Филь С.Г.,
консультант ЦТиК ГАУ ДО ТО «ДТиС «Пионер»
АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА
(рекомендации для написания краеведческого проекта в учебных заведениях общего и дополнительного образования)
Под историческим портретом мы понимаем отражение определенной личности в истории, т.е. её описание, представление ее жизни и деятельности, роли в государственном или мировом масштабе.
Для того, чтобы составить исторический портрет, нужно придерживаться определенной последовательности:
I. Во-первых, нужно рассказать, как происходило формирование личности исторического деятеля, и назвать:
− дату и место рождения этого человека, хронологические рамки жизни;
− кто были его родители;
− где и в каких условиях он жил, воспитывался и учился;
− как и под воздействием чего складывались его взгляды и убеждения.
II. После этого следует перейти к личным качествам и чертам характера этого человека. Здесь нужно упомянуть о том, какие личные качества или черты характера влияли на его деятельность, при этом отмечая свое отношение к ним.
III. Затем уместно будет рассказать о делах и свершениях исторического лица:
− об основных делах его жизни, успехах и поражениях; средствах и методах осуществления его деятельности.
− о его друзьях, соратниках и врагах, объяснить, почему именно эти люди были его друзьями и врагами.
− о результатах и значении его деятельности для современников и потомков. Каков его вклад в историю, за что люди помнят этого человека.
Давая оценку историческим деятелям, нужно помнить о том, что каждый из них жил и творил в свою эпоху, в которой существовали определенные исторические условия. Объективную оценку и характеристику личности можно дать, только правильно поняв и оценив историческую ситуацию того времени.
Класс
Алгоритм характеристики исторического деятеля
1. Имя исторического деятеля. В какое время он жил
(если возможно, назови точную дату).
2. Если возможно, опиши его внешность, черты характера.
3. Расскажи о его делах. В чьих интересах он действовал? Каким путем добивался своей цели?
4. Оцени результаты его деятельности: для государства, народа, живущих рядом с ним людей, для развития культуры.
5. Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, какие - неодобрение?
Классы
Алгоритм характеристики правителя
1.Хронологические рамки жизни
2. Титул, положение
3. Основные направления деятельности
а) внутренняя политика
б) внешняя политика
или
− в экономической сфере (цель, мероприятие, результат)
− в социальной сфере
− в политической сфере
− в культуре
4. Результаты деятельности:
− чего добился
− как оценивают (однозначная оценка, противоречивая оценка, остается неоцененным по достоинству; позиции современников, потомков, ученых).
Алгоритм характеристики деятеля культуры
1. Хронологические рамки жизни.
2. Особенности эпохи
− идеи. Стили и направления культуры, нашедшие отражение в творчестве
− отражение общественных проблем в произведениях
3. Творческие достижения и влияние на современников и потомков
4. Место в российской и мировой культуре
Алгоритм характеристики государственного деятеля
1. Хронологические рамки жизни
2. Звание, чин, сфера деятельности
3. Основные направления деятельности и их характеристика (реформы, мероприятия, проекты, законотворчество)
4. Результаты (завершенность реформ или их неудача, к каким последствиям привели), оценки деятельности современников, историков
Алгоритм характеристики военачальника
1. Хронологические рамки жизни
2. Звание
3. Военные кампании, в которых участвовал
4. Заслуги
− в чем проявилось участие в военных действиях (руководство сражениями, разработка планов военных операций)
− в чем заключалась новизна применяемой тактики
− деятельность, направленная на укрепление армии, флота
5. Результаты и значение деятельности
Основные виды деятельности, используемые во время работы над проектом, которые обеспечивают достижение поставленной цели:
- Анализ биографий исторических деятелей;
- Анализ исторической литературы и исторических источников;
- Работа с дополнительной литературой (хрестоматиями, справочниками);
- Составление таблиц;
- Подготовка и обсуждение сообщений учащихся;
- Защита практической работы.
Основные знания и умения, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над проектом:
- работать с документальной, научно-популярной, художественной и справочной литературой;
- владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных;
- уметь планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленять плюсы и минусы своей деятельности);
- уметь оформлять письменные сообщения;
- объяснять в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторического деятеля;
- определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям, связанных с деятельностью исторического деятеля.
Требования к оформлению работы:
Приложение 1.
Форма итоговой отчетности:
Участие в круглом столе ЦТиК с публичной презентацией своей работы.
Литература для учителя:
- Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе /Под ред. А.Г. Колоскова. М., 1984
- Бернадский В.Н. Методы преподавания истории в старших классах. М., 1939
- Богоявленский Б.Д., Власова Е.В., Митрофанов К.Г. “Исследовательские работы школьников: возможности, тенденции, результаты”, 2000
- В копилку учителю (современная научная информация к урокам по истории) // Преподавание истории в школе. 2006. №6
- Вагин А.А. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. М., 1959
- Вазина К.Я. Единая система критериев оценки - самооценки управления учебным заведением. Н.Новгород, изд-во ВИПИ, 1997
- Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории. М., 2003
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М., 2000
- Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988
- Жиронкина Л.Н. Использование газетных публикаций в преподавании истории// Преподавание истории в школе. 2005. №9
- Запорожец Н.И. Развитие умений учащихся // Преподавание истории в школе. 1981 г. № 4
- Зачесова Е.В. Представление результатов исследований школьников // Школьные технологии. 2006. № 4
- Иванов Г.А. Интегративные основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся // Педагогические технологии. 2006. № 1
- Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. № 5
- Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся. Сб. статей. 1 часть. М., 2003
- Лисова К. Использование документов на уроках истории // Народное образование. 2001. №5
- Меняева И.Н. Организация поисковой, исследовательской, экспериментальной работы в школе // Педагогическая мастерская. 2005. № 3
- Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Школьные технологии. 2006. № 3
- Поздняк С.Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. № 3
- Прокофьев Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников // Школьные технологии. 2006. № 4
- Румянцев В.Я. Работа с историческими источниками // Преподавание истории в школе. 2003. №3
- Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2004
- Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения обществознанию //Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. N 4
- Человек в истории. Россия 20 век. Методические рекомендации по написанию исследовательских работ по истории. М., “Мемориал”, 2002
- Черваков Н.Н. Организация работы с документами на уроке //Преподавание истории в школе. 1999. № 8
- Шаталова Н.В. Опыт краеведческой исследовательской работы школьников // Исследовательская работа школьников. 2005. № 1-2
- Шевченко Н.И. Работа с учебником и развитие школьников //Преподавание истории в школе. 1999. № 6