила ножик (с какой целью?), для того чтобы обровнять стебли букета.
Когда Дюймовочка увидела крота - 1, она поняла - 2, что не сможет стать его женой никогда - 3.
Природа создала Ломоносова не для того, чтобы узнать что-то конкретное, а для того, чтобы вообще узнавать неопознанное.
Чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее видит он позицию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.
3) сложноподчинённые предложения смешанного типа, в которых имеет место последовательное подчинение, однородное или неоднородное подчинение:
И лишь тогда он своему сознанию позволил оборваться (когда?), когда окликнули их и (когда?), когда он понял (что?), что на встречу идут свои.
(Если у меня будут деньги), (чтобы съездить в путешествие), [я побываю там], (куда давно стремлюсь) и (где давно хочу побывать).
Понятие о сложных синтаксических конструкциях
Сложные синтаксические конструкции – это многочленные сложные предложения с разнотипной связью между предикативными частями (сочинительной, подчинительной, бессоюзной).
В лингвистической литературе такие предложения называются сложными предложениями смешанной (комбинированной) структуры, многокомпонентными сложными предложениями, усложнёнными сложными предложениями, многопредикативными усложнёнными предложениями, сложными синтаксическими конструкциями и др.
В таких предложениях наиболее часто сочетаются следующие виды связи:
1. Сочинительная и подчинительная: Быстро мчался поезд, убегая от процветающего города и направляясь к станции Тихорецкой, но я расставался с ним далеко не с тем удовольствием, которое ощущал несколько часов назад, при приближении минуты отъезда.
Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется и нам сочувствие дается, как нам дается благодать.
Когда я проснулся утром, в голове моей гудело, а во всем остальном теле ощущалась свинцовая тяжесть.
[Переулок был весь в садах], и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках)
Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге
Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой.
В квартире в это время вспыхнул паркет под ногами пришедших, и в огне, на том месте, где валялся с притворной раной кот, показался все более густея, труп бывшего барона Майгеля с задранным кверху подбородком, со стеклянными глазами.
Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге.
Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать.
2. Бессоюзная и подчинительная:
Не думай, что, если ты молод и полон сил, тебе всё по плечу;есть вещи, посильные только старости, потому что в ней - мудрость многих поколений.
Но природа найдёт для меня ущелье в горах, где я смогу укрыться; она осыплет ночь звёздами, чтобы, не падая, мог я блуждать во мраке, и ветром завеет следы моих ног, чтобы никто не мог преследовать меня.
Я посмотрел вокруг:деревня по-прежнему казалась безлюдной, хотя кто-то наверняка здесь жил.
[Печален я]: [со мною друга нет], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет).
Как ни был он подготовлен, сердце ёкнуло: всё-таки большое событие.
3. Бессоюзная и сочинительная:
Несколько дней спустя после своего приезда молодой Дубровский хотел заняться делами, но отец его был не в состоянии дать ему нужные объяснения;у Андрея Гавриловича не было поверенного.
К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены:они рвались из-под седла, и с каждым мгновением мы были всё ближе и ближе.
Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье.
Берег с этой стороны был высоким, и поэтому пришлось долго искать опору для него: в глинистой почве не было глубоких и прочных корней.
Уже давно село солнце, но ещё лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье.
Река тоже присмирела; немного погодя и в ней кто-то плеснул ещё в последний раз, и она стала неподвижна.
4. Сочинительная, бессоюзная и подчинительная:
Небо все ниже нависает над нами; слабо брезжит синевато-свинцовый свет угасающего дня, и в туманной дали уже начинают появляться те бледные неуловимые огоньки, которые всегда мелькают перед напряжёнными глазами путника в зимние степные ночи.
Общество «Зеленая лампа» политической цели не имело; члены съезжались для того, чтобы читать друг другу новые литературные произведения, свои и чужие, и обязывались сохранять в тайне всё, что на их собраниях происходило, и нередко случалось, что там слушали и разбирали стихи и прозу, написанную в сатирическом или вольнолюбивом духе.
Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою, а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напряженно палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом.
В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.
На следующий день, когда наступило некоторое затишье, Пастухову удалось связаться с санбатом, но оттуда ответили, что Звягинцева переправили в армейский госпиталь: требовалась сложная операция.
Сколько ни езжу по нашим степям, как ни темны бывают иногда безлунные ночи, мне ни разу еще не случалось сбиться с дороги и испытать положение заблудившегося человека, но зато однажды я испытал другое несчастье: меня застиг в степи буран, и я познакомился со всеми его ужасами.
Порядок разбора сложного предложения усложненной структуры
1. Сделать графический разбор:
- подчеркнуть грамматические основы предикативных частей;
- отметить границы предикативных частей и пронумеровать их по порядку следования в предложении;
- составить вертикальную схему предложения. В схеме обязательно должны быть показаны все блоки - группировки предикативных частей.
2. Описать предложение:
количество предикативных частей;
характеристика всех связей на основном уровне членения и внутренних. Описание синтаксической связи производится по образцам разбора элементарных сложных предложений (СПП, ССП, БСП). Если в предложении представлены основные виды подчинения, следует их назвать.
(При полном синтаксическом анализе далее выполняется другой вид разбора - описание всех предикативных частей как простых предложений.)
Образец разбора
Вспомните /1, что писатели /2, которых мы называем вечными или просто хорошими /3 и которые пьянят нас /4, имеют один общий и весьма важный признак /2: они куда-то идут и вас зовут туда же /5, и вы чувствуете не умом, а всем своим существом /6, что у них есть какая-то цель, как у тени отца Гамлета /7, которая недаром приходила и тревожила воображение /8 (А.Чехов).
Это усложненное сложное предложение, состоящее из 8 частей.
Основной уровень членения проходит между первой предикативной частью и блоком частей № 2-8. Связь подчинительная, блок присоединяется к слову “вспомнил” (что?) с помощью союза “что”, выступает как изъяснительно-объектная придаточная часть в предложении нерасчлененной структуры.
Первый уровень членения в блоке - между частями № 2-5 и № 6-8. Связь сочинительная, средство связи - соединительный союз «и», отношения причинно-следственные, структура закрытая.
На втором уровне членения между блоком частей № 2-4 и частью № 5 связь бессоюзная, отношения пояснительные, структура типизированная.
В блоке частей № 2-4 членение третьего уровня проходит между частями № 2 и № 3,4. Связь подчинительная, однородные придаточные № 3, 4 относятся к существительному “писатели” (какие?), присоединяются с помощью союзных слов “которых”, “которые”, тип придаточных - присубстантивные определительные в предложении нерасчлененной структуры. Между собой придаточные соединены сочинительной связью, средство связи - соединительный союз “и”, отношения перечислительные, структура закрытая.
Части № 6-8 связаны способом последовательного подчинения. Придаточная часть № 7 относится к слову “чувствуете” (что?) в предикативной части № 6, присоединяется союзом «что»; тип придаточной части - изъяснительно-объектная в предложении нерасчлененной структуры. Придаточная часть № 8 присоединяется к слову «тени» (какой?) с помощью союзного слова «которая». Придаточная часть определительная присубстантивная в предложении нерасчлененной структуры.
Бессоюзная:
- связь бессоюзная,
- отношения,
- структура (2 вида).
Сочинительная:
- связь сочинительная,
- средство связи – разряд союза и сам союз,
- отношения,
- структура.
Подчинительная:
- к чему (к слову/словосочетанию – называете / ко всей части):
Нерасчлененной структуры: к слову/словосочетанию – называете
Расчлененной структуры: ко всей части
- вопрос
- при помощи чего (союз/союзное слово, выписываем)
- тип придаточного по смыслу, семантике
- тип придаточного по структуре