Значимыми могут оказаться и личностные характеристики, обуславливающие отношение к близким.
Методы исследования социальной ситуации развития ребенка могут быть разными. Возможно использование анкетирования, специальных опросников, беседы, тестирования, наблюдения за взаимодействием матери и ребенка.
Полнота представлений об особенностях детско-родительских и внутрисемейных взаимоотношений поможет не только выбрать наиболее адекватную форму взаимодействия с родителями в процессе ранней психолого-педагогической помощи, но и определить задачи и формы психотерапевтической помощи родителям (в случае необходимости).
Деятельностный блок решает задачу формирования родительской компетентности в вопросах развивающего взаимодействия с ребенком, имеющего речевое нарушение.
Решается эта задача на всех этапах психолого-педагогической помощи ребенку.
На этапе диагностики уровня развития ребенка сотрудники службы консультируют мать (родителей) ребенка по вопросу общих закономерностей развития детей данного возраста. Ее знакомят в процессе консультации с методикой проведения целенаправленных наблюдений за ребенком в различных ситуациях, что очень пригодится и в дальнейшем, в процессе реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы помощи ребенку.
Таким образом, уже на этом этапе мать активно включается в решение задач ранней психолого-педагогической помощи ребенку совместно с педагогами и специалистами.
На этапе квалификации выявленных отклонений в развитии и разработки индивидуальной программы ранней психолого-педагогической помощи родителям в доступной форме обосновывается прогноз развития ребенка.
Совместно со специалистами в процессе междисциплинарного обсуждения родители определяют наиболее приемлемую форму психолого-педагогической помощи, участвуют в обсуждении задач и содержании коррекционно-развивающей работы. Здесь же родители получают от специалистов рекомендации по организации дома необходимой для ребенка развивающей среды.
Согласуют задачи и формы своего участия в реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
Особенно важно на этом этапе установить доверительные отношения между родителями ребенка и ведущим специалистом, курирующим реализацию программы ранней психолого-педагогической помощи.
В соответствии с задачами этапа реализации индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку с нарушениями речи используются такие формы, как
обучение матери и других членов семьи развивающим формам взаимодействия с ребенком, направленным на стимуляцию нормально развивающихся функций;
обучение матери конкретным приемам коррекционной работы;
обучение матери ведению дневника наблюдений за ребенком.
Таким образом, на этом этапе обучающая помощь родителям в процессе специально организованных занятий.
В ходе обучающей помощи при необходимости педагоги и специалисты ДОУ компенсирующего вида используют возможности лекотеки. Демонстрируют родителям игры и игрушки, которые можно использовать для решения задач стимуляции и коррекции, дают пояснения по их использованию, возможен вариант их передачи родителям на некоторое время для проведения занятий с ребенком в домашних условиях.
Помимо обучающей помощи ведущий сотрудник постоянно обсуждает и анализирует совместно с родителями динамику развития ребенка с нарушениями речи, эффективность используемых методов и приемов развивающего взаимодействия и коррекционной работы с ребенком.
С целью формирования родительской компетентности в вопросах развивающего взаимодействия с ребенком используется такая организационная форма, как школа молодых родителей. Занятия в школе направлены на повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей о возрастных закономерностях развития ребенка, о задачах раннего обучения и воспитания ребенка. Обсуждаются факторы биологического и социального риска нарушений в развитии и роль правильно организованного развивающего взаимодействия с ребенком для предупреждения или преодоления первых проявлений социальной дезадаптации у ребенка. Разбираются конкретные проблемы и средства их преодоления. Занятия в школе молодых родителей проводятся в форме, активизирующей общение, -- диспут, круглый стол, тренинг, обучающее занятие, деловая игра и др. Домашние задания в школе служат подготовке к следующей встрече.
Таким образом, основными условиями эффективного взаимодействия педагогов и специалистов службы с родителями в ходе ранней психолого-педагогической помощи являются:
обязательная информированность родителей об особенностях развития ребенка на данном возрастном этапе, его индивидуальных особенностях;
понимание и принятие родителями задач и форм оказания ранней психолого-педагогической помощи специалистами;
согласие родителей на активное включение в реализацию программы ранней психолого-педагогической помощи и понимание важности участия родителей в ней;
обязательная обратная связь родителей со специалистами для оценки динамики развития ребенка;
использование специалистами форм обучающей помощи для организации взаимодействия родителей и детей;
информационное методическое обеспечение взаимодействия и активного включения родителей в программу ранней помощи.