Objection, Your Honor // Обзор сериала «Хорошая жена»




— Ты стала сильнее и умнее во многих вещах.

— Это хорошо или плохо?

Ни то, ни другое. Это необходимо.

Какая первая ассоциация возникает, когда слышишь словосочетание «хорошая жена»? Уютная квартира, наполненная запахом свежеиспеченных пирогов и накрахмаленными кружевными скатертями на кухне. Маленькая хрупкая женщина в цветастом фартуке с теплой улыбкой и руками, испачканными в муке, – типичная домохозяйка из американских фильмов середины XX века.

Но если мы уточним, что «Хорошая жена» — это не ласково-снисходительное описание дамочки, главным смыслом жизни которой является создание и поддержка домашнего уюта, а кассовый сериал-процедурал, повествующий о женщине-адвокате? Женщине, которая оказалась в центре медиа-политического скандала и муж которой давеча был прокурором штата Иллинойз, а теперь вынужден сидеть в изоляторе? Женщине, которая под натиском обстоятельств возвращается в профессию после многолетнего добровольного заточения в четырех стенах в качестве матери-жены-домохозяйки?

А ведь именно таким перед зрителем предстает сериал «Хорошая жена» в первый раз — семейной романтизированной драмой о посредственной женщине, 12 лет назад закопавшей себя как профессионала и личность, и ее семье, переживающей сложные времена. Между тем, за всей мишурой и набором стереотипов скрывается сложная глубокая история человеческого самоопределения и борьбы с внутренними страхами и неуверенностью. Главная героиня Алисия Флоррик — это не банальный собирательный образ всех домохозяек Америки, равно как и не образ сильной непробиваемой женщины, способной решить любую проблему. Совсем наоборот, Алисия — такой же человек, как и мы. Она часто делает ошибки, как в сфере личных отношений, так и на профессиональном поприще, теряется при выходе из зоны комфорта и мечтает выйти из тени дурной репутации своего мужа.

Однако помимо того, что в фокусе находятся личные взаимоотношения героев, это еще и сериал о юристах. О юристах профессиональных, безжалостных и любящих хорошие деньги. Алисия попадает в одну из лучших юридических фирм Чикаго благодаря близкому знакомому ещё с университетских времен, который оказывается одним из соучредителей этой фирмы. 30-летняя женщина, практиковавшая в последний раз 12 лет назад, в список заслуг которой входят успешное окончание университета и рождение двоих детей, против молодого и амбициозного юноши — выпускника Гарварда – в борьбе за штатное место юриста. С этого момента в жизни героини наступает первый этап критического осмысления и пересмотра своих этических ценностей.

Классические процедуралы, к которым относится и «Хорошая жена», в своей основе имеют тему расследования, уделяя сравнительно мало внимания взаимоотношениям героев ленты, ограничиваясь служебной кооперацией и парой-тройкой локальных шуток. Зачастую история каждой серии заканчивается поимкой виновного и передачей дела в суд, а ведь одна из наиболее интересных и животрепещущих стадий разрешения любого дела — это работа защитников сторон в рамках судебного производства. Этим-то, на наш взгляд, и отличается «Хорошая жена» — здесь постоянно приоткрывается корпоративная вуаль. В результате мы можем наблюдать, как работают защитники и следователи в поиске доказательств и выстраивании схем защиты, как во внерабочее время адвокаты взаимодействуют с судьями, а позднее пользуются их «снисходительным отношением» в зале суда, как крупные юридические фирмы переманивают чужих выгодных клиентов и т.д.

«Хорошая жена» отлично иллюстрирует, что юристы — это не белые воротнички, благородные представители интеллектуального труда или роботы, знающие все законы Штата и прецеденты наизусть. Крайне органично в картину строгого процедурала вплетается мрачный юмор в сцене, когда суровая женщина-судья в военном суде входит со стаканом темной жидкости в руке, и спутник Алисии роняет: «Она снова на диете, нам конец», тем самым «оживляя», казалось бы, унылую для многих зрителей ситуацию.

Занимателен тот факт, что изначально прототипом центральной пары сериала — Алисии и ее мужа Питера — стала чета Клинтонов, которая в свое время проходила через аналогичный внутрисемейный конфликт, благодаря усилиям СМИ ставший достоянием мировой общественности. «Нас всегда восхищало, — объяснял Морин Райан Роберт Кинг, — как Клинтоны умудряются сохранять власть и влияние. И нам хотелось понять, пугает ли мужа Алисии то, что она обрела самостоятельность? Нуждается ли она в нем теперь так же сильно, как раньше?» Эта аллюзия на события 90-х годов, которые взбудоражили умы не только американцев, но и весь мир, заставив людей разделиться на несколько этических лагерей, особенно хорошо удалась сценаристам. Ведь Алисия, как и Хилари Клинтон, в свое время пожертвовала собственными профессиональными амбициями, родила детей, поддерживала супруга во всех его начинаниях и всегда оставалась в тени его успеха. И точно так же, как в свое время госпожа Клинтон, Алисия смогла аккумулировать всю свою выдержку, силу и женскую мудрость, и, оставаясь подле провинившегося мужа, ревностно защищать его на публике, достойно избегая острых углов, провокационных вопросов и истерик. Из-за этого ее стали называть «святой Алисией», и из-за этой модели поведения героиня Джуллианы Маргулис вызывает такую неоднозначную реакцию публики — ее или ненавидят, или боготворят, но никогда не остаются равнодушными.

По мнению многих критиков и рядовых зрителей, на сегодняшний день «Хорошая жена» заслуженно называется одной из лучших юридических драм, и мы, в свою очередь, не можем не согласиться. Помимо межличностных отношений в сериале делается акцент на юридической составляющей и, в частности, на актуальных проблемах внутри юридического сообщества. К примеру, в третьем сезоне в одной из серий Алисия и ее коллеги из Чикагской фирмы защищали интересы создателя виртуальной валюты биткоин. Кроме того, что этот сериал стал первым в истории кинематографа фильмом, повествующем о новом финансовом феномене, после упоминания криптовалюты в столь популярном кассовом сериале курс биткоина стал быстро расти. С того момента утекло уже много воды, и сегодня мы видим, как биткоин в частности и феномен криптовалют в целом активно развивается и лоббируется мировым финансовым сообществом.

«Хорошая жена» задевает и освещает огромный пласт крайне спорных юридических и этических вопросов, связанных с работой адвокатов. Это и внутрикорпоративная борьба; проблема конфликта интересов и поиска путей его обхода; этические коллизии, связанные с защитой интересов убийц, маньяков, наркоторговцев; проблема смертной казни и несовершенства судебной системы; вопросы расовой дискриминации и сексизма в современном обществе и прочие не теряющие своей актуальности вопросы. Каждый эпизод, так или иначе, затрагивает сложную с юридико-технической стороны проблему, например, юридическая сторона допустимости несанкционированного наблюдения со стороны спецслужб и в противовес этому «произволу» раскрытие инсайдерской информации одним из работников АНБ (аллюзия на Эдварда Сноудена). Или проблема тоталитарных режимов и произвола властей, которая была ярко освещена в 16 серии 2 сезона, когда Алисии и ее коллегам довелось защищать интересы китайского диссидента, которого заключили в тюрьму и жестоко пытали из-за анонимной публикации сведений о состоянии демократии в Китае.

С первых и до последних кадров красной нитью проходит история коррупционных схем власть имущих, что не удивительно, потому как Иллинойс давно считается одним самых коррумпированных штатов. Везде и всюду сидит человек, влияние и авторитет которого ты можешь использовать в своих личных целях, так происходит, например, когда Алисию нанимают на работу, когда ее мужа выпускают из тюрьмы, когда крупный бизнесмен-владелец самой масштабно используемой поисковой системы «Чамхам» меняет своих представителей и делает выбор в пользу «Локхарт и Гарднер» (прим. авт.: фирма, в которой работает Алисия). Весь сериал строится на идее «услуга за услугу», которая работает не только в плоскости личных отношений, но и в профессиональной сфере — сегодня ты уступишь победу в баскетбольном матче федеральному судье, а завтра на фразу оппонента «Протестую, Ваша Честь, не относится к существу дела» услышишь: «Подождите, сторона обвинения, мне кажется, сторона защиты еще не полностью изложила свою позицию».

Сериал «Хорошая жена» вышел на экран еще в 2009 году, и на сегодняшний день выпустили 7 сезонов, завоевав «Золотой глобус», две премии Гильдии киноактеров и пять «Эмми». Изначально сценаристы задались вопросом: способна ли женщина доказать свою состоятельность, стоя рядом с мужем-предателем, и может ли честный человек выжить среди хищников? Сегодня мы отвечаем на этот вопрос так: женщина, которую предали, может пойти двумя путями: уйти в себя и свои проблемы, оплакивая потраченные усилия и неоцененную любовь, или сбросить с себя наконец оковы жертвы и начать самореализовываться как личность. На своем примере Алисия Флоррик показывает, что сегодня перед тем, кто хочет, открыты многие двери. Но оставаться честным и наивно полагаться на благодушие окружающих не приходится. Потому стоит делать выбор: или ты играешь по правилам больших начальников и побеждаешь, или плывешь по течению, скованный этическими запретами, и в конце неминуемо теряешься на фоне более предприимчивых коллег, не обремененных моральными терзаниями.

 

Текст: Мария Мурашко



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: