Включение нового знания в систему знаний.




Занятие 23

Тема: ПЛАН (КАРТА ПУТЕШЕСТВИЙ)

Цель:

1) сформировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);

3) закрепить умение определять и называть и свойства предметов, геометрические и пространственные представления;

4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, вариативное и логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: план пути к домику лисы (карта путешествий), карточки с разным расположением предметов, карточки с изображением предметов различной формы.

Раздаточный: планы на каждого ребенка, карандаши.

Ход занятия:

Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о театре, мотивировать их на включение в игровую деятельность.

Дети собираются около воспитателя. Воспитатель спрашивает детей, ходили ли они в театр.

– Что вам больше всего понравилось в театре?

Воспитатель предлагает детям снова отправиться туда.

− Что нужно сделать прежде всего? (Купить билет.)

Актуализация знаний.

2.1. Игра «Покупка билета».

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о театре, умение ориентироваться в пространстве, тренировать мыслительные операции, развивать внимание, речь.

Дети подходят к «кассе».

– Что нужно сделать, чтобы купить билет, если людей около кассы много? (Встать в очередь.)

 
 

 


Дети встают друг за другом и воспитатель («кассир») продает им билеты.

Воспитатель рассказывает, что, купив билет, надо внимательно его рассмотреть, определить, что находится слева от елки, справа от нее, над ней и под ней, а затем найти место, на котором находится точно такая же картинка.

– Куда надо пройти с билетами? (В зрительный зал.)

Стулья в «зрительном зале» расставлены по рядам, в каждом из которых по 5 мест. На каждом месте лежит такая же карточка, какая есть у одного из детей.

Задание проверяется индивидуально у каждого ребенка, при этом воспитатель просит ребенка рассказать, что находится справа (слева) от елки, над ней или под ней. Билеты у детей надо забрать.

– Знаете ли вы, как надо вести себя в театре?

– Как вы думаете, почему нельзя шуметь, разговаривать во время спектакля?

– Можно ли опаздывать к началу спектакля?

Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра «Спектакль»

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о плане-карте,

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, закрепить умение детей ориентироваться в пространстве.

После того как все расселись по своим местам, начинается «спектакль»: воспитатель рассказывает сказку (можно использовать игрушки, куклы би– ба– бо).

– Жили-были Заяц и Лиса. Надоело им ссориться, решили они жить дружно. Пригласила Лиса Зайца в гости.

– А где ты живешь? – спрашивает Заяц.

– Сначала надо идти прямо до цветочной поляны, потом повернуть направо и идти до одинокой елки, потом повернуть налево, дойти до гриба, повернуть еще раз налево – тут и мой дом! Запомнил?

Расстроился Заяц, потому что ничего запомнить не смог.

Воспитатель предлагает детям помочь Зайцу и еще раз рассказать ему, как дойти до домика Лисы. Возникает затруднение, так как дети не могут повторить рассказ Лисы.

− Смогли ли вы помочь Зайцу? (Нет, не смогли.)

− Почему не смогли? (Потому что не запомнили рассказа Лисы.)

Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

1) сформировать представление о плане-карте и умение ориентироваться по нему;

2) сформировать опыт самостоятельного открытия нового знания и эмоционального переживания радости открытия;

3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.

– Что же нужно сделать для того, чтобы Заяц все же смог добраться до домика Лисы?

Выслушиваются все предложения детей. Воспитатель старается вовлечь в обсуждение всех детей, в том числе и тех, кто еще не имеет опыта придумывания и публичного представления собственных вариантов.

Если дети не предложат сами нарисовать нужный путь, можно их спросить:

− Вспомните, как мама и папа объясняли кому-нибудь, как добраться до нужного места, и при этом что-то рисовали?

После того как дети припоминают такие ситуации, воспитатель говорит им, что для того, чтобы было проще найти нужное место, люди придумали план, на котором рисуют улицы, дома, деревья – все то, что поможет отыскать это место.

Лиса тоже нарисовала план.

Воспитатель выставляет план на фланелеграфе:

 

– Что нарисовано на плане?

Кто-либо из детей подходит к плану и показывает дорогу, домик Лисы, цветочную полянку, пруд и т.д.

Воспитатель предлагает детям с помощью плана добраться вместе с Зайцем до домика Лисы.

«Идти» помогает воспитатель, задавая при необходимости наводящие вопросы. Однако ответ ребенка будет более самостоятельным, если с самого начала пояснить ему, чтó он должен сказать, а именно:мимо чего идет, что находится справа, что – слева, в какую сторону надо поворачивать. При этом рассказ ребенка может несколько отличаться от текста, который был сказан воспитателем первоначально – важно лишь, чтобы путь до домика Лисы был указан правильно.

– Иду прямо, прохожу мимо березки (она у меня справа), иду дальше, прохожу мимо пенька (тоже справа), дохожу до цветочного поля (оно слева), поворачиваю направо около ежа, иду до елки и т.д.

Воспитатель хвалит детей за то, что они сумели помочь Зайцу, и делает вывод: для того чтобы найти дорогу по плану, надо внимательно смотреть, что находится справа и слева, куда нужно поворачивать на пути к цели.

Включение нового знания в систему знаний.

5.1. Игра «Деление на пары».

Дидактические задачи:

1) закрепить умение распознавать изученные геометрические фигуры в предметах окружающего мира;

2) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, коммуникативные навыки.

Лиса и Заяц благодарят детей и приглашают их пойти за грибами. Идти придется парами, чтобы не заблудиться.

Для деления на пары каждый ребенок берет одну карточку, на которой нарисован какой-либо предмет, и ищет человека, у которого на карточке предмет, имеющий такую же форму, например: на одной карточке большой красный мяч, а на другой – маленький синий клубок ниток и т.п.

После того как дети разобьются на пары, воспитатель задает им вопрос:

– Какой формы ваши предметы?

5.2. Игра «За грибами».

Дидактические задачи: закрепить умение ориентироваться по плану, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, вариативность мышления.

Дети по два человека садятся за столы, на которых находятся одинаковые планы и карандаши.

– Нарисуйте дорожку от домика к грибному месту.

Дети самостоятельно рисуют линию внутри дорожки, изображенной на плане.

 
 

 

 


Затем дети идут к цветочной поляне (2 варианта пути), а потом – к озеру.

5.3. Игра «На озере».

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию.

Лиса и Заяц предлагают детям поплавать в озере. Дети ложатся на живот, прогибаются в пояснице, разводят руками по воздуху – плывут.

Итог занятия.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

− Где вы сегодня побывали?

– Кому вы помогли?

– Что было трудно?

Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они смогли помочь Зайцу добраться до домика Лисы, смогли набрать грибов, поплавать в озере, потому что умеют пользоваться планом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: