АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Цель. Выявление особенностей методических подходов к развитию первоначальных математических представлений у дошкольников на основе анализа статьи Ф. Н. Блехер и составления опорной схемы.
Инструкция. Изучите материалы статьи, выделите основные (важные) моменты. На основе анализа статьи заполните опорную схему.
Библиография. Блехер Ф. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - №11. С. 14–23.
СОДЕРЖАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
|
1.
Распознавание детьми величины предметов и сравнение
этих величин
(большой-маленький, больше - меньше;длинный - короткий, длиннее-короче; толстый - тонкий, толще - тоньше; высокий - низкий,
выше-ниже; широкий - узкий, шире-уже;
глубокий - мелкий, глубже-мельче; тяжёлый - лёгкий, тяжелее - легче).
| 2.
Овладение счетом: умение применять счет для определения количества
(сравнивать,
складывать и вычитать).
| 3.
Развитие представлений о пространственных отношениях (вниз-вверх; вперёд - назад; направо - налево; высоко - низко; далеко - близко).
| 4.
Знакомство с геометрическими формами (куб, шар, четырёхугольник, треугольник, квадрат),
умение эти формы правильно называть, распознавать в окружающих предметах.
| 5.
Развитие представлений о времени;
узнавание времени на часах с точностью
до часа; последовательность времен года; пользование календарем.
| 6.
Измерение и некоторые меры (измерение путем наложения одного предмета на другой, измерение шагами, чашками, в дальнейшем возможно также применение некоторых мер: метр, килограмм, литр).
|
ПРИМЕРЫПОВСЕДНЕВНОГО ОПЫТА РЕБЕНКА
|
1.
Развитие мышление ребенка.
| 2.
Различие и сравнение предметов по определённым признакам.
| 3.
Развитие наблюдательности с помощью: выделения, сравнения и сопоставления.
| 4.
Умственное развитие с помощью отвлечения от конкретных свойств.
| 5.
Развитие понимания, мышления, памяти, речи и воображения, заключающееся в простом анализе и синтезе.
|
УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
| 1.Недостаточно лишь оборудовать «среду», чтобы развитие пошло само.
2.Должна присутствовать роль воспитателя, его влияние и непосредственное руководство.
3.Нужно привлечь внимание ребенка к предметам и благоприятному состоянию.
4. Связь с жизнью и жизненным опытом.
5.Опыт, приведение примеров педагогами и взрослыми.
6. Систематичность.
7.Последовательность.
8.Проведение занятий на основе ранее получивших знаний.
|
ЧИСЛО, СЧЕТ И ОПЕРАЦИИ НАД ЧИСЛАМИ
|
ТРУДНОСТИ
| ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ
| ПРИМЕРЫЗАДАНИЙ
| СХЕМАТИЧНАЯ ЗАРИСОВКА
|
Ребёнок не может сразу осознать, что каждое число, которое он произносит относиться не к определённому предмету, а ко всей группе предметов, т.к. даёт количественную характеристику всей данной совокупности предметов. Помимо этого, чтобы грамотно обучить ребенка счёту, следует это делать медленно, спокойно и размеренно, иначе это может вызвать ы будущем проблемы у ребёнка.
| 1. Знание первых чисел
2. Воспитатель заботиться о осознанности ребенка при работе с числами (4 как 3 и 1; как 2 и 2)
3. Усвоение порядкового счета до 10
4. Умение подсчитать количество ударов, шагов, хлопков, звонков.
5. Умение сравнивать группы и определять некоторые качества.
6. Знания в сложении и вычитании.
7. Введение печатных цифр в знания детей
| 1. Счет кукол/мишек/машинок при добавлении по одной.
2. Просьба принести определённое количество игрушек.
3. Поставить перед ребёнком несколько групп с разным количеством кубиков и попросить его сравнить их.
|
|
ВЕЛИЧИНА И ИЗМЕРЕНИЕ
|
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ
| ПРИМЕРЫЗАДАНИЙ
| СХЕМАТИЧНАЯ ЗАРИСОВКА
|
1. Обозначения (размышление, сравнение, наложение)
2. Соотношения (между предметами)
3. Определения (расстояние, величина).
|
1. Различить и разделить большие и маленькие фигурки отдельно друг от друга.
2.Дать детям вырезать ту же фигурку, что и у воспитателя.
|
|
ФОРМА
|
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
| ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ
|
1. Шар и куб
2. Плоскостная и линейная формы
3. Геометрические фигуры
| 1. Отличие одной фигуры от другой
2. Правильное название эти фигур
3. Умение правильно подобрать формуописывающую предмет в окружающей обстановке ребенка.
|
ПРОСТРАНСТВО
|
ОСНОВНОЙ СЛОВАРЬ
| ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ
| ВИДЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛАГОПРИЯТНЫЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА
|
1. Вперед – назад
2. Вверх – вниз
3. Высоко – низко
4. Далеко – близко
5. Рядом – напротив
6. Налево – направо
7. Позади – вперед
8. Ближе, высоко, дальше.
| 1. Познание пространства
2. Различие направления
3. Начало понимания и отличия правой и левой руки.
| 1. Путь движения
2. Слух
3. Мускульно-тактильные ощущения
4. Зрение.
|
ВРЕМЯ
|
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕННЫХ ПОНЯТИЙ
| ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ
|
1. Очень медленно протекает представление о времени
2. Представления о времени у детей связаны с конкретным житейским опытом ребёнка и его эмоциональными переживаниями
3. Маленькие дети настоящее время ставят в приоритет, в отличие от прошлого и будущего
4. Дети постоянно путают «сегодня», «вчера» и «завтра».
| 1. Определение дня предстоящего праздника
2. Умение пользоваться календарем
3. Ориентировка в последовательности времени года
4. Определение времени на часах с точностью до часа.
|
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
|
НАЗВАНИЕ
| ОПИСАНИЕ
|
«Дидактические игры и дидактические материалы» Ф.Н.Блехер
| Данные дидактические материалы описывают научные исследования, наблюдения за детьми разных возрастов и групп, также помогает изучению воспитания детей и познанию их с другой стороны.
Из данных статей можно выделить техники обучения детей счёту, как в игровой форме, так и как занятие.
Каждая статья и игра этого дидактического материала может помочь справиться и найти ответ или решение многих проблем.
|