Сумма единого налога составила




ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

На тему «НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАН ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА»

Студент: Матеров Ю.А. _______________________________

 

Научный руководитель

доцент к.э.н. Шаброва А.И. _______________________________

 

Рецензент Шорин В.П. _______________________________

 

 

Допустить к защите ГАК

Зав. Кафедрой ЭД ИДО

______________________

«____»____________2002 г.

 

 

Ульяновск 2002


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

 

Введение 3

 

ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫВ ФОРМИРОВАНИИ

БЮДЖЕТА РФ И ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ 6

1.1 Сущность налогов и принципы налогообложения 6

1.2 Международный опыт налогообложения физических лиц 15

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ГРАЖДАН,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 18

2.1 Сущность и содержание традиционной системы

налогообложения 18

2.2 Упрощенная система налогообложения и вмененная система

налогообложения 36

2.3 Пути совершенствования налогообложения физических лиц 52

 

Заключение 56

 

Список использованной литературы 59

 

Приложения

 


Введение

 

Любая нация гордится плодами своих предпринимателей. Но любая

нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью

к воплощению какой - либо конкретной предпринимательской идеи.

Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общест-венных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Предпринимательство есть прежде всего мыслительный процесс, но поскольку каждый из нас обладает собственным аппаратом, стереотипом мышления, то применительно к этой конкретной сфере деловой активности и успехи у каждого предпринимателя различны. Но уровень успеха не может не отражать уровень мышления, хотя одного этого недостаточно — большую роль играет в этом случай, удача, везение и т.д. Однако случай, удача, везение сопутствуют лишь тому, кто научился и может мыслить.

Пытаясь перейти к рыночной экономике, государство столкнулось со множеством проблем, которые необходимо срочно решать, так как без их решения не может существовать ни одна экономика. Одна из самых острых проблем нашей экономики - это нехватка финансовых ресурсов (надо заметить, что такая проблема существует в нашей стране уже давно). Сейчас наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование. Это - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов на-логового регулирования является взимание налогов с граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Налоги являются основной формой доходов государства. Экономическая сущность налогов заключается в изъятии в пользу государства части дохода самостоятельного хозяйствующего субъекта, которая заранее определена в законодательном порядке.

Одним из наиболее эффективных направлений экономического роста России на ближайшую перспективу является стимулирование развития малого предпринимательства, в том числе предпринимательской деятельности граждан без образования юридического лица. Если в странах ЕС и США на 1000 человек приходится около 50 малых предприятий, то в России - только 6, если доля малых предприятий в ВВП на Западе составляет 50 процентов, в России - около 7 процентов. Причин такого положения много. Это и недостатки собственных оборотных средств, и сложности получения банковского кредита, и организационные проблемы и т.д. Но главная причина, на мой взгляд, заключается в том, что отечественное малое предпринимательство стало развиваться только с начала 90-х годов.

Средняя цифра об уплачиваемых налогах не дает представление о налоговой нагрузке на конкретное малое предприятие или индивидуального предпринимателя: наряду с индивидуальными предпринимателями, от которых из года в год поступают нулевые декларации, имеются индивидуальные предприниматели, являющиеся крупными налогоплательщиками по объемам платежей.

В мировой практике взимания налогов они играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции.

Целью выпускной работы является изучение действующей практики налогообложения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, учета доходов и расходов, причин порождающих неполную уплату налогов что в конечном результате отражается на поступления платежей в Государственный бюджет.

Исходя из цели исследования, основными задачами являются:

1. Изучение действующего законодательства налогообложения доходов граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

2. Анализ состояния налогообложения методологической основой исследования.

3. Выявление направлений совершенствования налогообложения доходов граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью.

 


ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫВ ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ДОХОДОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ

 

 

1.1 Сущность налогов и принципы налогообложения

 

 

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и на другие нужды. "В налогах воплощено экономическое существование государства", - подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для - содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий - рынков сырья, и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства (18).

Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

- работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные ценности и получающие определенный доход;

- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налоговых взносов, сборов, различных пошлин и платежей государство формирует свои финансовые ресурсы. Экономическое содержание налогов выражает, таким образом, взаимоотношения хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Налоги - ровесники государства. Уже несколько веков экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения. Так, А. Смит в своем "Исследовании о природе и причинах богатства народов" сформулировал четыре основополагающих принципа налогообложения, желательных, на мой взгляд, в любой экономической системе (19).

Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Такова суть принципа равенства и справедливости в налогообложении.

Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа). Иными словами, налоговая система не должна допускать произвольного толкования, а должна быть понятой налогоплательщиком. Это и есть принцип определенности.

Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как удобно оплатить его плательщику. Если же ему неудобно платить налог, то народная мудрость найдет способ избежать подобного платежа в бюджет. Такова суть принципа удобства.

Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы удержать из кармана народа как меньше сверх того, что он приносит бюджету. В соответствии с этим принципом, административные издержки (связанные, к примеру, с содержанием налоговой инспекции) надо стремиться минимизировать. Таковы основные положения принципа функциональной полезности.

На основе подобных требований к налоговой системе в мировой теории и практике сложились две основные концепции налогообложения:

Концепция полученных благ. Согласно ей, физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства. Например, те, кто пользуется хорошими дорогами, должны финансировать их строительство и ремонт. Однако при реализации этой концепции на практике могут возникнуть серьезные трудности:

А) Во-первых, часто попросту невозможно определить, какую личную выгоду получает каждый налогоплательщик от расходов государства на

национальную оборону, здравоохранение, просвещение и тому подобное.

Б) Во-вторых, следуя этой концепции, необходимо было бы облагать налогами преимущественно малоимущих, безработных - тех, кто нуждается в формировании государственной благотворительной системе.

Концепция платежеспособности. В ней отражается зависимость налога от размера получаемого дохода: имеешь большой доход - большую долю отдаешь в бюджет. И наоборот. Сложность реализации данной концепции сопряжена, прежде всего, с тем, что пока нет строго научного подхода в измерении чьей-то возможности платить налоги.

Поэтому на практике налоговая политика правительства представляется как некая комбинация обеих концепций налогообложения и строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, взглядами правящей политической партии, требованиями момента, уровень потребности правительства в доходах и тому подобное.

К элементам всякого налога относятся:

- Субъект налога (налогоплательщик) - лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Однако, налоговое бремя может через механизм цен перекладываться на другое лицо:

- носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;

- объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог

(заработная плата, прибыль, недвижимое имущество и тому подобное);

- источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог;

- ставка налога - определенная доля дохода, прибыли или имущества, подлежащая перечислению в бюджет. Налоговые ставки устанавливаются законом и закрепляются на длительное время. Но они могут быть пересмотрены, если размеры налоговых поступлений в бюджет не соответствуют целям государства. Выбирая оптимальные налоговые ставки, необходимо представлять себе их основные виды:

А) Твердые - устанавливаются в абсолютной величине на единицу обложения независимо от размера дохода;

Б) Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины;

В) Прогрессивные - когда ставка налога увеличивается по мере возрастания дохода. При этом налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю;

Г) Регрессивные - когда ставка налога снижается по мере роста дохода. В определенных условиях использование регрессивных ставок способствует абсолютному приросту налоговых поступлений в связи с усилением стимулов к наращиванию доходов (25).

В современных условиях ставки налога в развитых странах являются "плавающими" (могут ежегодно корректироваться в ту или иную сторону), а вот правила, принципы налогообложения являются стабильными в течение многих лет.

Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объема налогообложения является валовой продукт (ВВП).

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:

- прибыль (доход);

- стоимость определенных товаров;

- добавленная стоимость продукции (работ, услуг);

- имущество юридических и физических лиц;

- передача имущества (дарение, наследование);

- операции с ценными бумагами;

- отдельные виды деятельности;

- другие объекты, установленные законом.

Один и тот же объект облагается налогом данного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год). Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц, численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи "питают" бюджетную систе- му РФ (26).

Таблица 1

Состав и структура налогов по Сурскому району

за 2000 и 2001 годы

Содержание 2000 год 2001 год Отклонение
Тыс. руб. % Тыс. руб. % (+ -) к 2000 г. (т. руб.) В % к 2000 г.
Общая сумма доходов районного бюджета 25110,0   35113,5   +10003,5 139,8
В том числе: - налоговые доходы; - неналоговые доходы; - - безвозмездные пере- чис ления в том числе: а) дотации б) субвенции в) средства, полученные по взаимным расчетам с областным бюджетом г) трансферты д) от гос. внебюджетных фондов     6250,0 514,5   18345,5   1810,0 3500,0     1100,0 11085,5   850,0   24,9 2,0   73,1   * *     * *   *   9387,8 814,9   24910,8   2757,0 5534,0     2390,2 12900,7   1328,9     26,7 2,3   71,0   * *     * *   *   +3137,8 +300,4   +6565,3   +947,0 +2034,0     +1290,2 +1815,2   +478,9       150,2 158,4   135,8   152,3 158,1     217,3 116,4   156,3  
Продолжение таблицы 1
Содержание 2000 год 2001 год Отклонение
Тыс. руб. % Тыс. руб. % (+ -) к 2000 г. (т. руб.) В % к 2000 г.
Сумма собственных дохо- дов районного бюджета составляет     6764,5     5,8     533,3         +3438,2     150,8
В т.ч. в разделе налогов: -налог на прибыль -налоги на товары, услуги, лицензионные и регист-рационные сборы -налог на доходы физических лиц -налог на имущество -налоги на совокупный доход -платежи за пользованием природными ресур- сами -прочие налоги, пошлины и сборы -неналоговые доходы.   400,5     855,2   3020,3 320,8   390,2     610,5   555,0 612,0   5,8     12,6   44,7 4,7   5,9     9,0   8,2 9,1   533,3     1155,2   5014,7 549,5   543,4     821,3   770,4 814,9   5,2     11,3   49,2 5,3   5,4     8,0   7,6 8,0   +132,8     +300,0   +1994,4 +228,7   +153,2     +210,8   +215,4 +202,9   133,2     135,1   166,0 171,3   139,3     134,5   138,8 133,2

 

Из таблицы видно, что общая сумма доходов составила в 2000 году 25110 тыс. руб., в 2001 году – 35113,5 тыс. руб. Сумма собственных доходов соответственно по годам составила 6764,5 тыс. руб. и 10202,7 тыс. руб., что составляет 26,9% в 2000 году и 29% - в 2001 году от общих суммы поступлений в бюджет. Поступило соответственно по годам 18345,5 тыс. руб. и 24910,8 тыс. руб. безвозмездных поступлений, это соответственно 73,1% и 71% от общих поступлений бюджета. Из этого можно сделать вывод, что за эти годы район дотационный.

Львиная доля от собственных доходов бюджета за эти годы составляет налог на доходы физических лиц, далее идут: налоги на товары, услуги, лицензионные и регистрационные сборы; неналоговые доходы; платежи за пользованием природными ресурсами; прочие налоги, пошлины и сборы; налоги на совокупный доход; налог на прибыль; налог на имущество.

В 2001 году поступило больше на 10003,5 тыс. руб. доходов в районный бюджет, или 139,8% к уровню 2000 года.

Доля собственных доходов увеличилась на 3438,2 тыс. руб. или 150,8% к уровню прошлого года. Это произошло в основном за счет налога на доходы физических лиц – 1994,0 тыс. руб.

"Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений" (15).

Выделяют следующие функции налогов:

- фискальная;

- контрольная;

- стимулирующая;

- распределительная;

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых средств государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (обороны, социальных, природоохранных и других). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесений изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. "Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики".

Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее состоит в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги (19).

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это, прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с момента, как государство посчитало важным активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании возникли стимулирующая подфункция, а также подфункция воспроизводственного назначения.

Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, предпочтений. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и другом.

В настоящее время предусмотрены следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков, понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы (отсрочки взимания налогов), прочие налоговые льготы.

При классификации налогов выделяют следующие группы:

- прямые – взимаются непосредственно с владельцев имущества, получателя дохода;

- косвенные – взимаются в сфере реализации или потребления товаров и услуг через надбавку к их цене.

Общепринятое деление налогов на прямые и косвенные подразумевает, с одной стороны, обложение доходов, а с другой – расходов. В действительности граница между ними весьма условна и зависит от возможностей этих налогов.

Особое значение имеет дифференциация налогов по источнику обложения: издержки производства (себестоимость), прибыль (доход).

При поиске параметров оптимального налогообложения следует учитывать, что чрезмерно низкие налоги могут в краткосрочном периоде подорвать доходную часть государственного бюджета. В свою очередь, слишком высокие налоговые ставки тоже порождают негативные следствия:

- появляются так называемые "налоговые клинья" – между рыночной оценкой определенных товаров и услуг и тем возмещением, которое получают их производители. В результате ресурсы в народном хозяйстве распределяются неэффективно;

- при увеличении ставок подоходного налога и других и их прогрессии ослабляются стимулы к труду. Становится невыгодно работать сверхурочно или брать работу на дом, невыгодно повышать свою квалификацию и тому подобное.

- происходит неуклонный рост "теневой экономики" за счет сужения экономики легальной. Реализуется стремление всех находить и использовать налоговые лазейки.

- мировым опытом выявлена закономерность: страны с высоким уровнем налогообложения имеют низкую инвестиционную активность (Швеция, Австрия, Франция, Германия) и наоборот (США, Великобритания, Швейцария) (23).

1.2 Международный опыт налогообложения физических лиц

 

 

При оценке проектов и отдельных предложений по совершенствованию налогообложения физических лиц, которые вносятся в законодательные органы и органы исполнительной власти, необходимо учитывать опыт налогообложения как в нашей стране, так и в других промышленно развитых странах.

Изучение налогового законодательства развитых стран Запада показывает, что применяемые там налоги являются одним из важнейших рычагов государственной политики, которая позволяет направлять развитие экономики в условиях рынка. Налоги в промышленно развитых странах не являются только средством формирования доходов бюджета. Наряду с другими мерами налоговая система используется государством на развитие экономики (15).

Налоги с физических лиц в развитых странах подразделяются на личные и реальные. Личными налогами облагаются только доходы населения. Личные налоги взимаются исходя из финансового положения налогоплательщика и его платежеспособности.

Реальные налоги устанавливаются на виды деятельности или на товары (как вещи), то есть на продажу, покупку или владения имуществом (собственность), независимо от индивидуальных финансовых обязательств. Реальными налогами могут также облагаться физические лица.

Различают налоги прямые и косвенные (или налоги на потребление). Такое подразделение во многом носит приблизительный характер. Предполагается, что прямые налоги взимаются с доходов физических лиц, косвенные - предназначены для переложения бремени на конечных носителей. Поэтому личные налоги считаются прямыми, а большинство реальных налогов - косвенными.

Общепринятое деление налогов на прямые и косвенные подразумевает, с одной стороны, обложение доходов, а с другой – расходов. Граница между ними условна и зависит от возможностей переложения этих налогов. Очевидно, что классификация прямых и косвенных налогов несколько условна, чего нельзя сказать о самой системе прямого косвенного обложения, которая реальна и действует постоянно.

Система прямого налогообложения (подоходный налог, взносы рабочих в фонды социального страхования) и система косвенных налогов (налоги на потребление) в разных странах выглядят следующим образом: прямые налоги преобладают в Германии, Канаде, США, Японии, а косвенные – во Франции и Италии. Уравновешенную структуру имеют Италия и Германия, произошло повышение роли прямых налогов в Германии, Канаде, Японии и США, а косвенных – в Италии (23).

Общепринято, что налоговая система США считается одной из наиболее совершенной из разветвленных систем взимания налогов с физических лиц. Самая главная черта налогообложения граждан всех стран Запада - это то, что во всех этих странах основной статьей доходов бюджета является подоходный налог с физических лиц.

Подоходный налог в США является частью и федеральных налогов, и налогов штатов, и местных налогов, то есть распределяется между всеми ветвями власти. Федеральный подоходный налог взимается с суммы дохода с учетом его деления на три вида:

- "валовой", то есть общая сумма доходов из любых источников;

- "очищенный доход", то есть валовой доход за вычетом расходов и стандартной скидки;

- "облагаемый доход", то есть очищенный доход за вычетом ряда расходов и необлагаемого минимума (он примерно равен 2000 долларов).

Ставки подоходного налога штатов обычно не достигают низших ставок федеральных и значительно ниже федеральных ставок по уровням доходов. Обычно исчисление такого налога осуществляется в прогрессии.

Особенностью местного налогообложения является то, что суммы местного подоходного налога, уплаченные налогоплательщиком в бюджет штатов, вычитаются при расчете местного подоходного налога.

Следующим по значимости следует федеральный налог на социальное страхование. В США существует две системы страхования: страхование по безработице и страхование престарелых. Взносы уплачивают и предприниматели, и трудящиеся и равны 15,3 процентов. Я считаю, что этот налог (в его американской форме) необходим сейчас в России, так как при переходе к рынку в нашей стране появилось множество безработных и незащищенных пенсионеров (23).

В налоговой системе Франции подоходный налог составляет 18,1 процентов доходов бюджета. Он стоит на втором месте после НДС. В основном налоговая система Франции похожа на систему США. Отличия небольшие: налоги на социальное страхование здесь уплачивают только трудящиеся (а у нас в стране – только работодатели), к тому же здесь присутствует так называемый профессиональный налог, который уплачивают лица, работающие, но не вознаграждаемые заработной платой. Данный налог привлек мое внимание потому, что сейчас наши граждане ищут все новые пути для заработка денег, а государство еще не может уследить за всеми работами, поэтому нам может пригодиться в данной ситуации профессиональный налог.

В Германии подоходный налог также является главным источником доходов бюджетов разного уровня. Он распределяется следующим образом: 42,5 процентов поступлений направляется в федеральный бюджет, 42,5 процентов - бюджет соответствующей земли (района), 15 процентов - в местный бюджет. Ставки подоходного налога здесь также прогрессивные (17).

Но как бы не прекрасно было бы налогообложение граждан в зарубежных странах, нельзя в чистом виде переносить его на российскую действительность, так как Россия - это страна с богатым опытом, наследием, со сложившимися историческими факторами, которые нельзя не учитывать. Западный же опыт может только помочь найти свои пути решения проблем, но не более. И об этом нельзя забывать (29).

 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ГРАЖДАН, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

 

 

2.1 Сущность и содержание традиционной системы налогообложения

 

 

Действующим налоговым законодательством предусмотрены три системы налогообложения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица:

"Традиционная система" - система налогообложения, установленная главой 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) (2);

"Упрощенная система" - системы налогообложения, установленная Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ (5);

"Вмененная система" - система налогообложения, установленная Федеральным законом "0 едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 31 июля 1998 года N 148-ФЗ (6).

Концепция налогообложения физических лиц с 1 января 2001 года, содержащаяся в главе 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ, внесла существенные изменения в действующую систему налогообложения доходов

физических лиц, в том числе и в порядок индивидуальных предпринимателей.

Ушло в прошлое налогообложение по совокупному годовому доходу и прогрессивная шкала налогообложения. С 1 января 2001 года доходы условно делятся на три группы, в отношении которых применяются свои налоговые ставки (13, 30, и 35 процентов), без применения прогрессивной шкалы налогообложения, а не единая ставка налога на доходы 13 процентов.

Налоговая база теперь определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

По доходам, полученным от занятия предпринимательской и иной деятельностью без образования юридического лица, а также частной практикой, от выполнения трудовых и иных приравненных к ним обязанностей, налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов независимо от размера дохода. К этой группе доходов относятся, в частности, заработная плата, премии, вознаграждения за выполнение работ и оказание услуг по договорам гражданско-правового характера, авторские вознаграждения, доходы, полученные от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности, доходы, полученные от реализации, предоставления в аренду или иного использования имущества, находящегося на территории Российской Федерации, и т.п. (28).

По данной группе доходов налоговая база для исчисления налога на доходы физических лиц уменьшается на сумму полагающихся налоговых вычетов. Установлены четыре вида налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.

Физические лица, зарегистрированные в установленном действующем законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление налоговой базы и уплату налога по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности а частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном действующем законодательством порядке частной практикой, -- по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Индивидуальные предприниматели могут не только получать вышеназванные доходы, но и быть источником их выплаты, и выступать одновременно как в роли налогоплательщиков, так и налоговых агентов, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов в соответствующий бюджет.

Исходя из этого исчисление налоговой базы по налогу на доходы физических лиц производится индивидуальными предпринимателями как по суммам доходов, полученных ими от осуществления предпринимательской или иной деятельности, так и по суммам доходов, начисляемых и выплачиваемых ими физическим лицам в случае, если они являются источником выплаты доходов для других физических лиц.

Индивидуальные предприниматели на основании соответствующих записей в Книге учета доходов, расходов и хозяйственных операций самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет. При этом общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

Налоговая база индивидуальных предпринимателей для исчисления налога на доходы, облагаемые по ставке 13 процентов, определяется как денежное выражение полученных от деятельности доходов, уменьшенных на сумму полагающихся стандартных вычетов, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов (27).

Исчисление налоговой базы индивидуальными предпринимателями - налоговыми агентами производится на основе данных о начисленных (выплачиваемых) - физическим лицам доходов, подлежащих налогообложению и содержащихся в Книге учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя.

При определении налоговой базы физических лиц, которым индивидуальные предприниматели выплачивают доходы, суммы таких доходов уменьшаются на сумму полагающихся стандартных, а в некоторых случаях и профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 221 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Сумма налога при определении налоговой базы в отношении доходов, облагаемых по ставке 13 процентов, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Таким образом, для исчисления налога на доходы, полученные от занятия предпринимательской и иной деятельностью без образования юридического лица, а также частной практикой, налоговая база индивидуальных предпринимателей определяется на основании данных Книги учета доходов, расходов и хозяйственных операций и уменьшается на сумму полагающихся профессиональных, стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов, а налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов независимо от размера дохода.

Индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Состав расходов индивидуального предпринимателя определяется применительно к гл. 25 части 2 Налогового Кодекса РФ «Налог на прибыль организаций», вступившей в силу с 1 января 2002 года.

Согласно этому Закону затраты группируются по видам:

- материальные расходы;

- расходы на оплату труда;

- суммы начисленной амортизации;

- прочие затраты (16).

Указанные элементы затрат образуют себестоимость продукции (работ, услуг) и сгруппированы в соответствии с их экономическим содержанием.

В составе расходов индивидуального предпринимателя не учитываются следующие виды затрат:

- убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом;

- на личные нужды индивидуального предпринимателя и его семьи;

- по уплате налогов, лицензионных и иных сборов, не включаемых предприятиями и организациями в себестоимость продукции (работ, услуг);

- по уплате штрафов;

- по уплате членских взносов, платежей по страхованию, за исключением случаев, когда указанные расходы непосредственно связаны с осущест-влением деятельности и обязанность уплаты которых предусмотрена законом.

С целью контроля за правильностью учета индивидуальными предпринимателями сумм полученных доходов и произведенных затрат налоговые органы сопоставляют данные о фактически полученных доходах налогоплательщиков со средними показателями доходности, а также средними показателями затрат по аналогичным видам деятельности.

При исчислении налоговой базы по итогам отчетного периода производится сложение расходов по всем совершенным сделкам (операциям, действиям), отраженным



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: