Дополнительная общеразвивающая программа




ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом

Протокол № 1 Приказом № 117 - А

от 28.08.2020 от 31.08.2020

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Учусь говорить правильно»

 

Составитель:

Удовиченко Елена Вадимовна

педагог дополнительного образования

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Год разработки: 2020

 

2020 год

 

Оглавление

 

1. Пояснительная записка  
2. Учебно-тематический план  
3. Содержание изучаемого курса  
4. Методическое обеспечение программы  
5. Список использованной литературы  

 

 

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность рабочей программы.

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает еще в дошкольном возрасте на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношение речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи.

В связи с этим, в условиях общеразвивающих групп детского сада нет программы, предусматривающей коррекцию звукопроизношения, учитель – логопед в своей работе использует программы, предназначенные для коррекции нарушения произношения отдельных групп звуков, на их основе составляется рабочая программа. Реализуется она в индивидуальной работе с детьми, так как у каждого ребенка индивидуальный темп автоматизации и дифференциации поставленных звуков в речи, а так же разный речевой дефект звуков (недоразвитие свистящих, шипящих, сонорных). Каждая группа звуков требует специальную подготовку органов артикуляции постановке неправильно произносимых звуков.

Направленность дополнительной общеобразовательной программы

Программа отнесена к программам социально-педагогической направленности. Её цели и задачи направлены на развитие речи у воспитанников старшего дошкольного возраста.

Характеристика целесообразности построения курса.

Содержательная характеристика курса.

Программа состоит из 8 занятий в месяц на каждого ребенка и рассчитана на 1 учебный год. Всего: 56 ч.

Продолжительность занятий: 30 минут

Периодичность занятий: 2 раза в неделю.

Структура занятия: Каждое занятие состоит из нескольких частей: вводной, основной, заключительной.

Вводная: приветствие, игровая мотивация

Основная: выполнение заданий, направленных на коррекцию звукопроизношения

Заключительная: - поощрения

Ритуал приветствия, комментарии к прошлому занятию – 1 мин.
Выполнение коррекционных заданий – 23 мин. Поощрение -1 мин.

Занятия Программы имеют индивидуальный подход и общую гибкую структуру, основанную на возрастных особенностях обучающихся детей дошкольного возраста, а так же наполнены различными игровыми заданиями.

Задания ориентированы на развитие у обучающегося ребенка органов артикуляции (артикуляторная гимнастика) и развитие правильного звукопроизношения.

Отличительной особенностью данной Программы является принцип индивидуальности, принцип системности, принцип целенаправленной деятельности, а также методы и техники.

Методы и приёмы индивидуальной работы с направлены на коррекцию звукопроизношения, предупреждение дисграфии и дислексии.

Данная Программа предусматривает использование в работе практических, наглядных,

словесных методов и приемов, а также использование ИКТ.

Исходя из вышесказанного, правильное произношение в речи является значимым критерием готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Его адаптация, успешность, общение с одноклассниками зависят от его подготовленности на этапе дошкольного периода. Следовательно, предложенная программа актуальна и способна помочь воспитанникам детского сада подготовиться к начальному звену школьного обучения.

Цель обучения направлена на развитие звукопроизношения у обучающихся, имеющих недоразвитие отдельных групп звуков.

Задачи:

1. Разработать речевой аппарат, подготовить к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).

2. Уточнить произношение гласных звуков и наиболее легких согласных звуков.

3.Поставить и закрепить неправильно произносимые и отсутствующие в произношение обучающихся детей звуков.

4. Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки в речь.

Основные принципы внедрения и реализации являются принцип индивидуальности, принцип системности, принцип целенаправленной деятельности.

Новизна заключается в том, что данная программа реализуется в индивидуальной работе с детьми НПОЗ общеобразовательных групп ДОУ. Занятия, предлагаемой программы выходят за рамки основной образовательной программы дошкольного образования.

Данная программа включает в себя развитие артикуляционного аппарата, постановка отсутствующих звуков и введение поставленных звуков в свободную речь.

Основными формам реализации Программы являются индивидуальные занятия с учителем-логопедом.

Основными средствами для решения программных задач являются: система артикуляционных гимнастик, дифференцированные способы постановки звука, дидактические игры и игровые упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленного звука в свободную речь.

Учебный материал Программы разработан с учетом обеспечения последовательности поэтапного развития звукопроизношения, постепенное развитие функциональных способностей занимающихся.

При планировании и проведении занятий учтены индивидуальные и анатомические особенности артикуляторного аппарата детей.

Программа представляет собой комплекс мероприятий рассчитанных на 1учебный год, у детей от 5-6 лет.

Форма обучения: индивидуальная.

Ожидаемые результаты:

- Правильное звукопроизношение в свободной речи.

