Итальянский театр XVIII века значительно отстает в своем развитии от английского и французского. Причину этой отсталости следует искать в особенностях социально-экономического и политического развития Италии в этот период.
Если ранее развитие в Италии капиталистических отношений в XIV—XV веках явилось причиной того, что именно Италия стала колыбелью культуры и искусства Возрождения, то «после того как революция мирового рынка с конца XV столетия уничтожила торговое преобладание Северной Италии, началось движение в обратном направлении», притом — во всех без исключения областях общественной жизни. Классическая страна Возрождения, Италия в XVII веке отличается от передовых европейских стран своей раздробленностью, застоем производительных сил, разгулом помещичьей и клерикальной реакции; в ней господствуют политическое рабство и сервилизм. Эпоха, отмеченная в передовых странах Европы созданием больших централизованных национальных государств, для Италии характеризуется не только крайней децентрализацией, но и утерей политической самостоятельности отдельных областей страны, подчинением их хищникам-соседям, которые заводили здесь иноземные порядки.
К началу XV11I века Италия представляла собой конгломерат целого ряда более или менее крупных государств, не однородных по своему политическому устройству и находившихся под различными иноземными влияниями.
Основными итальянскими «государствами» являлись:
Королевство обеих Сицилии с главным городом Неаполем, издавна находившееся под испанским владычеством. Начиная с 1735 года здесь правит испанская ветвь Бурбонов, выменявшая территорию Неаполя на ранее принадлежавшие ей области Пармы и Модены. Это было наиболее отсталое и рефеодализованное из итальянских государств.
|
Церковная (папская) область с главным городом Римом, подчиненная светской власти римских пап. Это было чисто клерикальное государство, мало поддававшееся каким бы то ни было просветительским веяниям.
Великое герцогство Тосканское с главным городом Флоренцией, находившееся под властью династии Медичи, некогда правителей Флорентийской республики. Начиная с 1737 года здесь воцаряется Лотарингская династия во главе с Франциском I, супругом австрийской императрицы Марии-Терезии. Это было одно иа самых передовых в экономическом, политическом и культурном отношении итальянских государств. При Леопольде I (сыне Франциска I) Великое герцогство Тосканское было центром итальянского просвещенного абсолютизма.
Ломбардия, находившаяся в течение XVII века под испанским владычеством, а после войны за Испанское наследство (1700—1713) перешедшая под владычество Австрии. Ломбардия распадалась на герцогства Миланское и Мантуанское, подчиненные сначала австрийскому императорскому дому, а затем Лотзрингской династии. Это была экономически передовая область, являвшаяся во второй половине XVIIII века одним из основных плацдармов просветительского движения в Италии.
Моденское герцогство, управляемое старинной династией Эсте, совершенно ничтожное, карликовое государство.
Пармское герцогство, находившееся в руках младшей ветви Бурбонов. Это было маленькое государство, рабски копировавшее нравы французского двора. Даже придворный театр в Парме
|
был французским.
Пъемонтское, или Сардинское, королевство с главным городом Турином, находившееся в руках Савойской династии, которая стала впоследствии, после объединения Италии (1870), общеитальянской. Искусно маневрируя между Францией, Испанией и Австрией, Савойская династия ухитрялась оказывать влияние на политику Италии. В области культуры Пьемонт находился под сильным влиянием Франции.
Генуэзская республика, политическая власть в которой находилась в руках купеческого патрициата. Некогда славная и могущественная, эта республика в XVIII веке очень сильно деградировала. Венецианская республика, напоминавшая Генуэзскую по своему политическому устройству, но значительно превосходившая ее в области культуры. «Царица Адриатики», одно из своеобразнейших и культурнейших государств в Европе, Венеция, как известно, сыграла огромную роль в истории итальянского театра, явившись родиной комедии дель арте и центром развития итальянской оперы. В XVIIII веке Венеция находилась в глубоком экономическом и политическом упадке и являлась главным образом приманкой для туристов разных стран, своего рода гостиницей для веселящейся Европы.
При всех различиях экономического и политического уклада итальянских государств между ними было много общего, так как на всех в большей или меньшей степени сказались последствия пережитой Италией с середины XVI века рефеодализации. Несмотря на то, что в Италии формально крепостное право было давно отменено, фактически Италия представляла собой в начале XVIЫвека страну, в которой крестьяне находились в полной экономической зависимости от помещиков и облагались огромными налогами и поборами. Податная система ложилась тяжелым гнетом в первую очередь на крестьянство. По всей Италии господствовала вотчинная юстиция, имевшая в некоторых областях совершенно средневековый характер. Со светской юстицией скрещивались подчиненные папе церковные суды, являвшиеся настоящим бичом Италии. Во всех итальянских государствах царил административный произвол, типично феодальное беззаконие. Другим последствием рефеодализации Италии был колоссальный упадок торговли, являвшийся следствием того, что между отдельными итальянскими государствами стояли таможенные рогатки и полицейские барьеры. Нельзя было без специального разрешения перевезти даже книгу из Неаполя в Рим или из Милана в Венецию. В Ломбардии гнили огромные запасы шелка, тогда как соседний Пьемонт страдал от его отсутствия; в Тоскане, славящейся своими виноградниками, вино выливали на землю, чтобы опорожнить бочки, а рядом, в Риме, вина не хватало. Стоило поссориться двум монархам, как между их государствами прекращались всякие торговые связи, вследствие чего разорялись десятки торговых фирм. Таково было губительное влияние на экономику Италии ее политической раздробленности и насаждаемых в ней средневековых порядков.
|
Однако при всей отсталости Италии, страдавшей от своей экономической и политической раздробленности, уже в первой половине XVIII века здесь появляются отдельные симптомы экономического подъема и укрепления буржуазии. В северных областях Италии начинают создаваться многочисленные торговые и промышленные предприятия. Однако их нормальному развитию
мешают отсталые феодальные порядки. Интересы нарождающегося в Италии, как и в других странах Европы, капитализма требовали изжития политической раздробленности страны в целях создания в ней внутреннего рынка. Однако объединение Италии было в XVIII веке невозможно в силу целого ряда объективных исторических причин. Вот почему ближайшей очередной задачей становится перестройка карликового абсолютизма, царящего в отдельных итальянских государствах, на новый, «просвещенный» лад.
Наиболее значительный шаг в этом направлении сделал Леопольд I в Тоскане. Он отменил основные виды.государственных монополий, являвшихся страшным злом с точки зрения развития буржуазной экономики. Он уничтожил множество застав и таможен, разрешил крестьянам покупать и огораживать землю, увеличил вывоз хлеба, вина и сахара. Он улучшил судопроизводство, отменил смертную казнь и предоставил Тоскане относительную свободу печати.
Попытки насаждения «просвещенного» абсолютизма делались также в других итальянских государствах. Так, в Ломбардии граф Фирмиан, наместник императора Иосифа II, освободил крестьян от ряда особенно тяжелых налогов, установил относительную свободу печати, поддержал Павийский и Мантуанский университеты, предоставив им возможность более либерального преподавания. Также и в Неаполе Тануччи, министр короля Карла III, начал борьбу с господствовавшими там отсталыми порядками: уничтожил ряд феодальных прав, преобразовал администрацию, повел борьбу с влиянием католического духовенства и т. д. Равным образом и в Пьемонте Карл-Эммануил I провел ряд либеральных реформ, направленных к ограничению прав феодального дворянства по отношению к крестьянам, основал на диком, заброшенном острове Сардинии ряд школ и т. д.
Однако все эти либеральные реформы, насаждаемые сверху, по существу, не меняли социальной основы итальянских монархий. Эти реформы являлись только своеобразными уступками монархических правительств крепнущей буржуазии, которая начинала осознавать свою силу и вступала во все более решительную борьбу с пережитками феодального строя.
Эта борьба, в силу отмеченных особенностей исторического развития Италии, не могла вылиться в форму открытой общественно-политической борьбы. Она проявлялась только в культурно-идеологической области, то есть имела более умозрительный, теоретический, чем практический характер. В этом своеобразие итальянского Просвещения, решительно отличающегося от французского Просвещения и сближающегося с немецким, которое тоже развертывалось в экономически отсталой стране. Итальянские просветители занимались больше историей и филологией, чем философией и политикой. В начале XVIII века итальянская буржуазия выдвигает такого выдающегося мыслителя, как Джамбаттиста В и ко (1668—-1744), задавшегося целью в своей «Новой науке» (1730) установить законы истории и выдвинувшего идею цикличности исторического развития. Если в целом философия истории Вико построена по идеалистической схеме, то в частностях его труд переполнен гениальными материалистическими прозрениями; особенно примечательна проводимая Вико мысль о роли народа в историческом процессе.
Другим выдающимся историком был Лодовико-Антонио Муратори (1672—1750), прославившийся своим кропотливым собиранием документов по истории Италии средних веков («Итальянские средневековые древности», 1738—1743; «Анналы Италии», 1744—1749). В свои исторические труды Муратори вносит методы научного исследования, разработанные гениальным итальянским ученым Галилеем. Хотя Муратори был человеком духовного звания, однако он решительно- боролся против католической церкви и ее предрассудков.
Третий видный итальянский просветитель — Пьетро Д ж а н-ноне (1676—1748) поставил перед собой весьма острую, разоблачительную задачу. В своем капитальном четырехтомном труде «Гражданская история Неаполитанского королевства» (1703—1723) он разоблачил постоянную узурпацию католической церковью прав государственной и гражданской власти. За свой смелый труд, проникнутый боевым антиклерикальным духом, Джанноне был отлучен от церкви и посажен церковниками в 1736 году в Туринскую тюрьму, в которой он просидел до самой
смерти.
Значительный вклад в культуру итальянского Просвещения внесли литературоведы Саверил Куадрио (1695—1756), Са-верио Беттинелли (1718—1808) и Джироламо Т и р а-б о с к и (1731—1794) — ревностные поборники итальянского языка и литературы, защищавшие их против нападок поклонников всего иностранного. Куадрио был автором драгоценного труда «История и основание всякой поэзии». Из многочисленных трудов Беттинелли наиболее замечательна история итальянской цивилизации, озаглавленная «Возрождение Италии в исследованиях, искусстве и нравах» (1773); она создана под несомненным влиянием исторических трудов Вольтера. Тирабоски известен своей капитальной «Историей итальянской литературы», не утерявшей значения и поныне.
Все названные историки и литературоведы необычайно расширили область гуманитарных наук, выдвинули новые методы исторического исследования и этим способствовали культурному
самоопределению итальянской буржуазии, ее идейной эмансипации от пережитков феодализма.
На смену первой фаланге просветителей приходит в середине XVIII века вторая фаланга, деятельность которой носит значительно более боевой характер, превращаясь в открытую публицистическую борьбу с основами старого порядка. Теперь интерес к философии, экономике и праву выдвигается на первое место по сравеению с интересом к истории и филологии. Наиболее выдающимися из просветителей второго поколения являются: знаменитый юрист Чезаре Беккариа (1738—1794), автор нашумевшего трактата «О преступлениях и наказаниях» (1764), книги, составившей целую эпоху в истории уголовного судопроизводства; Гаэтано Филанджери (1752—1788), автор многотомного труда «Наука законодательства»; Антонио Дже-новези (1712—1769), профессор политической экономии в Неаполе, один из крупнейших популяризаторов идей французских просветителей; Фёрдинандо Галиани (1728—1787), неаполитанец, проживший десять лет в Париже и принимавший участие в «Энциклопедии» Дидро и Даламбера; Пьетро В е р р и, выдающийся миланский экономист и моралист, страстный пропагандист идеи национального воссоединения Италии. Все просветители второго поколения содействуют сближению итальянской культуры с культурой передовых европейских стран — Англии и Франции. По примеру своих северных собратьев они создают в Италии литературно-общественные журналы, ставящие задачей гражданское воспитание итальянского общества путем широкой пропаганды в нем просветительских идей. Такие журналы возникают в Милане («Кафе» Пьетро и Алессандро. Верри, 1764—1766) и в Венеции («Венецианская газета», 1760—1761 и «Венецианский зритель», 1762, издаваемые Гаспа-ро Гоцци; «Литературный бич» Джузеппе Баретти, 1763—1765).
В области эстетики все итальянские просветители, подобно своим английским и французским собратьям, проповедуют возврат к природе и здравому смыслу, пропагандируют идею общественной полезности искусства, признавая художественное наслаждение неотделимым от нравственной пользы. Соответственно этому они объявляют решительную борьбу придворно-аристокра-тическому искусству, считая его пустым, бессодержательным и безнравственным. В области театра они воюют с придворной оперой и с деградирующей комедией дель арте, которые отталкивают их односторонним культом виртуозности, погоней за трюками и техническими эффектами.
Борьбу с комедией дель арте начинает в первые годы XVIII века Муратори. В своей книге «Совершенная поэзия» (1706) он яростно нападает на пустоту, вульгарность и. непристойность комедии дель арте и требует от государственной власти строжайшей цензуры спектаклей, которая представляется ему необходимой предпосылкой реформы театра. Одновременно с этим Муратори требует от государства планомерной поддержки театра, введения премий драматургам за содержательные и поучительные трагедии и комедии. Для изыскания средств, необходимых для проведения таких премирований, Муратори предлагает установить отчисления от крупных доходов, получаемых от постановки популярных опер. Таким образом, высокоидейньш драматический театр должен, по мнению просветителя Муратори, развиваться за счет обложения оперного театра. Создание такого утопического проекта показывает, что критическая мысль в Италии тщетно билась над поисками пути обновления театра. Муратори был не одинок в своей борьбе против деградирующей комедии дель арте. Одновременно с этим ученым критиком с комедией масок начинают воевать также практики театра. Так, в Венеции Пьетро Котта делает в начале XVIШ века попытку возродить классицистскую трагедию. Он ставит на сцене трагедию итальянского драматурга XVII века Доттори «Аристодем», переводит трагедии Корнеля («Ро догу на») и Расина («Ифиге-ния»). Но его опыты постановки иностранных пьес находят отклик только в очень узких кругах буржуазной интеллигенции, широкие же слои венецианского зрителя сохраняют приверженность к комедии масок, как к жанру национальному.
Несколько более продуктивной была борьба с комедией дель арте, начатая в Модене Луиджи Риккобони -(1677—1753). Этот замечательный актер, директор театра и драматург, выделявшийся среди своих собратьев по профессии редкостной культурой^ тоже делал попытку постановки итальянских трагедий XVI века и французских комедий XVIII века. Он был большим почитателем Мольера, которого он переводил и пытался привить итальянской сцене. Его опыты имели больше успеха, чем опыты Котта, но и ему недолго удалось удержать свой театр на таком высоком уровне. Убедившись в том, что его современники продолжают оказывать предпочтение комедии дель арте, Риккобони покинул поле сражения и принял в 1716 году полученное им приглашение регента Франции Филиппа Орлеанского возглавить в Париже театр Итальянской Комедии.