1. «Успевай-ка». Взрослый называет цифры, а ребенок, услышав условленную цифру например, 8, говорит «Стоп». Можно усложнить правила: «Стоп» говорить, если перед числом 8 назвали 7.
2. Переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать. Например: АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, АЛКУК, ТЕЛОМАС, АНИШАМ, РОФОТЕВС, ЬЛИБОМОТВА.
3. Корректурная проба (тест Бурдона). Таблица букв, написанных в различном порядке. Надо быстро вычеркивать только определенные буквы.
4. Найти «спрятавшиеся» слова.
Упражнения:
А) на развитие концентрации внимания
Находить и вычеркивать определённые буквы в печатном тексте; “переплетенные нити”
Б) на увеличение объёма внимания и кратковременной памяти.
В) для тренировки распределения внимания:
Выполнение двух разноплановых заданий чтение текста и подсчет ударов карандаша по столу).
Г) на развитие навыка переключения внимания:
Работы с печатным текстом. Чередование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв.
Игры и упражнения, способствующие развитию внимания дошкольников.
«Да и нет не говорите, черный с белым не носите».
Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «Да» и «Нет».
Игры – головоломки.
Загадки.
«Найди отличия».
«Найди два одинаковых предмета».
«Буди внимателен».
Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
«Волшебное слово».
Взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае если взрослый говорит: «Пожалуйста».
«Где что было?»
Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.
«Назови, что ты видишь».
Ребенок за 1 минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся вокруг него.
«Карлики и великаны».
Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимания на его действия.
Память традиционно разделяют исходя из канала получения информации. Выделяют память зрительную, слуховую и так называемую моторную («память тела», память на движения). Чаще всего у человека преобладает тот или иной вид памяти, который развит лучше остальных.
Занимаясь развитием памяти ребенка, важно уделять внимание каждому из видов памяти, а не делать упор лишь на одном. Тогда ребенок, запоминая что-то, будет подключать сразу несколько каналов, и общий эффект будет несомненно выше.
Самые простые приемы для развития зрительной памяти – игры с картинками и предметами.
Варианты возможны разные. Например, вы показываете ребенку 9 – 10 предметов/картинок, прячете их и просите назвать, либо убираете часть предметов и просите сказать, что пропало.
С ребенком постарше можно модифицировать игру, используя карточки со словами. Учитывайте, что согласно закону психологии, объем памяти составляет от 5 до 9 объектов.
Слуховая память развивается при слушании и последующем пересказе текстов, с небольшой группой детей можно также играть в любимую всеми детьми игру «Чемодан». Классическая вариация этой игры такова: по кругу дети говорят фразу «Мы собираемся в поход и берем с собой…», называют какой-то предмет, следующий ребенок должен повторить сказанное и добавить еще свой предмет и так далее.
Моторная память развивается при обучении танцам, при выполнении различных игр на движение, где необходимо повторить что-то за ведущим.
Основные правила
• Развитие памяти ребенка должно обязательно идти через игру, интересные упражнения. По дороге из садика запоминать встретившихся собак, а дома всех их нарисовать, называть все деревья, встреченные на пути, в магазине посмотреть на два похожих товара, убрать их и вспомнить несколько отличий и так далее.
• Стойкие проблемы с запоминанием часто являются симптомами каких-либо других проблем. Например, при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью ребенок плохо запоминает не потому, что у него плохая память, а потому, что не может сосредоточиться на материале.