Текст 1.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Тахохов Б. А. 1 (Владикавказ, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова»
Полный текст (свободный доступ) — Скачан 80 раз(а)
АННОТАЦИЯ:
Проблема и цель. Работа посвящена решению актуальной научной проблемы – сохранению культуры и менталитета народа в гармоническом взаимодействии с другими культурами в эпоху глобализации. Цель статьи – теоретически обосновать и раскрыть основные направления формирования этнокультурной компетентности учащихся в контексте глобализации
Методология. Концептуально формирование этнокультурной компетентности наиболее эффективно происходит при гуманистической парадигме образования с учетом таких психолого-педагогических методов, как системный, компетентностный, аксиологический, компаративистский и принципов культуросообразности образовательных систем, креативный, синхронно и диахронно педагогический, персонодидактический и поликультурный.
Результаты. Обосновано, что формирование этнокультурой компетентности осуществляется в процессе взаимодействия трех компонентов, составляющих единую психолого-педагогическую систему: социально-экономического, культурного и жизненного опыта этноса в его историческом развитии и современном состоянии (социализация личности); организованного образовательно-воспитательного процесса (обучение и воспитание) и самостоятельной интеллектуально-познавательной и практической деятельности (развитие и самовоспитание). Уровнями этнокультурной компетентности следует признать: когнитивный, бихевиоральный и аффективный, которые проявляются в мировоззрении, деятельности, поведении и речевом общении. Первый компонент в этой триаде является почти стихийным или в незначительной степени систематизированным, а второй и третий компоненты взаимосвязаны единой стратегией действия, причем самовоспитание и развитие во многом зависимы от психолого-педагогического сопровождения учеников.
Заключение. Проведенное исследование показало, что процесс формирования этнокультурной компетентности учащихся в контексте глобализации проходит эффективно при условии инкорпорирования в содержание разных учебных предметов материала, связанного с регионально-этнокультурными особенностями и комплексным подходом к организации образовательного процесса, в котором учебные и воспитательные, мировоззренческие задачи решаются с учетом этнического своеобразия и идеологии поликультурной парадигмы.
|
Ключевые слова:
этнокультурная компетентность учащихся; глобализация; культура этноса; традиции; этнокультурная среда; менталитет; воспитание личности; гуманистическая парадигма
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85074639935&origin=...
ТЕКСТ 2.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ (РОССИЙСКОЙ) ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ПРИ СОХРАНЕНИИ ИМИ ЭТНИЧЕСКОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ
Егорычев А. М. 1 (Москва, Россия), Джурабаева Г. К.
2 (Новосибирск, Россия), Касенова Н. Н.
3 (Новосибирск, Россия), Кергилова Н. В.
4 (Горно-Алтайск, Россия)
1 ФГБОУ ВО «РГСУ»
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный технический университет»
3 ФГБОУ ВО «НГПУ»
4 ФГБОУ ВО «ГАГУ»
|
Полный текст (свободный доступ) — Скачан 73 раз(а)
АННОТАЦИЯ:
Проблема и цель. Авторами исследуется проблема формирования гражданской идентичности в условиях российского общества. Цель – определить особенности формирования гражданской (российской) идентичности у детей иностранных граждан при сохранении ими этнической самоидентификации.
Методология. В работе проведен теоретический анализ научно-методических работ, посвященных формированию социальной идентичности. Использованы методы теоретического исследования: сравнение, обобщение и системный анализ.
Результаты. Авторами выявлены сущностные и специфические особенности понятий «гражданская идентичность», «дети иностранных граждан», «формирование гражданской идентичности у детей иностранных граждан». Определены теоретические положения, определяющие сущность, содержание, типологию, направленность и условия эффективности формирования гражданской идентичности у детей иностранных граждан. Выделены и охарактеризованы наиболее важные подходы, способствующие эффективному формированию гражданской идентичности у детей иностранных граждан. Раскрыты факторы и условия, способствующие эффективному процессу формирования гражданской идентичности у детей иностранных граждан в условиях российского социума.
Заключение. Обобщаются особенности формирования гражданской (российской) идентичности у детей иностранных граждан при сохранении ими этнической самоидентификации.
|
Ключевые слова:
дети иностранных граждан; гражданская идентичность; этническая идентичность; этническая социализация; мультикультурность; полиэтничность
Библиографическая ссылка:
Егорычев А. М., Джурабаева Г. К., Касенова Н. Н., Кергилова Н. В. Формирование гражданской (российской) идентичности у детей иностранных граждан при сохранении ими этнической самоидентификации // Science for Education Today. – 2019. – № 6. – С. 170–185. DOI: https://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1906.11