Пояснительная записка
по выполнению контрольной работы по дисциплине
«Безопасность жизнедеятельности»
Контрольная работа включат в себя три части:
- первая часть: написание реферата в зависимости от варианта на заданную тему и решение ситуационной задачи;
- вторая часть: расчетная работа (по выбору);
- третья часть: тестовое задание.
Номер варианта определяется по номеру зачетной книжки студента. Реферат должен содержать следующие разделы: содержание, основная часть, список используемой литературы.
Содержание должно полностью раскрывать тему контрольной работы.
Контрольная работа представляется за 1 месяц до начала экзаменационной сессии. Работы, не отвечающие методическим требованиям, возвращаются на доработку. Защита контрольной работы проводится в период экзаменационной сессии до зачета с оформлением зачетной ведомости. Студенты, не сдавшие своевременно контрольную работу и не получившие зачет за контрольную работу, до зачета по дисциплине не допускаются.
Оформление контрольной работы
Объем контрольной работы должен составлять не менее 15 страниц печатного текста. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями кафедры.
Контрольная работа должна быть оформлена на одной стороне листа бумаги формата А4. Текст следует размещать через полтора интервала, соблюдая следующие размеры полей: левое - 2 см, правое - 2 см, верхнее - 2 см, нижнее – 2 см. Используемый шрифт - Times New Roman 14.
Страницы контрольной работы нумеруются арабскими цифрами. Титульный лист включается в общую нумерацию работы. Номер страницы проставляется посередине нижнего поля. На титульном листе и оглавлении номер страницы не проставляется.
|
Заголовки разделов начинаются с нового листа, точка в конце заголовка не ставится. Расстояние между текстом и заголовком должно быть 1,5-2 интервала.
Иллюстративный материал (рисунки, схемы, графики, диаграммы) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором он упоминается впервые. Все иллюстрации должны иметь сквозную нумерацию, название иллюстративного материала помещается под иллюстрацией, на все иллюстрации должны быть ссылки в работе.
Цифровой материал подается в виде таблиц. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором он упоминается впервые и нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. На все таблицы должны быть ссылки в тексте.
В контрольной работе необходимо делать ссылки на источники, указанные в списке использованной литературы. Ссылки делаются в квадратных скобках в конце предложения, где проставляется номер цитируемого источника по списку литературы и номер страницы.
Часть 1
Вариант 1
1. Понятие безопасного (устойчивого) развития земной цивилизации.
2. Возможные аварийные ситуации в современном жилище.
3. Задача.
В дверной проем попал палец одного из членов семьи. Пострадавший начинает испытывать острую боль на месте повреждения, также у него наблюдается головокружение, появляются судороги. Какова последовательность оказания первой помощи. Какие симптомы?
Вариант 2
1. Основные проблемы безопасности развития человечества.
2. Стихийные бедствия. Причины возникновения и их характеристика. Классификация стихийных бедствий.
|
3.Задача.
В лаборатории проводятся исследования над окисью углерода и в результате неаккуратного использования колбы с данной жидкостью, лаборант разбивает колбу о твердый предмет. Идет распространение газа по помещения – результатом становится отравление одного из присутствующих. Опишите Ваши первые действия? Основные симптомы отравления?
Вариант 3
1. Производственная, городская, бытовая, природная среда. Сущность понятий и их характеристика.
2. Требования к качеству воды и способы ее очистки.
3. Задача.
При температуре воды от 0 до -2гр. По Цельсию у людей, не тренированных в плавании в холодной воде, холодный шок с потерей сознания наступает через несколько минут. Чем это может быть чревато? И какие действия вы предпримите?
Вариант 4
1. Безопасность жизнедеятельности - наука о взаимодействии человека со средой обитания. Задачи и основные направления БЖД. Понятие «безопасность жизнедеятельности». Основные принципы заложенные в основу безопасности жизнедеятельности.
2. Психические состояния, увеличивающие риск опасности. Методы повышения психологической безопасности. Причины социальных опасностей. Правила поведения при социальных опасностях.
3. Задача.
Для чего медицинские инструменты обрабатывают влажным жаром (автоклавируют), стараются использовать одноразовые шприцы, белье?
Вариант 5
1. Характеристика понятий «здоровье» и «болезнь». Показатели и компоненты здоровья и здорового образа жизни.
2. Электромагнитные поля. Основные правила безопасности при работе с компьютером.
|
3. Задача.
Что может повлечь за собой неправильное использование градусника, к примеру, если он разобьется?
Вариант 6
1. Требования к качеству продуктов питания. Опасность отравления. Профилактика и лечение пищевых отравлений.
2. Классификация основных форм трудовой деятельности человека.
3. Задача.
Произошел взрыв определенного характера, результатом стало повреждение руки одного из сотрудников магазина продуктов. Кровь пострадавшего имеет темно-вишневый цвет и вытекает медленно. Какие последствия может иметь такое происшествие? Какая доврачебная помощь должна быть оказана?
Вариант 7
1. Работоспособность и ее пределы, профилактика утомления.
2. Причины возникновения аварий на транспорте.
3. Задача.
У работника обнаруживаются признаки профессионального заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных и опасных производственных факторов. Какие действия необходимо принять и работнику и руководителю?
Вариант 8
1. Техногенные аварии (катастрофы). Экологические последствия техногенных аварий (катастроф).
2. Задачи и принципы антинаркотической политики. Пропаганда здорового образа жизни.
3. Задача.
Работая в помещении с слабым освещением и большой запылённостью, рабочие стали чувствовать себя гораздо хуже. У них появились следующие признаки: затруднение дыхания, усталость, снижение внимания, утомленность. Что необходимо сделать? Чем это может быть чревато? И какие действия вы предпримите?
Вариант 9
1. Факторы окружающей среды, влияющие на состояние здоровья человека. Средства защиты и профилактики экологозависимых заболеваний.
2. Какого социально-гигиеническое значение рационального освещения помещений?
3. Задача.
Работая на «сварочном» оборудование работник получил ожоги рук и лица. Как оказать первую помощь пострадавшему?
Вариант 10
1. Понятие шума, единицы его измерения и классификация шумов. Воздействие шума и меры по ограничению шумовой нагрузки.
2. Терроризм как глобальная опасность.
3. Задача.
На производстве произошло возгорание станка, который находится под напряжением, рабочий в спешке стал тушить очаг возгорания ручным пенным химическим огнетушителем, в результате чего произошло поражение рабочего электрическим током. Как оказать первую помощь пострадавшему? Чем это может быть чревато? И какие действия вы предпримите?
Вариант 11
1. Чрезвычайные ситуации как составная часть дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Раскройте понятие «чрезвычайная ситуация». Основные признаки ЧС. Причины возникновения, стадии развития, классификация чрезвычайных ситуаций.
2. Правила безопасности при использовании препаратов бытовой химии.
3. Задача.
На производстве во время поднятия груза произошёл обрыв троса, что могло бы повлечь за собой гибель людей. Какие действия необходимо принять?
Вариант 12
1. Воздействие вибрации на человека. Способы и средства защиты.
2. Особенности организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
3. Задача.
Рабочий производил сварочные работы на высоте, не удержавшись за перила, сорвался и упал вниз. Какие действия необходимо принять?
Вариант 13
1. Экстремальные ситуации. Характеристика экстремальной ситуации экологического характера (по выбору).
2. Действия населения по защите при пожарах и взрывах.
3. Задача.
У рабочего в процессе работы на производстве у ручного инструмента слетел с ручки молоток и нанёс вред здоровью. Меры предотвращения ситуации?
Вариант 14
1. Основные принципы и способы защиты от опасных и вредных факторов производственной среды.
2. В чем заключаются общие принципы оказания первой медицинской помощи?
3. Задача.
Рабочий при перевозке баллона для сварки не соблюдал технику безопасности, что повлекло за собой возгорание баллона, от искр других сварщиков. Что необходимо сделать, что бы избежать такую ситуацию? Какие должны быть действия рабочих и руководителя?
Вариант 15
1. Основные принципы и способы защиты от опасных и вредных факторов производственной среды.
2. Правила поведения в экстремальных ситуациях криминального характера.
3. Задача.
Из воды извлечен человек без признаков жизни. Пульс и дыхание отсутствует, тоны сердца не прослушиваются. Какова последовательность оказания первой помощи?
Вариант 16
1. Воздействие ионизирующих излучений на среду обитания. Способы и средства защиты.
2. Объективные и субъективные причины загрязнения, истощения и разрушения природной среды. Истоки, причины и пути выхода из экологического кризиса.
3. Задача.
Неизвестный нанес подростку удар ножом в живот. При осмотре имеется рана на передней брюшной стенке длинной 5 см, умеренно кровоточащая. В рану выпала петля кишки. Какова последовательность оказания первой помощи?
Вариант 17
1. Составляющие понятия «среда обитания». Сущность оптимального взаимодействия человека со средой обитания.
2. Система управления охраной труда на предприятии.
3. Задача.
У подростка внезапно из носовых ходов началось обильное кровотечение. Больной обеспокоен, сморкается, сплевывает кровь. Как остановить носовое кровотечение? Какое положение следует придать больному?
Вариант 18
1. Требования предъявляемые к производственным помещениям и рабочим местам.
2. Предупреждение производственного травматизма
3. Задача.
В результате автомобильной аварии нижние конечности у одного из пострадавших были придавлены опрокинувшимся автомобилем. В течении 2 часов не было возможности освободить конечности. Какой должна быть первая помощь, когда конечности будут освобождены от тяжести.
Вариант 19
1. Общие санитарно-технические и эстетические требования к производственным помещениям.
2. Правила поведения в экстремальных ситуациях аварийного характера.
3. Задача.
В гараже, не имеющим вентиляции, обнаружен человек, лежащий без сознания около машины с работающим мотором. Дыхание отсутствует, пульс не определяется, выслушиваются редкие, глухие удары сердца. Что произошло?
Вариант 20
1. Методы и средства защиты человека от негативного воздействия информации.
2. Правила поведения в экстремальных ситуациях криминального характера.
3. Задача.
Идущий впереди Вас человек, вскрикнул, упал; судорожные подергивания конечностей к моменту Вашего приближения прекратились. При осмотре виден свисающий с электростолба оголенный провод. Какова последовательность оказания первой помощи.
Часть 2
Расчетная работа № 1. Оценка проблемы изменения климата
В 1990г. концентрация СО2 в атмосфере составляла 340 мг/кг. Известно, что концентрация СО2 в атмосфере ежегодно увеличивается на 0,5%. Постройте зависимость концентрации СО2 в атмосфере от времени. По ней составьте следующие прогнозы:
- на сколько увеличится концентрация СО2 в атмосфере к 2050 г.;
- в каком году концентрация СО2 увеличится в два раза, т.е. можно ожидать потепления климата на 3-50 С.
Решение:
1. Чтобы построить зависимость концентрации СО2 в атмосфере от времени, составьте таблицу 1:
Таблица 1 - Зависимость концентрации СО2 в атмосфере от времени
Концентрация (С) СО2 | С1 | С2 | ……… | Сn | |
Годы | ……… |
= 340 + 2 = 1 +
где С1 ….. Сn - концентрацияуглекислого газа в зависимости от года.
2. По данным таблицы постройте график.
Сn
1990 2000 2010 2020 2030 2040 2050 2060 2070 Годы
График 1 - Зависимость концентрации СО2 в атмосфере от времени
Определив по графику разность Сn – 340, определите, на сколько увеличится концентрация углекислого газа в 2050 г.
3. По этому графику определите год, в котором концентрация СО2 в атмосфере увеличится в 2 раза.
Расчетная работа № 2. Экологическая характеристика места жительства и образа жизни:
Инструкция:
1. Дайте экологическую характеристику своего места жительства:
а) населенный пункт, в котором вы проживаете (город, село, поселок);
б) как располагается жилище относительно сторон света;
в) преобладающее направление ветра в вашей местности;
г) тип застройки микрорайона (замкнутый, разомкнутый), улица (узкая, широкая, с оживленным движением, удаленная от крупных автомагистралей)
д) тип здания (деревянное, кирпичное, панельное), этажность, количество подъездов, наличие лифта;
е) наличие вблизи места жительства водоемов, характер водоснабжения;
ж) характер почвы, способы сбора и вывоза отходов;
и) наличие стационарных источников загрязнения атмосферы, предполагаемый вид загрязнения: химические вещества, шум, пыль;
к) наличие предприятий бытового обслуживания, образования, здравоохранения, торговли вблизи места жительства;
л) наличие зеленой зоны, ее характеристика;
м) характеристика местности;
2. Дайте санитарно - гигиеническую оценку состояния жилища:
а) тип жилья (отдельный дом, квартира);
б) санитарные условия жилища: высота потолка, характеристика освещенности естественной и искусственной, характеристика покрытия полов, характеристика покрытия стен, отопление, бытовые помещения;
в) характеристика микроклимата; средние температуры зимой и летом, влажность, вентиляция;
г) социальные условия: количество проживающих, состав семьи;
д) наличие аудио-, видеотехники, среднее время работы техники в сутки;
е) формы общения членов семьи;
ж) режим питания в семье (общее время для всей семьи, различное, организация питания в рабочие и выходные дни; какие продукты преобладают в питании: мясные, овощные, молочные...)
з) формы занятия спортом и физкультурой в семье;
и) организация семейного досуга.
3. Предложите проект идеального жилища, в котором были бы созданы экологически благоприятные условия для жизни. Постарайтесь, чтобы проект был реален и, по возможности, экономичен.
Задания по выбору:
- Предложите меры защиты городской среды обитания от разрушающего воздействия промышленности и транспорта.
- Какие компоненты ландшафта могут вызвать эмоциональный отклик людей? Как это может воздействовать на здоровье?
- Какое влияние на здоровье и самочувствие людей может оказывать химический состав воды, пищи и всего окружения?
Вывод:
- Сформулируйте вывод о важнейших экологических проблемах местности, где вы проживаете и предлагаемые пути их решения.
- Сформулируйте вывод об условиях вашей жизни, способствующих или препятствующих здоровому образу жизни. Какие бы условия вашей жизнедеятельности вы хотели бы изменить?
Расчетная работа № 3. Определение уровня шума в зоне влияния автомобильных дорог
Цель работы:Овладеть методикой расчета уровня шума в зоне влияния автомобильных дорог.
Общие положения.Транспортный шум в придорожной полосе формируется в результате сложного суммирования шумов, различных по мощности, и зависит от технического состояния, скорости перемещения транспортных средств.
Одиночный автомобиль, как источник звука, можно отнести к точечным, так как его размеры относительно малы в сравнении с расстоянием до точки расчета. В этом случае звук распространяется равномерно по всем направлениям в виде сферической волны. Увеличение расстояния от точечного источника звука в два раза одновременно приводит к снижению уровня звука на 3 дБА.
Шумовое загрязнение придорожной полосы зависит от складывающихся мгновенных сочетаний акустических характеристик отдельных автомобилей и их расположения на дороге относительно защищаемого объекта.
Звуковое поле транспортного потока представляет собой сложную комбинацию источников во времени и пространстве, поэтому на транспортный шум не распространяется закон акустики об уменьшении силы звука обратно пропорционально квадрату расстояния. Оценка шума транспортного потока определяется на основании средних акустических характеристик за промежуток времени по ГОСТ 20444—85. Этим стандартом установлены методы измерения уровней шума на улицах и дорогах городов и других населенных пунктов.
Расчет уровня шума в зоне влияния автомобильных дорог
Шумовое загрязнение окружающей среды нежелательное явление, так как шум отрицательно влияет на здоровье людей. Уровни шума в населённых пунктах и городах нормируются. Согласно "Санитарным нормам допустимого шума» /Сн 872-70/ уровни шума в населенных местах, в жилых домах, расположенных вблизи транспортных магистралей, не должны превышать в ночное время 25 дБ, а в дневное время 35 дБ. Шумность транспортного потока на расстоянии 7 метров от крайнего ряда автомобилей для эксплуатируемой дороги определяется по формуле:
где Z7 – шумность транспортного потока на расстоянии 7м от крайнего ряда автомобилей, дБ;
N – интенсивность движения автомобилей, авт/ч;
Д – сумма поправок, учитывающих отклонение данных условий от принятых среднетипических.
Уровень снижения шума от сферического распространения в свободной однородной атмосфере определяется по формуле:
где X1 – снижение шума от сферического распространения в свободной однородной атмосфере, дБ;
– расстояние до точки, в которой рассчитывается уровень шума, м;
– расстояние до точки, в которой измерен уровень шума, м.
Снижение уровня шума от влияния поверхности земли рассчитывается по формуле:
где Кп – коэффициент поглощения шума под влиянием различных поверхностей земли в свободном пространстве над ровной территорией.
Снижение уровня шума за счёт зелёных насаждений:
где К3 – коэффициент снижения уровня шума за счёт лесопарковых насаждений
Снижение уровня шума за счёт экранирования.
Эмпирический коэффициент снижения уровня шума за счёт экранирования рассчитывается по формуле:
где h – высота экрана, м;
· - длина волны, м;
a – расстояние от источника шума до экрана, м;
b – расстояние от экрана до точки, в которой рассчитывается уровень шума, м.
Уровень шума на расстоянии от источника будет определяться по формуле