Освоение учебной деятельности детьми дошкольного возраста.
Становление элементов учебной деятельности.
Учебная деятельность – вид учения, направленный на овладение знаниями и умениями. Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты: мотив, учебная задача, планирование, учебные действия, контроль и оценка.
Мотивы.
Возраст | Характеристика компонента | Условия появления |
Младший | Преобладают мотивы непосредственного эмоционального отношения ребенка к материалам, используемым на занятии, к самому процессу деятельности с ними (красочность, динамичность материала вызывает интерес) | - обеспечение в процессе познания активной позиции детей, - постепенное усложнение содержания знаний. |
Средний | Появляются мотивы учения, связанные с интересами практической или игровой деятельности (научить делать, для того, чтобы играть с игрушкой) | |
Старший | Появляется мотив престижности («Делаю лучше всех), мотивы общественной необходимости (нужно заниматься, чтобы хорошо учиться в школе), познавательный интерес. |
Учебная задача.
Возраст | Характеристика компонента | Условия появления данных умений |
Младший | Характерна слитность, недифференцированность практической и учебной задачи (н-р, учебную задачу - рассказать, что нарисовано – воспринимают как чисто практическую и не считают обязательным выполнять). Постепенно возникает умение принимать учебную задачу по ходу деятельности в виде дробных заданий. | - оценка результата деятельности в продуктивных видах занятий, - совпадение вопроса кс конкретными ситуациями («Что делает птичка?» - в момент, когда она клюет) - совпадение вопроса- задания с обследовательскими действиями (сомни ткань и скажи, какая она) |
Средний | Формируется умение самостоятельно переносить учебные задачи, решаемые на занятиях на те же или близкие, а затем и более далекие предметы и явления, встречающиеся в повседневной жизни (н-р, на занятии воспитатель спрашивает «Что ест кролик?», а затем в сам. наблюдении за кошкой дети ставят аналогичную задачу) | - конкретность и определенность задачи, - связь с практической задачей, - близость детскому опыту |
Старший | Учебные задачи приобретают ярко выраженный учебно-познавательный характер. Основное место занимают задачи по усвоению знаний, но в связи с ростом самосознания дети с большей полнотой начинают воспринимать задания на овладение способами практической и умственной деятельности и учебной задачи творческого характера. | - постепенное логическое усложнение учебной задачи на всем протяжении старшего дошкольного возраста, - четкое выделение в учебной задаче способов умственных и практических действий, подлежащих усвоению - анализ результатов учебной деятельности, установление связи с пониманием задачи, применение заданных способов деятельности, - сохранение опоры на сложившийся детский опыт и учет интересов детей. |
Планирование.
|
Возраст | Характеристика компонента | Условия появления данных умений |
Младший | Дети действуют по плану, предложенному воспитателем | |
Средний | Дети действуют по плану, предложенному воспитателем, включаются элементы планирования. | |
Старший | Дети – участники планирования. Наиболее успешно осваивают планирование продуктивных видов деятельности. Постепенно становится доступным и планирование несложного рассказа, пересказа. Овладев планированием на занятиях, дети переносят эти умения в повседневную жизнь. | - знакомство с компонентами деятельности – планирования, - обучение способам планирования - показывать направленность планирования на результат |
Учебные действия.
|
Возраст | Характеристика компонента | Условия появления данных умений |
Младший | Формируется умение наблюдать – дети приучаются принимать участие в наблюдениях, протекающих под руководством взрослого. Дети учатся воспринимать и понимать речь взрослого, художественное слово. | - система упражнений на занятиях и в повседневной жизни, направленная на развитие слухового внимания, - обучение умению отвечать на поставленные вопросы (сначала ответы описательного характера, затем – на констатацию фактов, описание явлений, высказывания типа суждений). |
Средний | Дети учатся проводить наблюдения самостоятельно. Дети учатся действовать по словесному указанию взрослого. | |
Старший | Дети учатся вести непродолжительные наблюдения по собственному плану, использую те приемы, которые были показаны взрослым. Учатся отражать в речи результаты познавательной деятельности. |
Самоконтроль и самооценка.
Возраст | Характеристика компонента | Условия появления данных умений |
Младший | Данный компонент не сформирован, деятельность детей оценивает воспитатель. Оценка недифференцированная. | - анализ воспитателем хода выполнения задачи и сопоставление его с результатами в конце занятия, - постановка перед детьми задачи самооценки результатов с выяснением причин ошибок и недостатков. |
Средний | Данный компонент не сформирован, деятельность детей оценивает воспитатель. Оценка дифференцированная. | |
Старший | Начинает формироваться самооценка и самоконтроль. |
Уровни учебной деятельности (А.П.Усова):