Особые условия, необходимые для полноценной творческой реализации обучающихся.
«Есть в школе что-то неопределённое,
Почти не поддающееся руководству учителя,
Что-то совершенно неизвестное в науке педагогике
И вместе с тем составляющее сущность,
успешность учения – это дух школы».
Л. Н Толстой
Ещё в прошлом столетии был сделан мудрый вывод: ключ ко всему – в воспитании. В нем развязка всего; это самый длинный и верный путь.
Дух учебного заведения, и педагогические средства создаются конкретным учителем, воспитателем, директором. Мир школы – это система взаимосвязей в которой материальная и духовная составляющие находятся в органичном единстве.
Ребёнок – активный субъект. Кем он станет, жертвой (поликультурной?) среды или создателем, зависит и от особенностей среды и от того, поможет ли педагог в этом окружении позитивной самореализации школьника, возможной только в условиях её разностороннего взаимодействия.
Наиболее крупными направлениями в вопросе создания педагогических условий для успешного осуществления работы в полноценной творческой реализации обучающихся можно считать следующие:
1) анализ общих вопросов современных педагогических технологий в образовании объединяет:
ü разработку педагогических условий реализации современных технологий образования;
ü условия гуманизации учебно-воспитательного процесса;
ü приобщение младших школьников к духовным ценностям.
2) изучение личности школьника в целом рассматривает:
ü педагогические условия формирования личности учащихся младших классов;
ü вопросы развития и управления эмоциональной сферой;
ü тенденции развития познавательной активности;
ü воспитания милосердия у детей младшего школьного возраста;
ü особенности формирования рефлексии в учебном процессе;
ü вопросы саморазвития учащихся.
3) исследование творческого развития учащихся выявляет педагогические условия творческого развития детей в целом:
ü анализ художественно-творческого мышления младших школьников;
ü творческого воображения;
ü литературных способностей;
ü возможности художественно-творческой деятельности учащихся;
ü преемственности в развитии данных процессов.
4) формирование учебной деятельности. В этом направлении наибольший интерес представляют:
ü исследования по выявлению педагогических условий развития познавательной активности младших школьников;
ü формирования стиля учебной деятельности и развитие индивидуально-познавательных стилей деятельности;
ü предрасположенности к овладению знаниями младших школьников;
ü формирования положительной мотивации учениия и положительного отношения к изучаемым предметам;
ü факторы, формирующие образовательный статус школьников.
Анализ научной литературы по проблеме выявления педагогических возможностей в различных направлениях учебно-воспитательного процесса показал, что условия, о которых пишут ученые, достаточно традиционны и часто повторяются в тех или иных сочетаниях. Все они группируются вокруг трех составляющих образовательной среды: Учитель. Урок. Ученик.
Ведущим и значимым компонентом в этой триаде является Учитель, обеспечивающий педагогические условия благодаря:
а) осознанию значения современных задач воспитания и творческого развития;
б) личным качествам;
в) методике преподавания.
Во второй составляющей педагогической среды – Урок – учитель обеспечивает ряд педагогических условий, ведущими из которых являются:
а) творческая атмосфера;
б) творческое взаимодействие участников деятельности;
в) наличие различных форм и видов деятельности.
Третья составляющая образовательной среды – Ученик. Именно на него, собственно, и ориентирована реализация педагогических условий. Ученик должен обрести и проявить ряд качеств:
а) интерес к познавательной деятельности;
б) удовлетворение познавательной активности;
в) потребность к самовыражению;
г) потребность в общении со сверстниками;
д) ощущение радости от успехов в учебной и творческой деятельности и др.
Именно доброта, чуткость, справедливость учителя, сочетающиеся с его эрудицией, артистизмом, умением организовать познавательный интерес, формируют у школьников положительную эмоциональную оценку как к самому наставнику, так и к его предмету-педагогу.
Рассмотрим на примере создания педагогических условий развития творческого мышления младших школьников. В этом случае на продуктивность творческого мышления влияют не только произведения искусства, но и отдельные элементы окружающей среды (цвет, форма, звук, ритм и т. д.).
Сформулированы эстетико-педагогические условия развития творческого мышления детей, объединѐнные в четыре группы:
1). Учебно-дизайнерские
- эргономические условия (создание инженерно-архитектурного пространства: система освещения, шумоподавления, воздухоочищения и т. д.);
- эстетические (создание пространства самим учителем: цветовое, музыкальное, формообразующее оформление интерьера, его озеленение и т. д.);
- обеспечение детей учебниками, школьными принадлежностями и материалами, необходимыми для учебно-познавательной деятельности.
2). Социально-эмоциональные
- наличие эстетики межличностных отношений (мажорный тон общения учителя с учениками; проявление дружелюбия, взаимного уважения, эмоциональной отзывчивости, вежливости, которые обеспечивают эмоционально-психологическую комфортность);
- эстетическое отношение к деятельности (свобода выбора форм и методов деятельности, проявление эстетических реакций (эмоциональность, активность, заинтересованность, гармоничность действий)).
3).Эвристико-дидактические
Данная группа объединяется с эстетическим содержанием как учебно-воспитательного процесса, так и продуктов деятельности. Эстетическое содержание учебного процесса характеризуется эмоциональностью и образностью, новизной и оригинальностью, возможностью импровизации и юмором. Эстетическая сторона продуктов художественно-творческой деятельности младших школьников характеризуется оригинальностью, гармоничностью использования выразительных средств.
4).Индивидуально-творческие.
- внешний облик педагога и учеников, соответствующий таким эстетическим показателям, как стиль одежды, гармония с окружающей предметно-цветовой средой и т. д.;
- гармония морально-эстетических, интеллектуальных и профессиональных качеств учителя, которые определяют, прежде всего, индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Из сказанного можно сделать вывод:
- первая группа условий удовлетворяет физиологические потребности детей, соответствует их психологическим, интеллектуальным и эстетическим характеристикам;
- вторая и третья группа обеспечивают атмосферу, в которой протекает творческая деятельность. Причем, выбор разнообразных форм и методов учебной деятельности осуществляются педагогом исходя из психолого-интеллектуальных особенностей детского коллектива и возможностей личного творческого потенциала каждого его члена;
- четвертая группа демонстрирует образец творческой личности в лице учителя, что при учете возрастной особенности подражания стимулирует функционирование и развитие творческой активности.
Любой учитель общеобразовательной школы, сторонник гуманистической, личностно ориентированной позиции, характеризующейся вышеназванными признаками, имеет возможность помочь ребенку осознать и преодолеть трудности в обучении, поддержать его «движение» в учебной ситуации, ощутить свои возможности, интересы, т. е. поддержать то, что уже есть и развивается в ученике, что связано с его стремлениями, желаниями, а значит, в той или иной мере переживаемо.
В этой работе учителя заключается другая педагогическая инновация – «педагогическая поддержка», которую мы рассматрим в качестве еще одного условия раскрытия творческого потенциала ребенка.
Подчеркнѐм, что поддерживать и развивать в ребенке следует «субъектность», т. е. способность личности к преобразующему отношению, к собственной жизнедеятельности, а также «индивидуальность» (неповторимость, особенность человека), которая выделяет его из всех других и тем самым позволяет ему оставаться самим собой.
Реализация педагогической поддержки возможна в случае готовности ребенка к ней: без ожидания поддержки со стороны взрослого сама педагогическая поддержка будет скорее профанацией, чем действительным актом встречного движения ребенка и взрослого.
В профессиональной позиции учителя как носителя педагогической поддержки заложены ее нормы:
vлюбовь к ребенку, принятие его как личности, проявление душевной теплоты, милосердия, терпимости, отзывчивости;
vприверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески, умение слушать и слышать ребенка;
vуважение достоинства ребенка, вера в миссию каждого учащегося, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
vготовность оказать помощь при решении возникающих трудностей, отказ от субъективных оценок и выводов в отношении проявлений творческих результатов, взглядов;
vожидание успехов в решении творческих задач;
vпризнание права ребенка на свободу поступка, способ творческого самовыражения;
vпоощрение и одобрение самостоятельности и инициативы, уверенности, признание равноправия в диалоге и в решении собственных творческих задач;
vумение быть другом для ребенка, товарищем в сотворчестве, выступая в качестве символического защитника;
vсамоанализ и самоконтроль педагога, способность изменить представление о творческих возможностях учащегося.
Заметим, что педагогическая поддержка в современной науке используется широко и многогранно. Мы не рассматриваем ту сторону данного явления, которая связана с деятельностью различных служб, заинтересованных в защите социальных прав ребенка, а остановимся на педагогической поддержке, которая обращена к склонностям, интересам детей, их жизненным устремлениям.
Все рассмотренные педагогические условия являются весьма актуальными и необходимыми в системе развития способностей учащихся, однако не исчерпывают всего комплекса условий, поскольку урок изобразительного искусства и художественно-творческая деятельность, представляющая инструмент развития способностей, выдвигает ряд специфических условий.
Кроме этого, специфическими условиями, организованными педагогом для целенаправленной работы по развитию способностей, являются этапы творческого роста, которые проходят все школьники в разные годы обучения. Этапы, являющиеся логической цепью проживания детьми определѐнных ситуаций, созданных педагогом, обусловливают одно из ведущих педагогических условий, в содержание которых входят все перечисленные выше позиции.
В заключение сформулируем общие выводы:
1. Разработка педагогических условия учебно-воспитательного процесса является актуальной проблемой современных исследователей, занимающихся развитием личности.
2. Наиболее крупными направлениями в разработке педагогических условий стали общие вопросы современных технологий образования; личность школьника в целом; творческое развитие учащихся; учебная деятельность и др.
3. Педагогические условия развития школьников группируются в основном вокруг трѐх компонентов образовательной среды: Учитель. Ученик. Урок.
4. Педагогические условия во многом перекликаются между собой, дополняя, усиливая или меняя свой компонентный состав.
5. Педагогические условия могут быть сведены к трем крупным педагогическим инновациям: 1) педагогической поддержке; 2) личностно ориентированному обучению и 3) гуманистической позиции учителя.
6. В результате реализации учителем гуманистической позиции образование для школьников обретает личностно-смысловое значение, а для учителя:
- художественно-творческая деятельность становится инструментом раскрытия индивидуальных возможностей в обогащении художественного мышления, художественного восприятия и воображения, художественной моторики руки, а также в обогащении опыта творческой самореализации средствами изобразительного искусства;
- педагогическая поддержка воплощается в заинтересованном отношении учителя в творческом росте каждого школьника, заботе о создании комфортных условий детям на уроках, выявлении трудностей на начальных этапах художественного образования, развитии творческого сотрудничества с детьми;
7. Коллектив становится условием создания атмосферы творчества для развития индивидуальности каждого его члена.
Работать над таким уроком и внеклассным мероприятием, где идёт, по Е. Н Ильину «Таинство сообщения Добра и становление Личности», где не только воспитываются, но и перевоспитываются характеры – весьма и весьма непросто, но результат стоит того.