- Сформированность навыка саморегуляции за собственной речью.

- Сформированность фонетико-фонематического восприятия

- Принятие статуса ученика, ориентация на мотивацию достижений, успешность и самоэффективность.

 

Формы подведения итогов реализации программы:

Итоги реализации программы подводятся по окончании каждого этапа развития звукопроизношения (подготовительного, постановочного, этапа автоматизации и дифференциации поставленных звуков).

Динамика развития обучающихся доводиться до родителей или законных представителей через индивидуальные консультации.

Показ достигнутых результатов на индивидуальных открытых занятиях в январе и апреле.

 

2. Учебно-тематический план

 

№ п/п Наименование тем Количество часов
  Обследование состояния звукопроизношения  
  Артикуляторная гимнастика  
  Постановка звука  
  Автоматизация изолированного звука  
  Автоматизация в прямых и обратных слогах  
  Автоматизация в начале слова  
  Автоматизация в конце слова  
  Автоматизация в середине слова  
  Автоматизация в чистоговорках  
  Автоматизация в слогах со стечением согласных  
  Автоматизация в словах со стечением согласных  
  Автоматизация в словосочетаниях  
  Автоматизация во фразах  
  Автоматизация в предложениях  
  Автоматизация в тексте  
  Автоматизация в стихотворениях  
  Автоматизация в скороговорках  
  Автоматизация в свободной речи  
  Дифференциация на развитие слухового внимания  
  Дифференциация в слогах  
  Дифференциация в словах  
  Дифференциация в чистоговорках  
  Дифференциация в словосочетаниях  
  Дифференциация во фразах  
  Дифференциация в предложениях  
  Дифференциация в тексте  
  Дифференциация в стихотворениях  
  Дифференциация в скороговорках  
  Дифференциация в связной речи  
  Итого:  

 

3. Содержание изучаемого курса

 

Перспективное планирование

индивидуальных занятий

с обучающимися 5 – 6лет.

 

Направление работы I период обучения (октябрь, ноябрь) II период обучения (декабрь январь) III период обучения (февраль, март, апрель)
Звукопроизношение 1. Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики). 2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков 3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков 1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков 2.Автоматизация и дифференциация поставленных звуков 1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков 2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

 

 

Развитие звукопроизношения

 

1. этап – Подготовительная работа

Артикуляторная гимнастика для развития свистящих, шипящих и сонорных звуков (общий и специальный комплекс):

Игры: «Сказки веселого язычка», упр. «Мартышки», забавные стишки для каждого упражнения, «Песенка водички», «Моторчик», «Шарик» и др.

2. этап - Постановка (свистящих, шипящих, сонорных) звуков разными способами (см. приложение).

3. этап - Автоматизация и дифференциация свистящих звуков

4. Методическое обеспечение программы:

· Наглядный материал (иллюстрации, фотографии)

· Индивидуальные рабочие листы для воспитанников

· отчетной документации (конспекты)

· авторские тематические презентации

· авторские видеоряды с музыкальным сопровождением

· буклеты

· диагностический материал

· фотоотчеты

· столы и стулья по росту

· магнитная доска

· канцелярские принадлежности (карандаши, фломастеры, ластики)

 

 

5. Список использованной литературы

 

· Ткаченко Т.А.

· Если дошкольник плохо говорит. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005.

· Каше Г. А.

· Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: Просвещение, 1971.

· Нищева Н. В.

· Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб.: Детство – Пресс, 2003.

· Фомичёва М. Ф.

· Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1989.

· Кузнецова Е. В., Тихонова И. А.

· Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М.: Сфера, 2008.

· Иванова Ю. В.

· Дошкольный логопедический пункт. М.: «Издательство Гном и Д», 2008.

· Пожиленко Е. А.

· Волшебный мир звуков: пособие для логопедов. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2002.

· Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской

· Логопедия М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1998.

· С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц

· Учим ребёнка говорить и читать правильно. М.: «Гном», 2007.

· 10 Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки / Оформление обложки С.Л.Шапиро, А.А. Олексенко. — СПб.: Издательство “Лань”, 1999.— 112 с. - (Учебники для вузов.Специальная литература)

· Смирнова Л.Н. Логопедия.Играем со звуками: Речевой дидактический материал: пособие для логопедов,дефектологов и воспитателей / Смирнова,Людмила Николаевна. - М.: Мозаика-синтез, 2004. - 56 с. - (Библиотека воспитателя)

· Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 1979. - 208 с.

· Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь: картотека заданий для автоматизации звуков [ч], [щ]: логопедам-практикам и заботливым родителям. - СПб.: Каро, 2006. - 95 с

· Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов.-М.: “Гном-Пресс”,1999.-136с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: