Задачи законодательства о культуре




· обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;

· создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;

· определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;

· определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.

 

Появление законодательства о культуре, понимаемого как системы законодательных актов, регулирующих отношения по поводу создания, освоения, распространения и сохранения культурных ценностей, связано, прежде сего, с процессами формирования российского законодательства в целом в новых социальных, политических и экономических условиях.

С оформлением законодательства Российской Федерации о культуре в отрасль законодательства начинается новый этап в развитии правового регулирования отношений в сфере культуры. Этап, который отличается, прежде всего, расширением действия права на культурную сферу. Правовое регулирование в этой сфере приобретает системный и комплексный характер, повышается значение внешнего упорядочивающего воздействия на нее.

Закрепление специального правового механизма воздействия на культуру совпадает с зарождением наций и национальных государств. Общность истории, общность культурных установок это то, что во многом отличает одну нацию от другой. Не удивительно, что одними из первых в сфере культуры появляются нормативные правовые акты, направленные на сохранение исторического наследия. В России история законодательства о культуре также ведет начало с разработки механизмов охраны объектов истории.

В Советском Союзе в основном деятельность по реализации конституционных целей в сфере культуры была основана на актах подзаконного уровня. Исключение составляла охрана памятников истории и культуры, да и то соответствующий закон был принят только в 1978 г.

Охрана памятников истории и культуры стала важнейшим направлением правотворческой деятельности советского государства (например: декрет СНК от 05.10.1918 «О регистрации, приеме на учет и сохранении памятников истории и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений»; постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 10.08.1933 «Об охране исторических памятников», Указ Президиума ВС СССР от 17.02.1977 «Об административной ответственности за нарушение правил охраны и использования памятников истории и культуры» и т.п.)

Помимо охраны и использования памятников истории и культуры, в советский период нормативное закрепление получили и другие отношения в области культуры: кинематография (например, постановление СНК РСФСР от 07.07.1933 № 680 «Об обслуживании детей школьного возраста кино-театрами»), музейное дело (приказ Министерства культуры РСФСР от 31.12.1987 № 630 «О Положении о фондово-закупочной комиссии музеев системы Министерства культуры РСФСР», приказ Министерства культуры СССР от 17.07.1985 № 290 «Об утверждении Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» и т. д.) и библиотечное дело (приказ Министерства культуры СССР от 11.12.1986 № 502 «О Правилах пользования централизованными библиотечными системами Министерства культуры СССР» и т. д.), концертная деятельность (приказ Министерства культуры СССР от 13.08.1981 № 478 «Об оплате артистов - концертных исполнителей за выступления в концертах и за гастрольные выступления в спектаклях») и театральное искусство (приказ Министерства культуры СССР от 21.07.1983 № 414 «О нормах выступлений артистов в спектаклях и нормах постановок художественного персонала театров» и т. д.).

Советский период в истории развития гражданско-правовых отношений в сфере культуры ознаменован кардинальным изменением структуры права собственности в области культуры: были национализированы крупнейшие художественные хранилища (первыми декретами о культуре были национализированы Третьяковская галерея (постановление СНК РСФСР от 03.06.1918 г.), художественная галерея Щукина (постановление СНК РСФСР от 05.11.1918 г. и т. д.).

Законодательство о культуре 20-х – 30-х годов характеризуется существенным расширением правомочий государственных учреждений культуры, возникновением и развитием негосударственных (кооперативных, акционерных, частных) учреждений15, децентрализацией государственной сети культурных организаций, введением элементов хозрасчета и самоокупаемости.

Важнейший элемент нэпа в виде широкого внедрения хозрасчета и самоокупаемости был распространен и на сферу культуры. В течение 1923-1928 годов стремительно сокращается финансирование государственных театров, музеев, цирков и других учреждений. Начало этому процессу было положено постановлением СНК от 30.08.1923 г. «О сети учреждений Народного Комиссариата просвещения», резко сократившего количество учреждений культуры, оставленных на государственном балансе.

Правовая регламентация отношений в сфере культуры того времени ярко отражала противоречия в общественном развитии. Так, допущение в культурную жизнь негосударственного предпринимательства обусловило параллельный рост цензурных ограничений.

Постановлением СНК РСФСР от 06.06.1922 г. было образовано Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит), на которое были возложены функции «воспрещения издания и распространения произведений, содержащих агитацию против Советской власти». Аналогичным постановлением был учрежден Комитет по контролю за репертуаром при Главном управлении по делам литературы и искусства, на который возлагались обязанности по разрешению к постановке и показу драматических, музыкальных и кинематографических произведений.

Следующий этап развития законодательства о культуре (1930-1950 годы) исследователи характеризуют несколькими основными моментами: бурным ростом ведомственного законодательства; увеличением ненормативного, директивного руководства культурой со стороны ЦК КПСС.

Содержательная сторона правового регулирования определялась ориентацией учреждений культуры на произведение массовых культурных компаний и масштабной идеологизацией культуры путем утверждения при творческих организациях органов идеологического руководства, повсеместного установления идеологического цензурного контроля, объединение творческих организаций в единые общесоюзные союзы.

В 60-е годы был принят ряд нормативных актов общего характера: постановление ЦК КПСС от 06.06.1962 г. «О мерах по дальнейшему улучшению работы радиовещания и телевидения», постановление Верховного Совета РСФСР от 26.10.1960 г. «О состоянии и мерах по улучшению культурного обслуживания сельского населения РСФСР», постановление Совета Министров РСФСР от 16.09.1964 г. «О мерах по улучшению организации концертной работы в РСФСР». Кроме того, были утверждены такие статутные акты как Положение о краеведческом музее союзной, автономной республики, края, области, национального округа, района системы Министерства культуры СССР, положение о социалистическом театрально-зрелищном предприятии, Типовое положение о литературных музеях системы Министерства культуры СССР.

В период 70-80-х годов наряду с массивом подзаконного регулирования были приняты единичные законы в области культуры, например, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13.03.1984 г. № 10926-X «Об утверждении Положения о библиотечном деле в СССР», утвержденный Законом СССР от 11.04.1984 г.

Продолжало развиваться ведомственное нормотворчество. Многочисленные акты Министерства культуры СССР, Министерства культуры РСФСР определяли статус учреждений культуры, регулировали их отношения между собой, с другими организациями и с гражданами.

 

Новым этапом юридического оформления отношений в сфере культуры можно считать конституционную реформу 1977-1978 гг., в результате которой была принята новая союзная Конституция и конституции союзных республик, в том числе и РСФСР.

Еще в конституционных актах 1918 г. и 1925 г. содержались нормы, посвященные определению компетенции органов власти в области культуры. В Конституции 1937 г. впервые была закреплена цель государственной культурной политики – «неуклонный подъем культурного уровня трудящихся» (ст. 11).

В Конституцию 1978 г. была включена глава, специально посвященная вопросам социального развития и культуры (Глава 3). В ней в развернутом виде отразились принципы государственной культурной политики. В соответствии со ст. 27 на государство возлагалась забота об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня. Государство поощряло развитие профессионального искусства и народного художественного творчества. Особое внимание уделялось развитию культуры на селе, посредством расширения в сельской местности сети учреждений культуры (ст. 22). В Конституции 1978 г. впервые получили закрепление права и обязанности граждан в области культуры. К культурным правам и свободам относились: право на пользование достижениями культуры (ст. 44); свобода художественного творчества (ст. 45). Конституционная обязанность граждан заключалась в заботе о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей (ст. 66). Помимо этого, в Основном законе 1978 г., как и в предыдущих конституционных актах, определялись конституционные основы деятельности органов власти в области культуры.

Отдельные нормативные правовые акты, принятые органами государственного управления СССР, сохраняют свою силу и в настоящее время. Например, учет и хранение музейных ценностей, находящихся в государственных музеях, регламентируются соответствующей инструкцией, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 17.07.1985 № 290.

Таким образом, к 1990-м годам, то есть ко времени становления современного законодательства о культуре, отношения в сфере культуры в определенной части уже были предметом правового регулирования, накопился достаточно объемный нормативный материал, были выделены направления культурной деятельности, получившее наиболее развернутое регулирование в нормативных правовых актах, отношения в сфере культуры стали предметом конституционных и законодательных актов.

Деятельность российского государства в сфере культуры основывается на конституционных положениях. В конституциях закрепляются права и свободы человека в сфере культуры (так называемые культурные права и свободы).

До 1993 г. процессы демократизации в России имели еще не очень обширное юридическое обоснование. Законодательный орган - Верховный Совет РСФСР - работал на основании Конституции 1978 г, в которой проблема прав человека в области культуры была представлена как одно из важнейших завоеваний социализма. Именно тогда были приняты "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", "Основы законодательства Российской Федерации об архивном фонде Российской Федерации и архивах", закон РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и целый ряд других законов, которые с соответствующими изменениями действуют и сегодня.

В 90-е годы наступает новый этап развития российского законодательства. Связано это, прежде всего с двумя важнейшими факторами.
Первый из них - принятие в 1993 г. Конституции Российской Федерации, согласно которой каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, свобода совести, свобода вероисповедания; каждый имеет право на свободный труд и на отдых, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, пользование родным языком; на свободный выбор языка общения, на благоприятную окружающую среду, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

 

Перечень законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации для организаций федерального ведения Министерства культуры Российской Федерации

1. Конституция Российской Федерации

2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре.

3. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации.

6. О коллективных договорах и соглашениях.

7. О пожарной безопасности.

8. О промышленной безопасности опасных производственных объектов.

9. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

10. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

11. Об основах социального страхования

12. Об основах охраны труда в Российской Федерации.

13. Об ограничении курения табака.

14. О техническом регулировании.

 

Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:

избрания на должность;

избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;

назначения на должность или утверждения в должности;

направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты;

судебного решения о заключении трудового договора;

признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями.

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается.

Любые трудовые отношения должны быть оформлены надлежащим образом, то есть должен быть заключен трудовой договор или контракт. Согласно ст. 67 ТК РФ форма трудового договора должна быть письменной.

Трудовые договора (контракты) могут быть срочными и заключаться на неопределенный срок.

Трудовой кодекс не делает различий между трудовым договором и трудовым контрактом, однако, на практике контракт обычно имеет свойства срочного трудового договора, который не может быть заключен на срок более 5 лет.

Иногда возникает необходимость заключить не трудовой договор, а договор гражданско-правового характера. В этом случае стороны уже будут именоваться не «работник» и «работодатель», а «заказчик» и «исполнитель». В отличие от трудового договора он регулируется не трудовым законодательством, а гражданским кодексом.

Трудовой договор состоит из сведений и условий. О сведениях стороны не договариваются. Сведения констатируют факты, которые имеют существенное юридическое значение. Так, например, с датой заключения сторонами трудового договора закон связывает момент вступления договора в силу. Согласно трудовому кодексу, в трудовом договоре указываются:

· фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя — физического лица), заключивших трудовой договор;

· сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя — физического лица;

· идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

· сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделён соответствующими полномочиями;

· место и дата заключения трудового договора.

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

· место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

· трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определённым должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

· дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, — также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом;

· условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

· режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

· компенсации за тяжёлую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

· условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

· условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

· другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключённым или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности:

· об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;

· об испытании;

· о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);

· об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счёт средств работодателя;

· о видах и об условиях дополнительного страхования работника;

· об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;

· об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей. При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки; В отдельных случаях с учётом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов (свидетельство о браке, справка о семейном положении и т. д.). Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы, помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем. В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с её утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку.

Основаниями прекращения трудового договора являются:

1) соглашение сторон;

2) истечение срока трудового договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;

3) расторжение трудового договора по инициативе работника;

4) расторжение трудового договора по инициативе работодателя;

5) перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);

6) отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией, с изменением типа государственного или муниципального учреждения;

7) отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора;

8) отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы;

9) отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем;

10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон;

11) нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.

Трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным ТК РФ и иными федеральными законами.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: