Алгоритм характеристики военачальника




Филь С.Г.,

консультант ЦТиК ГАУ ДО ТО «ДТиС «Пионер»

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА

(рекомендации для написания краеведческого проекта в учебных заведениях общего и дополнительного образования)

Под историческим портретом мы понимаем отражение определенной личности в истории, т.е. её описание, представление ее жизни и деятельности, роли в государственном или мировом масштабе.

Для того, чтобы составить исторический портрет, нужно придерживаться определенной последовательности:

I. Во-первых, нужно рассказать, как происходило формирование личности исторического деятеля, и назвать:

− дату и место рождения этого человека, хронологические рамки жизни;

− кто были его родители;

− где и в каких условиях он жил, воспитывался и учился;

− как и под воздействием чего складывались его взгляды и убеждения.

II. После этого следует перейти к личным качествам и чертам характера этого человека. Здесь нужно упомянуть о том, какие личные качества или черты характера влияли на его деятельность, при этом отмечая свое отношение к ним.

III. Затем уместно будет рассказать о делах и свершениях исторического лица:

− об основных делах его жизни, успехах и поражениях; средствах и методах осуществления его деятельности.

− о его друзьях, соратниках и врагах, объяснить, почему именно эти люди были его друзьями и врагами.

− о результатах и значении его деятельности для современников и потомков. Каков его вклад в историю, за что люди помнят этого человека.

Давая оценку историческим деятелям, нужно помнить о том, что каждый из них жил и творил в свою эпоху, в которой существовали определенные исторические условия. Объективную оценку и характеристику личности можно дать, только правильно поняв и оценив историческую ситуацию того времени.

Класс

Алгоритм характеристики исторического деятеля

1. Имя исторического деятеля. В какое время он жил

(если возможно, назови точную дату).

2. Если возможно, опиши его внешность, черты характера.

3. Расскажи о его делах. В чьих интересах он действовал? Ка­ким путем добивался своей цели?

4. Оцени результаты его деятельности: для государства, народа, живущих рядом с ним людей, для развития культуры.

5. Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, ка­кие - неодобрение?

Классы

Алгоритм характеристики правителя

1.Хронологические рамки жизни

2. Титул, положение

3. Основные направления деятельности

а) внутренняя политика

б) внешняя политика

или

− в экономической сфере (цель, мероприятие, результат)

− в социальной сфере

− в политической сфере

− в культуре

4. Результаты деятельности:

− чего добился

− как оценивают (однозначная оценка, противоречивая оценка, остается неоцененным по достоинству; позиции современников, потомков, ученых).

Алгоритм характеристики деятеля культуры

1. Хронологические рамки жизни.

2. Особенности эпохи

− идеи. Стили и направления культуры, нашедшие отражение в творчестве

− отражение общественных проблем в произведениях

3. Творческие достижения и влияние на современников и потомков

4. Место в российской и мировой культуре

 

Алгоритм характеристики государственного деятеля

1. Хронологические рамки жизни

2. Звание, чин, сфера деятельности

3. Основные направления деятельности и их характеристика (реформы, мероприятия, проекты, законотворчество)

4. Результаты (завершенность реформ или их неудача, к каким последствиям привели), оценки деятельности современников, историков

 

Алгоритм характеристики военачальника

1. Хронологические рамки жизни

2. Звание

3. Военные кампании, в которых участвовал

4. Заслуги

− в чем проявилось участие в военных действиях (руководство сражениями, разработка планов военных операций)

− в чем заключалась новизна применяемой тактики

− деятельность, направленная на укрепление армии, флота

5. Результаты и значение деятельности

 

Основные виды деятельности, используемые во время работы над проектом, которые обеспечивают достижение поставленной цели:

  • Анализ биографий исторических деятелей;
  • Анализ исторической литературы и исторических источников;
  • Работа с дополнительной литературой (хрестоматиями, справочниками);
  • Составление таблиц;
  • Подготовка и обсуждение сообщений учащихся;
  • Защита практической работы.

Основные знания и умения, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над проектом:

  • работать с документальной, научно-популярной, художественной и справочной литературой;
  • владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных;
  • уметь планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленять плюсы и минусы своей деятельности);
  • уметь оформлять письменные сообщения;
  • объяснять в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторического деятеля;
  • определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям, связанных с деятельностью исторического деятеля.

Требования к оформлению работы:

Приложение 1.

Форма итоговой отчетности:

Участие в круглом столе ЦТиК с публичной презентацией своей работы.

 

 

Литература для учителя:

  1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе /Под ред. А.Г. Колоскова. М., 1984
  2. Бернадский В.Н. Методы преподавания истории в старших классах. М., 1939
  3. Богоявленский Б.Д., Власова Е.В., Митрофанов К.Г. “Исследовательские работы школьников: возможности, тенденции, результаты”, 2000
  4. В копилку учителю (современная научная информация к урокам по истории) // Преподавание истории в школе. 2006. №6
  5. Вагин А.А. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. М., 1959
  6. Вазина К.Я. Единая система критериев оценки - самооценки управления учебным заведением. Н.Новгород, изд-во ВИПИ, 1997
  7. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории. М., 2003
  8. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М., 2000
  9. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988
  10. Жиронкина Л.Н. Использование газетных публикаций в преподавании истории// Преподавание истории в школе. 2005. №9
  11. Запорожец Н.И. Развитие умений учащихся // Преподавание истории в школе. 1981 г. № 4
  12. Зачесова Е.В. Представление результатов исследований школьников // Школьные технологии. 2006. № 4
  13. Иванов Г.А. Интегративные основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся // Педагогические технологии. 2006. № 1
  14. Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. № 5
  15. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся. Сб. статей. 1 часть. М., 2003
  16. Лисова К. Использование документов на уроках истории // Народное образование. 2001. №5
  17. Меняева И.Н. Организация поисковой, исследовательской, экспериментальной работы в школе // Педагогическая мастерская. 2005. № 3
  18. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Школьные технологии. 2006. № 3
  19. Поздняк С.Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. № 3
  20. Прокофьев Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников // Школьные технологии. 2006. № 4
  21. Румянцев В.Я. Работа с историческими источниками // Преподавание истории в школе. 2003. №3
  22. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2004
  23. Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения обществознанию //Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. N 4
  24. Человек в истории. Россия 20 век. Методические рекомендации по написанию исследовательских работ по истории. М., “Мемориал”, 2002
  25. Черваков Н.Н. Организация работы с документами на уроке //Преподавание истории в школе. 1999. № 8
  26. Шаталова Н.В. Опыт краеведческой исследовательской работы школьников // Исследовательская работа школьников. 2005. № 1-2
  27. Шевченко Н.И. Работа с учебником и развитие школьников //Преподавание истории в школе. 1999. № 6

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: