Анализ прибыли предприятия
Прибыль — это важнейший качественный показатель эффективности деятельности организации, характеризующий рациональность использования средств производства, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Виды прибыли
1) Бухгалтерская прибыль = Совокупный доход фирмы — Бухгалтерские (Явные) издержки;
2) Экономическая прибыль = Совокупный доход — Экономические (Явные + Неявные издержки),
Анализ прибыли от основной деятельности
Прибыль и убытки представляют собой финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Основными задачами анализа прибыли являются:
§ проверка обоснованности плановой величины прибыли. План по прибыли должен быть увязан с объемом реализуемой продукции и ее себестоимостью;
§ оценка выполнения бизнес-плана по прибыли;
§ исчисление влияния отдельных факторов на отклонение фактической суммы прибыли от плановой;
§ выявление резервов дальнейшего роста прибыли и путей мобилизации (использования) этих резервов.
Важнейшими источниками информации для проведения анализа прибыли являются:
§ бухгалтерский баланс (Ф. № 1 отчетности),
§ отчет о прибылях и убытках (Ф. № 2 отчетности),
§ учетный регистр — журнал-ордер №15 по учету прибыли и ее использования,
§ финансовый план организации.
Прибыль от реализации продукции
Пр = Bp — С/с,
§ Bp — выручка от реализации;
§ С/с — себестоимость (затраты на производство и реализацию).
Таблица 2. (в тыс. руб.)
Показатели | По плану | По плану на фактически реализованную продукцию | Фактически |
1.Производственная себестоимость | |||
2. Коммерческие расходы, | |||
3. Итого полная себестоимость реализованной продукции | |||
4. Выручка от реализации | |||
5. Финансовый результат — прибыль (стр.4 — стр.3) |
Итак, прибыль от реализации товарной продукции увеличилась по сравнению с планом на сумму: 3376 — 3174 = + 202 тыс. руб.На это перевыполнение повлияли следующие факторы:
1. увеличение против плана объема реализованной продукции. В анализируеммом предприятии план по объему реализации (продаж) продукции выполнен на 101,6%. Умножив плановую прибыль от реализации на процент перевыполнения плана по объему реализации, найдем, какая сумма прибыли получена за счет роста объема реализации продукции: (3174 * 1,6%) / 100% = + 50,8 тыс.руб. Следовательно за счет увеличения объема реализованной продукции прибыль, полученная от реализации, возросла на сумму 50,8 тыс.руб.;
2. увеличение против плана производственной себестоимости реализованной продукции снизило прибыль.
сравним фактическую и плановую себестоимость фактически реализованной продукции, т.е. сравним четвертую графу таблицы с третьей графой по первой строке: 19552 — 19491 = — 61 тыс.руб. Этот результат означает, что за счет повышения производственной себестоимости реализованной продукции прибыль снизилась на сумму 61 тыс. руб.;
3. коммерческие (управленческие) расходы, так же, как и производственная себестоимость, оказывают обратное влияние на прибыль. Однако в данном примере величина их не изменилась и на прибыль не повлияла. Чтобы установить это, сравним фактическую и плановые величины коммерческих расходов, приходящиеся на фактический объем реализации продукции, т.е. сравним четвертую графу таблицы с третьей графой по второй строке: 144 — 144 = 0
4. влияние изменения оптовых цен на прибыль от реализации продукции устанавливаем путем сравнения фактически реализованной продукции в действовавших оптовых ценах (без НДС и акцизов) и фактически реализованной продукции в плановых ценах (без НДС и акцизов).
С этой целью сравним четвертую графу таблицы с третьей графой по четвертой строке: 23072 — 23087 = — 15 тыс.руб. Этот результат означает, что оптовые цены на реализуемую продукцию понизились на 15 тыс.руб., что сократило прибыль на ту же сумму;
5. влияние изменения структуры реализованной продукции на прибыль исчислим сальдовым способом, т.е. как разность между суммой отклонения фактической прибыли от реализации от плана и суммами влияния всех остальных (уже известных) факторов: 202 — (50,8 — 61 + 0 — 15) = + 227,2 тыс.руб. Этот результат означает, что сдвиг в структуре (изменение структуры) реализованной продукции в сторону увеличения удельного веса более рентабельных видов продукции увеличил прибыль от реализации на сумму 227,2 тыс. руб.
Общее влияние всех факторов (баланс факторов) составляет: + 50,8 — 61 +0 — 15-+227,2 = + 202 тыс. руб.
Таким образом, сверхплановая прибыль от реализации продукции получена в основном за счет сдвига в структуре реализованной продукции в сторону увеличения удельного веса более рентабельных видов изделий, а также за счет увеличения объема реализации продукции. В то же время повышение производственной себестоимости реализованной продукции и снижение оптовых цен на продукцию уменьшили прибыль. Величина коммерческих расходов не изменилась и на прибыль не повлияла.
Маржинальный доход
При анализе прибыли от реализации товарной продукции следует определить такой показатель, как маржинальный доход. Маржинальный доход представляет собой разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами на ее производство и реализацию. Другими словами, маржинальный доход — это сумма постоянных затрат и прибыли от реализации.
Исходя из этого, прибыль от реализации товарной продукции равняется маржинальному доходу за вычетом постоянных издержек. Отсюда следует, что предприятие получит прибыль только в том случае, когда постоянные затраты будут возмещены за счет выручки от реализации определенного объема произведенной продукции.