Динамика результатов ЕГЭ по литературе в целом по Кировской области за последние три года представлена в Таблице 1.




Методические рекомендации по совершенствованию преподавания учебного предмета «Литература» на основе анализа результатов ЕГЭ - 2021 в Кировской области

Маслова Анна Геннадьевна,

д-р. филол. наук, профессор

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»,

председатель региональной предметной комиссии по литературе,

Кошурникова Татьяна Владиславовна,

канд. филол. наук, доцент кафедры предметных областей

КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»

 

В Кировской области в рамках государственной итоговой аттестации в 2021 году предмет «Литература» в качестве экзамена по выбору сдавали 316 участников, из них 259 – выпускники текущего года, обучающиеся по программам СОО, 13 человек – выпускники текущего года, обучающиеся по программам СПО, 44 обучающихся – выпускники прошлых лет. Значительно увеличилось в 2021 году количество выпускников прошлых лет, выбравших предмет «Литература» для государственной итоговой аттестации с целью повышения результатов прошлого года (24 человека – в 2020 году, 44 человека – в 2021 году); увеличилось количество выпускников текущего года, обучающихся по программам СПО (7человек –в 2020 году, 13 человек –в 2021 году).

Динамика результатов ЕГЭ по литературе в целом по Кировской области за последние три года представлена в Таблице 1.

Таблица 1

Показатели Результаты 2019 г. Результаты 2020 г. Результаты 2021 г.
1. Количество участников 368 чел. 327 чел. 316 чел.
2. Сдали ЕГЭ 353 чел. (95,92%) 316чел. (96,6%) 305 чел. (96,5%)
3. Не сдали ЕГЭ 15 чел. (4,08%) 11 чел.(3,36%) 11 чел (3,48%)
4. Количество участников, получивших 100 баллов 4 чел. (1,08 %) 3 чел. (0,92%) 3 чел (0,94%)
5. Количество участников, получивших от 81 балла и выше 58 чел. (15,76%) 19 чел. (5,81%) 46 чел. (14,56%)

В 2021 году в сравнении с 2020 годом наблюдается количественное уменьшение участников ЕГЭ по литературе на 11 человек (сравним в 2020 г. –327 участников, в 2021 г. – 316 участников). По сравнению с 2020 г. число участников, среди которых выпускники лицеев и гимназий уменьшилось на 9 человек (в 2020 г. – 95 участников, в 2021 г. – 86 участников), уменьшилось на 18 человек количество участников ЕГЭ, среди которых выпускники СОШ с УИОП (в 2020 г. – 94 участника, в 2021 г. – 76 участников). Предмет «Литература» для государственной итоговой аттестации среднего общего образования выбирают в регионе в основном девушки (84,40 % в 2020 году), поступающие на специальности гуманитарного, социального и художественного профилей.

Значительных изменений в динамике количества участников, выбравших предмет «Литература» для сдачи ЕГЭ в 2021 г., по сравнению с 2020 и 2019 гг., не отмечается, хотя можно отметить ежегодное небольшое снижение выпускников, выбирающих данный предмет: в 2020 году на 41 человек меньше, чем в 2019, в 2021 году – на 11 человек меньше, чем в 2020, но в 2021 году процент сдававших литературу от общего числа участников ЕГЭ в регионе снизился: если в предыдущие годы литературу сдавали 6,16 % в 2019 году, 6,18 % в 2020 году, то 2021 году – всего 5,59 %.

По сравнению с 2020 годом число участников экзамена, среди которых выпускники лицеев и гимназий уменьшилось (в 2020 г. – 95 участников, в 2021 г. – 86 участников), уменьшилось количество участников ЕГЭ, среди которых выпускники СОШ с УИОП (в 2020 г. – 94 участника, в 2021 г. – 76 участников

По основным показателям результаты ЕГЭ 2021 года остаются стабильными на протяжении ряда лет. Количество участников ЕГЭ, выполнивших задания на максимальный балл (100 баллов), в 2021 г. – 3 человека (для сравнения в 2020 г. – 3 человека, в 2019 г. – 4 человека).

Список общеобразовательных организаций, в которых 100-бальные результаты ЕГЭ по литературе в 2020 году, представлен в таблице 2.

Таблица 2

Наименование общеобразовательной организации Количество 100-бальных работ
1. КОГОАУ «"Лицей естественных наук»  
2. МОАУ «Лицей № 21» города Кирова  

Анализ результатов ЕГЭ по литературе в 2021 году демонстрирует в целом положительную динамику по сравнению с предыдущими годами.

Средний тестовый балл повысился с 57,58 в 2020 до 64,29 в 2021 году. Результат текущего года также выше среднего результата 2019 года, когда был зафиксирован средний балл 61,95. Существенно не повысилась доля участников ЕГЭ, не преодолевших минимального балла по сравнению с 2020 годом (3,36 в 2020 и 3,48 в 2021 г.), в то же время – в сравнении с 2019 годом – этот показатель лучше, тогда доля участников, не достигших минимального балла, была 4,08. Высокие результаты – от 81 до 99 баллов – в 2021 году получили 13,6% участников ЕГЭ, тогда как в 2020 году этот показатель был значительно ниже – всего 5,81 %. Это свидетельствует о стабилизации ситуации в образовательных в организациях области в современных условиях, так как выпускники 2020-2021 учебного года занимались подготовкой к государственной итоговой аттестации в традиционном очном формате, и педагоги могли непосредственно руководить подготовкой обучающихся к ЕГЭ.

Невысокий уровень знаний по литературе показали выпускники СПО: из 13 участников 7,69% (1 человек) не достигли минимального балла, 23,08% (3 человека) показали результаты от минимального до 60 баллов, 69,23% (9 человек) получили от 61 до 80 баллов, высоких результатов, выше 81 балла, не достиг ни один из участников этой группы. Такие результаты объясняются тем, что в образовательных организациях СПО большее внимание уделяется профессиональной подготовке студентов; количество часов по общеобразовательным предметам (в частности предмету «Литература») не соответствует программа среднего общего образования.

Существенно изменилась ситуация по выпускникам прошлых лет. Обычно эта группа участников ЕГЭ не показывала высоких результатов, но в 2021 году снизился процент выпускников прошлых лет, не достигших минимального балла: в 2020 – 16,67 %, в 2021 – всего 4,65 %. Снизился также процент сдавших экзамен с результатом от минимального до 60 баллов: в 2020 году – 50%, в 2021 – 27,27%, в то же время повысился процент выпускников прошлых лет, сдавших экзамен на 61 – 80 баллов: 47,73% в 2021 году (сравним в 2020 году –33,33%). Появились участники ЕГЭ по литературе из этой группы, сдавшие ЕГЭ с высоким результатом от 81 до 99 баллов – 20,45%; в 2020 году не было ни одного выпускника прошлых лет, достигшего высоких баллов. Такая ситуация, может быть, связана, во-первых, со сложностями, возникшими со сдачей ЕГЭ в прошлом учебном году, когда многие выпускники были не удовлетворены своими результатами и попытались заново сдать экзамен, во-вторых, положительными изменениями в возможностях организации самостоятельной целенаправленной подготовки к ЕГЭ в связи с интенсивным развитием информационных и дистанционных технологий обучения.

В группе выпускников СОО текущего года больше половины участников (52,51%) набрали от 61 до 80 баллов и 13,13 % участников получили результаты от 81 до 99 баллов, что значительно лучше результатов прошлого года, когда большая часть выпускников СОО 2020 года (52,7%) набрали от минимального до 60 баллов, и лишь 38,51% достигли результата от 61 до 80 баллов и 5,81% – от 81 до 99 баллов. В 2021 году от минимального до 60 баллов получили 30,12% выпускников СОО текущего года. В худшую сторону изменилась ситуация с выпускниками СОО, не преодолевшими минимального балла – 3,09 % в 2021 году по сравнению с 2,36% в 2020 году.Количество участников экзамена, получивших 100 баллов – 3 человека из числа выпускников текущего года, обучающиеся по программам СОО.

В целом можно отметить улучшение результатов, что объясняется более благоприятными условиями в процессе подготовки к ЕГЭ по сравнению с прошлым годом и стабилизацией психологической ситуации в организации и проведении государственной итоговой аттестации в 2021 году.

В разрезе образовательных организаций большая доля участников ЕГЭ, достигших высоких результатов – от 81 до 100 баллов, приходится на лицеи и гимназии (18,6%). Сравним с другими типами СОО: выпускники СОШ с УИОП, достигшие от 81 до 99 баллов – 11,84%, выпускники СОШ, достигшие от 81 до 99 баллов – 10%.Это свидетельствует о сложившейся системе подготовки выпускников в лицеях и гимназиях, возможности привлечения педагогов высших учебных заведений для преподавания предмета, современной цифровой образовательной среде; участие обучающихся в творческих литературных конкурсах различного уровня, Всероссийских конкурсах сочинений и олимпиадах также влияет на общий культурный уровень выпускников, и естественно, на их результаты ЕГЭ по предмету

Достаточно активно выбирают ЕГЭ по литературе и успешно сдают его в тех образовательных организациях, где сложились традиции преподавания литературы на высоком методическом уровне. Стабильно высокие результаты, как и в прошлые годы, показывают выпускники следующих образовательных организаций г. Кирова: Кировского областного государственного общеобразовательного автономного учреждения «Лицей естественных наук», муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Лицей № 21» города Кирова, Кировского областного государственного общеобразовательного автономного учреждения «Кировский экономико-правовой лицей», муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения. В этом учебном году высокие результаты ЕГЭ по литературе продемонстрировали выпускники муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Гимназия имени Александра Грина» г. Кирова, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 46» города Кирова.

Выпускники следующих инновационных образовательных организаций области показали в 2021 году высокие результаты ЕГЭ по литературе: Кировского областного государственного общеобразовательного автономного учреждения «Гимназия № 1 г. Кирово-Чепецка», муниципального казенного общеобразовательного учреждения гимназии города Слободского Кировской области, муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 г. Советска Советского района Кировской области, Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя школа пгт Оричи».

Результаты выпускников инновационных образовательных организаций выше, чем результаты выпускников СОШ, что вполне закономерно, так как литература в гимназиях и лицеях изучается на углубленном уровне, большее количество часов по внеурочной деятельности отводится на предметы, связанные с литературой, языком, культурой; участие обучающихся в творческих литературных конкурсах и олимпиадах не может не влиять на общий культурный уровень выпускников, и естественно, на их результаты ЕГЭ по предмету.

Низкие результаты в разрезе образовательных организаций показали следующие образовательные организации:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 47» города Кирова, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22» города Кирова, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32» города Кирова, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54 имени Романа Ердякова» города Кирова, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26» города Кирова, МКОУ «Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов № 2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области», МБОУ «Вечерняя школа» города Кирова.

Анализ результатов ЕГЭ в разрезе АТЕ региона показывает, что 100-балльный результат смогли показать только выпускники образователных организаций из г. Кирова. Высокие результаты показали выпускники школ Слободского района, все участники ЕГЭ этой АТЕ достигли результата выше 60 баллов, из них 16,67 % получили от 81 до 99 баллов. Несмотря на небольшое число участников из Орловского и Подосиновского районов (по 1 человеку) и Пижанского муниципального округа (2 человека), выпускники образовательных организаций этих АТЕ, смогли показать высокие результаты – от 81 до 99 баллов. Высокие баллы получили также выпускники таких АТЕ, как Зуевский (37,5 %), Котельничский (33,33%), Советский (25%), Яранский (25%) районы, г. Слободского (14,29%), г. Кирова (13,9%), г. Кирово-Чепецка (13,33%), г. Вятские Поляны (6,67%).

Основные результаты ЕГЭ по предмету в сравнении по АТЕ представлены в таблице 3

 

Таблица 3

Наименование АТЕ Доля участников, получивших тестовый балл Количество участников, получивших 100 баллов
ниже минимального от минимального до 60 баллов от 61 до 80 баллов от 81 до 99 баллов
  Верхнекамский муниципальный округ   40,00 60,00    
  Вятскополянский район   42,86 57,14    
  Даровской район   100,00      
  Зуевский район   25,00 37,50 37,50  
  Кикнурский муниципальный округ     100,00    
  Кирово-Чепеций район     100,00    
  Котельничский район   33,33 33,34 33,33  
  Куменский район   50,00 50,00    
  Лузский муниципальный округ     100,00    
  Малмыжский район   25,00 75,00    
  Нагорский район   100,00      
  Нолинский район   50,00 50,00    
  Омутнинский район   62,50 37,50    
  Опаринский муниципальный округ     100,00    
  Оричевский район     100,00    
  Орловский район       100,00  
  Пижанский муниципальный округ       100,00  
  Подосиновский район       100,00  
  Санчурский муниципальный округ     100,00    
  Свечинский муниципальный округ   100,00      
  Слободской район     83,33 16,67  
  Советский район   25,00 50,00 25,00  
  Сунский район     100,00    
  Тужинский район     100,00    
  Уржумский район   50,00 50,00    
  Шабалинский район     100,00    
  Юрьянского района   100,00      
  Яранский район 12,50 37,50 25,00 25,00  
  г. Вятские Поляны   40,00 53,33 6,67  
  г. Кирово-Чепецк 6,67 26,67 53,33 13,33  
  г. Котельнич   40,00 60,00    
  г. Слободской   28,57 57,14 14,29  
  г. Киров 4,81 27,81 51,87 13,90  

Таким образом, в 2021 году отмечается тенденция к стабилизации образовательного процесса, результаты ЕГЭ по предмету «Литература» стали выше по сравнению с 2020 годом. Выпускники справились с выполнением экзаменационной работы по литературе. Это объясняется организацией целенаправленной работы в регионе по оказанию адресной помощи образовательным организациям в зависимости от их запросов (проведение курсов повышения квалификации для учителей разных типов ОО, распространением опыта работы успешных педагогов, организацией семинаров, вебинаров для педагогов и обучающихся по сложным вопросам ЕГЭ в период подготовки к экзамену).

По результатам отчета председателя предметной комиссии по литературе представляем анализ выполнения заданий.

В анализируемом варианте КИМ ЕГЭ по литературе были предложены задания, направленные на проверку уровня знаний и сформированности умений и навыков выпускников средних образовательных организаций по учебному предмету «Литература». Все задания соответствуют Федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе и не противоречат демоверсии, спецификации и кодификатору ЕГЭ 2021 года.

Успешное выполнение заданий требовало от участников ЕГЭ знания содержания литературных произведений и основных теоретико-литературных понятий, понимания образной природы произведений словесного искусства, умения понимать и интерпретировать литературное произведение, раскрывать его конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, выявлять авторскую позицию изученных произведений, сопоставлять произведения, учитывая «сквозные темы», ключевые проблемы, близкие в идейно-тематическом и общественном контексте художественные образы отечественной литературы, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, писать сочинения на литературные темы. Совокупность предложенных в анализируемом варианте КИМ заданий позволяла объективно оценить уровень владения участниками ЕГЭ по литературе всеми видами деятельности, изложенными в спецификации 2021 года, такими как: осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров, различные виды пересказа, определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру; анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта; письменные интерпретации художественного произведения; выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; самостоятельный поиск ответа на вопрос, комментирование художественного текста; написание развёрнутых ответов, в том числе в жанре сочинения, на основе литературных произведений; сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное определение оснований для сопоставления и аргументация позиций сопоставления. В целом экзамен по литературе позволяет оценить как уровень знаний и сформированность умений и навыков по конкретному учебному предмету, так и степень сформированности метапредметных компетенций.

Вариант 307 КИМ состоял из двух частей и включал в себя 17 заданий, что соответствует демоверсии и спецификации 2021 года.

Часть I состояла из двух комплексов заданий.

Первый комплекс заданий был связан с анализом фрагмента эпического произведения – в частности, отрывка из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (по кодификатору элемент содержания 5.2): семь заданий (1–7), требующих написания краткого ответа (слова, словосочетания, двух слов или последовательности цифр), и два задания (8–9), требующих написания развернутого связного ответа объемом 5–10 предложений.

Вопрос 1: «Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество И.С.Тургенева и принципы которого воплощены в «Отцах и детях» требовал от участников ЕГЭ продемонстрировать знания основных закономерностей историко-литературного процесса, сведений об отдельных периодах его развития, черт литературных направлений и течений (код 1.5) и умение соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи (код 2.5).

Вопросы 2 и 3: «Назовите литературный род, к которому относится произведение И. С. Тургенева» и «К какому жанру относится произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети»?» направлены на выявление знаний основных теоретико-литературных понятий (код 1.6) и умения определять жанрово-родовую специфику литературного произведения (код 2.6).

Вопрос 4: «Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном произведении, и их общественной позицией» требовал соотнести главных героев – Евгения Васильевича Базарова, Николая Петровича Кирсанова и Павла Петровича Кирсанова – с одной из позиций: «1) бездумно, карикатурно следует новой теории; 2) интересуется новыми течениями; 3) является сторонником революционного преобразования жизни; 4) презирает чуждые ему социальные явления» и вписать в бланк ответа последовательность цифр, соответствующих тому или иному герою. Данный тип вопроса предполагал проверку знания содержания изученного литературного произведения (код 1.2).

Вопросы 5 и 6: «Базаров и Павел Петрович являются главными героями «Отцов и детей» А как называют менее значимых героев, таких как Петр и Дуняша?», «Каким термином обозначается значимая подробность, являющаяся средством характеристики героя (например, английский сьют Павла Петровича)?» нацелены на проверку знаний выпускниками основных теоретико-литературных понятий (код 1.6).

В вопросе 7 предлагалось заполнить пропуски, вписав необходимые теоретико-литературные понятия в предложенный текст: «В приведенном фрагменте хорошо виден яркий __________ между аристократичностью Павла Петровича и простотой Базарова. Между этими героями установились сложные взаимоотношения, переходящие во вражду. Такое противоборство характеров в литературоведении обозначают термином __________». В бланк ответов необходимо было вписать два слова: «контраст» и «конфликт» без пробелов и запятых. Данный тип вопроса впервые появился в содержании ЕГЭ в 2021 году и проверял не только знание и понимание основных теоретико-литературных понятий (код 1.6), но и умение использовать эти знания при анализе художественного произведения (код 2.2).

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» и все термины (реализм, эпос, роман, второстепенные герои, деталь, контраст, конфликт), знание которых требовалось продемонстрировать при ответе на краткие вопросы 1–7 варианта 307, включены в кодификатор ЕГЭ 2021 года.

Ответ на вопрос 8: «Как в приведенном эпизоде раскрываются разные стороны натуры Базарова?» позволял участникам ЕГЭ продемонстрировать комплекс знаний и умений: понимание образной природы произведений словесного искусства (код 1.1), анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения (код 2.2), выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя (код 2.8), аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению (код 2.9), писать сочинения на литературные темы (код 2.10), создание связного текста на предложенную тему с учётом норм русского литературного языка (код 3.1). В целом, задание не должно было вызвать трудностей у участников ЕГЭ всех уровней подготовки, так как здесь не требовалось по памяти воспроизводить какие-то детали содержания произведения, необходимо было лишь внимательно прочитать предложенный фрагмент, понять его и выделить разные стороны натуры Базарова, такие как: трудолюбие, научный склад ума, упорство, проницательность, остроумие, простота в общении, готовность оказать врачебную помощь, несмотря на личную неприязнь. При выполнении задания не обязательно было отмечать все качества, которые можно увидеть в предложенном для анализа эпизоде, в критериях оценивания нет оценки полноты ответа, для получения высокого балла достаточно было назвать 2–3 разных стороны натуры героя и аргументировать свою позицию, опираясь на текст фрагмента произведения.

Вопрос 9: «В каких произведениях отечественных писателей отображен спор поколений в чем эти произведения можно сопоставить с «Отцами и детьми» И. С. Тургенева?» направлен на проверку комплекса знаний и умений выпускников: понимание образной природы произведений словесного искусства (код 1.1), знание содержания изученных литературных произведений и умение его воспроизводить (коды 1.2, 2.1), умения раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы (код 2.4), сопоставлять литературные произведения, их различные художественные, критические и научные интерпретации (код 2.7), Перечисленные выше умения утверждены в кодификаторе под кодами 2.8, 2.9, 2.10, 3.1. Для подготовленных выпускников данное задание не должно было представлять трудностей, так как обозначенная в вопросе проблема присутствует в известных произведениях, подробно изучаемых по программе, таких как, «Горе от ума» А. С. Грибоедова (Фамусов и Чацкий), «Гроза» А. Н. Островского (Марфа Игнатьевна Кабанова и Катерина). Задание весьма традиционное, даже в демоверсии 2021 года в качестве примера предлагался вопрос подобного типа. Следовало выпускнику необходимо было обратить внимание на формулировку задания и не просто рассуждать о разных поколениях, а отразить различные точки зрения и нравственные позиции представителей разных поколений и заострить внимание на сущности спора между ними.

Второй комплекс заданий части I был связан с анализом лирического произведения, а именно стихотворения Соколова В.Н. «Я славы не искал, зачем огласка?..» (по кодификатору элемент содержания 8.2).

Все вопросы, требующие краткого ответа, связаны с проверкой понимания выпускниками образной природы словесного искусства (код 1.1).

Вопросы 10, 11, 12: «Как называется лицо, чьи мысли и переживания отражены в стихотворении («Я славы не искал, зачем огласка?..»)?», «В первой строфе стихотворения звучат вопросы, не требующие ответа. Как они называются?», «В трех строфах из четырех автор использует перекрестную рифму. Какой вид рифмовки (АВВА) представлен во второй строфе стихотворения?» оценивали знание выпускниками основных теоретико-литературных понятий (код 1.6), таких как «лирический герой», риторические вопросы, кольцевая (или опоясывающая) рифма.

Вопрос 13: «Из приведенного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в данном произведении» был направлен на проверку знаний теоретико-литературных понятий (код 1.6), но здесь одновременно проверялось умение находить в тексте изобразительно-выразительные средства (код 2.2). Предложены варианты: неологизм, аллитерация, метафора, эпитет, гротеск. В бланк ответа необходимо было внести последовательность цифр, под которыми названы художественные средства и приемы, использованные Соколовым В.Н. в предложенном стихотворении.

Вопрос 14: «Укажите размер, которым написано произведение В. Н. Соколова «Я славы не искал, зачем огласка?..» (без указания количества стоп)», кроме знания видов размеров, требовал проявить умение определять стихотворный размер в конкретном стихотворении.

В своей совокупности вопросы 10–14 не должны были вызывать трудностей, так как содержали традиционные, известные выпускникам задания и требовали применение знаний литературоведческих терминов.

Вопросы 15 и 16 второго комплекса заданий части I требовали от участников ЕГЭ написания связного ответа на предложенный вопрос в объеме 5 – 10 предложений.

Задание 15: «Почему слава, с точки зрения поэта, может быть похожа на забвение?» направлено на проверку понимания образной природы словесного искусства и содержания литературного произведения (коды 1.1, 1.2), умений воспроизводить содержание изученного произведения (код 2.1), анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (код 2.2), выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя (код 2.8), аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению (код 2.9), создавать связный текст на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка (код 3.1). Вопрос звучал не совсем традиционно, но у думающих выпускников, умеющих понимать текст лирического произведения, задание не должно было вызвать особых трудностей, так как прямой ответ на вопрос есть в самом стихотворении Соколова В.Н. «Он целый мир, казалось, приобрёл, / Но потерял товарищей немногих». Для успешного ответа на вопрос необходимо было раскрыть содержание данных строк и показать неудовлетворенность лирического героя громкой славой, которая лишила его близких людей, искренних ценителей искусства, простого человеческого общения и возможности творить в необходимой для вдохновения атмосфере тишины и спокойствия.

Ответ на вопрос 16: «Кто из героев отечественной классики размышлял о славе и в чем их суждения близки позиции героя произведения Соколова В.Н. «Я славы не искал, зачем огласка?..» или расходятся с ней?» позволял участникам ЕГЭ продемонстрировать, кроме названных в анализе вопроса 15 компетенций, также умения сопоставлять литературные произведения (код 2.7) и раскрывать их конкретно-историческое и общечеловеческое содержание (код 2.4). Ответ на вопрос предполагал привлечение для сопоставления не только лирических произведений, но и текстов любого другого литературного рода, что давало участникам ЕГЭ большую свободу выбора. Здесь можно было говорить и об Андрее Болконском («Война и мир» Л. Н. Толстого), и о стихотворениях Г. Р. Державина «Памятник» («И слава возрастет моя, не увядая, / Доколь славянов род вселенна будет чтить»), А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» («И славен буду я, доколь в подлунном мире / Жив будет хоть один пиит»), Б. Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…» Сама формулировка вопроса, уточняющая, что можно анализировать как произведения, в которых выражены взгляды, близкие Соколову В.Н., так и ситуации, в которых взгляды авторов расходятся; вопрос давал выпускникам большие возможности для выбора сопоставляемых произведений.

Часть II варианта КИМ требует от участников ЕГЭ написания полноформатного сочинения на литературную тему и нацелена на проверку всех выделенных в кодификаторе знаний и умений (коды 1.1–1.6, 2.1–2.10, 3.1–3.2). Экзаменуемому предоставляется право выбора одной из четырех предложенных в варианте тем.

В анализируемом варианте 307 предлагались темы по конкретным произведениям: поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (по кодификатору элемент содержания 4.9), роману Л. Н. Толстого «Война и мир» (по кодификатору элемент содержания 5.10), тема по поэзии С. А. Есенина (по кодификатору элемент содержания 7.8), и тема, предполагающая самостоятельный выбор произведения XX – начала XXI века для анализа (по кодификатору возможные элементы содержания варьируются 7.1–7.22, 8.1–8.3 в зависимости от выбора экзаменуемого). Таким образом, предложенные темы сочинений охватывали важнейшие этапы отечественного историко-литературного процесса: от первой половины XIX до начала XXI века.

Задание 17.1: «Тема семьи в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» нацеливала экзаменуемого на размышление над тематикой и проблематикой произведения. Для многостороннего раскрытия темы экзаменуемые должны были проанализировать традиционные в русской национальной культуре семейные ценности, за которые готов отдать свою жизнь купец Калашников (покорность жены мужу, верность, честь, братская взаимопомощь), а также отразить позицию Кирибеевича, чувствующего свою безнаказанность благодаря близости к царю и попирающего эти ценности. Возможно было также проанализировать позицию царя Ивана Васильевича, стремящегося сохранить семейные связи: не зная, что любимый опричник Кирибеевич влюблен в замужнюю женщину, он готов выступить сватом и способствовать созданию новой семьи, а после казни Калашникова он оказывает всестороннюю помощь братьям, жене и детям купца.

Задание 17.2: «Как и почему изменяются взгляды на жизнь Пьера Безухова (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)?» предполагает не только размышления над проблематикой масштабного произведения, но и глубокое осмысление образа одного из главных и любимых героев Л. Н. Толстого, в духовном поиске которого отразилась авторская позиция писателя. Здесь необходимо было сосредоточить внимание на изменении взглядов Пьера Безухова: от беспорядочных попыток найти единомышленников в светском обществе до самостоятельной свободной жизненной позиции, сформировавшейся под влиянием простого крестьянина Платона Каратаева; от неумения практически организовать свою жизнь до стойкой общественной позиции человека, несущего ответственность за положение дел в стране и готового выступить на защиту народных интересов, даже вопреки официальной государственной политике; от неумения соотнести свои чувства с разумными нравственными устоями жизни и многочисленными заблуждениями героя, связанными с неудачным браком, участием в дуэли до обретения внутренней гармонии и счастья в браке с Наташей Ростовой. Сложность при раскрытии темы могло вызвать требование не просто показать эти изменения, но и раскрыть их причину. Возможной причиной изменений взглядов Пьера Безухова была его неудовлетворенность собой, его духовный поиск, что безусловно, раскрывает нравственную позицию самого Л. Н. Толстого, считающего, что человек не имеет права успокаиваться и останавливаться на достигнутом. Человеческая жизнь – это постоянный поиск и постоянное развитие и самосовершенствование.

Задание 17.3: «Поэт и Родина в творчестве С. А. Есенина (не менее трех стихотворений)» предлагает тему, близкую к литературному обзору. Экзаменуемый свободно мог выбрать лирические тексты для анализа и проявить свои читательские интересы. Тема Родины широко представлена в поэзии С.А. Есенина, поэтому у экзаменуемых, знающих его творчество, не должно было возникать трудностей с выбором произведений для анализа. Главное, на что надо было обратить внимание и что могло вызвать определенные сложности, – это необходимость не просто дать характеристику образа Родины в творчестве С.А. Есенина, но показать взаимосвязь образов поэта и Родины. Для успешного и многостороннего раскрытия темы экзаменуемые могли проанализировать стихотворения разных периодов творчества С. А. Есенина и показать, как гармонию лирического героя и «деревянной» Руси раннего творчества, так и сложность восприятия поэтом Советской России. Однако напрямую формулировка задания не указывала на то, что необходимо раскрывать изменение отношения поэта к Родине в разные периоды творчества С.А. Есенина, поэтому экзаменуемые могли выбрать свой путь раскрытия данной темы.

Задание 17.4: «Тема духовного богатства личности в отечественной литературе XX – начала XXI вв. (Одно произведение по выбору)» ориентировано на размышления экзаменуемого над проблемой выбранного для анализа произведения. Спектр текстов, которые могли выбрать участники экзамена для раскрытия предложенной темы, очень широк: «Тихий Дон и «Судьба человека» М.А. Шолохова, «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, «Матренин двор» А.И. Солженицына, произведения А.П. Платонова, Б.Л. Васильева, В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и других пис



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: