Самоконтроль и самооценка.




Освоение учебной деятельности детьми дошкольного возраста.

Становление элементов учебной деятельности.

Учебная деятельность – вид учения, направленный на овладение знаниями и умениями. Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты: мотив, учебная задача, планирование, учебные действия, контроль и оценка.

Мотивы.

Возраст Характеристика компонента Условия появления
Младший Преобладают мотивы непосредственного эмоционального отношения ребенка к материалам, используемым на занятии, к самому процессу деятельности с ними (красочность, динамичность материала вызывает интерес) - обеспечение в процессе познания активной позиции детей, - постепенное усложнение содержания знаний.
Средний Появляются мотивы учения, связанные с интересами практической или игровой деятельности (научить делать, для того, чтобы играть с игрушкой)
Старший Появляется мотив престижности («Делаю лучше всех), мотивы общественной необходимости (нужно заниматься, чтобы хорошо учиться в школе), познавательный интерес.

Учебная задача.

Возраст Характеристика компонента Условия появления данных умений
Младший Характерна слитность, недифференцированность практической и учебной задачи (н-р, учебную задачу - рассказать, что нарисовано – воспринимают как чисто практическую и не считают обязательным выполнять). Постепенно возникает умение принимать учебную задачу по ходу деятельности в виде дробных заданий. - оценка результата деятельности в продуктивных видах занятий, - совпадение вопроса кс конкретными ситуациями («Что делает птичка?» - в момент, когда она клюет) - совпадение вопроса- задания с обследовательскими действиями (сомни ткань и скажи, какая она)
Средний Формируется умение самостоятельно переносить учебные задачи, решаемые на занятиях на те же или близкие, а затем и более далекие предметы и явления, встречающиеся в повседневной жизни (н-р, на занятии воспитатель спрашивает «Что ест кролик?», а затем в сам. наблюдении за кошкой дети ставят аналогичную задачу) - конкретность и определенность задачи, - связь с практической задачей, - близость детскому опыту
Старший Учебные задачи приобретают ярко выраженный учебно-познавательный характер. Основное место занимают задачи по усвоению знаний, но в связи с ростом самосознания дети с большей полнотой начинают воспринимать задания на овладение способами практической и умственной деятельности и учебной задачи творческого характера. - постепенное логическое усложнение учебной задачи на всем протяжении старшего дошкольного возраста, - четкое выделение в учебной задаче способов умственных и практических действий, подлежащих усвоению - анализ результатов учебной деятельности, установление связи с пониманием задачи, применение заданных способов деятельности, - сохранение опоры на сложившийся детский опыт и учет интересов детей.

Планирование.

Возраст Характеристика компонента Условия появления данных умений
Младший Дети действуют по плану, предложенному воспитателем  
Средний Дети действуют по плану, предложенному воспитателем, включаются элементы планирования.  
Старший Дети – участники планирования. Наиболее успешно осваивают планирование продуктивных видов деятельности. Постепенно становится доступным и планирование несложного рассказа, пересказа. Овладев планированием на занятиях, дети переносят эти умения в повседневную жизнь. - знакомство с компонентами деятельности – планирования, - обучение способам планирования - показывать направленность планирования на результат

Учебные действия.

Возраст Характеристика компонента Условия появления данных умений
Младший Формируется умение наблюдать – дети приучаются принимать участие в наблюдениях, протекающих под руководством взрослого. Дети учатся воспринимать и понимать речь взрослого, художественное слово. - система упражнений на занятиях и в повседневной жизни, направленная на развитие слухового внимания, - обучение умению отвечать на поставленные вопросы (сначала ответы описательного характера, затем – на констатацию фактов, описание явлений, высказывания типа суждений).
Средний Дети учатся проводить наблюдения самостоятельно. Дети учатся действовать по словесному указанию взрослого.
Старший Дети учатся вести непродолжительные наблюдения по собственному плану, использую те приемы, которые были показаны взрослым. Учатся отражать в речи результаты познавательной деятельности.

Самоконтроль и самооценка.

Возраст Характеристика компонента Условия появления данных умений
Младший Данный компонент не сформирован, деятельность детей оценивает воспитатель. Оценка недифференцированная. - анализ воспитателем хода выполнения задачи и сопоставление его с результатами в конце занятия, - постановка перед детьми задачи самооценки результатов с выяснением причин ошибок и недостатков.
Средний Данный компонент не сформирован, деятельность детей оценивает воспитатель. Оценка дифференцированная.
Старший Начинает формироваться самооценка и самоконтроль.

Уровни учебной деятельности (А.П.Усова):

1 уровень 2 уровень 3 уровень
1. Слушают указания 2. Руководствуются ими в работе 3. В случае непонимания задают вопросы. 4. Правильно оценивают работу других. 5. Правильно оценивают собственную работу. 6. Достигают нужных результатов. 1. Слушают указания, условно придерживаются их в работе. 2. Самоконтроль неустойчив, осуществляется через работу других детей. 3. При выполнении работы склонны к подражаниям. 4. Результаты условны. 1. Слушают указания, но как бы не слышат. 2. Не руководствуются ими в работе. 3. К оценке нечувствительны. 4. Результата не достигают.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: