Хозяйственное управление




Важнейшим направлением реформ стало совершенствование системы хозяйственного управления.

В 1957 г. был осуществлен переход от управления экономикой через отраслевые министерства к руководству через региональные центрыСоветы народного хозяйства (Совнархозы).

Для обоснования этой акции использовался опыт деятельности ВСНХ в первые годы Советской власти при Ленине.

В центре было ликвидировано 141 общесоюзное и республиканское министерство, и на их месте были сформированы небольшие государственные отраслевые комитеты, призванные координировать научно-техническую политику.

Образованные 105 совнархозов должны были стать региональными коллегиальными административными органами, в состав которых вошли,

· помимо главных руководителей,

· также и руководители крупнейших предприятий.

Для решения проблемных вопросов в совнархозах также создавались технико-экономические советы из

· научных,

· инженерных работников

· и администраторов.

Созданные совнархозы подчинялись правительству своей республики и были в значительной степени автономны в руководстве трестами, предприятиями, стройками и учреждениями регионов.

 

 

Параллельно с децентрализацией управления экономикой Хрущев принял решение приблизить партийные комитеты и советы к конкретному управлению производством.

С этой целью парткомы и советы были разделены на промышленные (городские) и сельские. Все комитеты должны были специализироваться на конкретном руководстве определенными отраслями экономики.

Предпринятые меры на первых порах способствовали

· развязыванию инициативы специалистов и местных органов,

· повышению уровня специализации регионов и их определенной кооперации,

· развитию местного производства,

· улучшению снабжения населения товарами широкого потребления.

Объем производства в 1957—1960 гг. увеличился в 1,5 раза.

Однако властям не удалось найти правильное сочетание централизованного государственного руководства и местной самостоятельности.

· Возникли затруднения в управлении предприятиями отраслей крупной промышленности общегосударственного значения,

· развивался местный бюрократизм и корпоративизм,

· нарушение пропорций развития регионов и их внутренних связей друг с другом в рамках всего народнохозяйственного комплекса.

· Резко ослабло использование достижений научно-технического прогресса, так как местные совнархозы не испытывали потребности внедрения новых дорогостоящих технологий.

Стремясь преодолеть эти недостатки, хрущевское правительство

· попыталось усилить централизацию в планировании и сократило число местных совнархозов до 43,

· одновременно создав в начале 1960-х гг. республиканские совнархозы

· и Высший совет народного хозяйства СССР.

Существование этих органов наряду с правительством и госкомитетами привело к многоступенчатости управленческой системы и пересечению функций ее отдельных звеньев.

 

В это же время в сельском хозяйстве проходило укрупнение колхозов, совхозов, управляемых через территориально-производственные органы.

Развитие сельского хозяйства было приоритетным в системе первоочередных мер Хрущева начиная с его утверждения на посту Первого секретаря ЦК КПСС.

Еще на сентябрьском 1953 г. Пленуме ЦК КПСС Хрущев продемонстрировал иное понимание значения колхозно-кооперативной собственности, нежели завещанная Сталиным концепция, согласно которой

· колхозная собственность начинает тормозить развитие производительных сил страны

· и поэтому должна быть превращена в общенародную.

В постановлении Пленума было указано, что артельная форма колхозов является ведущей формой коллективного хозяйства на весь период строительства социализма.

В течение трех лет по настоянию Хрущева были приняты постановления ЦК КПСС и Совмина СССР

· об отмене излишней централизации планирования,

· праве колхозов дополнять и даже изменять положения Устава сельхозартели с учетом местных условий.

Все это способствовало развитию инициативы и самостоятельности коллективных производителей сельскохозяйственной продукции, Однако, не могло сразу сказаться на снабжении населения продовольственными товарами.

 

В этот период остро встала зерновая проблема, которая была объявлена на XIX съезде КПСС в 1952 г. решенной окончательно и бесповоротно. Чтобы продемонстрировать стране и народу свою политическую компетентность и перспективность, Хрущев предпринимает в феврале 1954 г. одну из самых крупных своих акций — подъем целинных и залежных земель. На Восток страны направляются по комсомольским путевкам свыше 300 тыс. добровольцев. В результате распахиваются гигантские пространства в Казахстане, и на Юге Западной Сибири — свыше 13 млн. га, а всего по стране — 60 млн. га.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: