АССЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО СУТЬ
Вы защищаете Ваши собственные права, выражаете Ваши мысли и чувства прямо, честно и открыто средствами, уважающими права других.
Ассертивный человек действует без ненужного беспокойства или чувства вины. Ассертивные люди уважают себя и других людей и отвечают за свои действия и свой выбор. Они понимают свои потребности и просят открыто и прямо о том, что они хотят.
При получении отказа они могут загрустить или быть разочарованными, но их самовосприятие не омрачается. Они не слишком полагаются на одобрение других людей и чувствуют безопасность и уверенность в самих себе.
Ассертивные люди показывают другим, как они хотели бы, чтобы с ними обращались. Они самодостаточны!
Подростки часто решают возникающие проблемы импульсивно, руководствуясь эмоциональными сиюминутными ощущениями при низкой степени уверенности в позитивных результатах. Поэтому вместо поиска и анализа оптимальных путей решения проблемы подросток пытается интенсивным способом повлиять на объект противоречия и производит действия, ведущие к обострению ситуации.
В жизни возникает много различных ситуаций, в которых без такого поведения просто не обойтись. Основные правила:
1. Я могу честно, открыто и прямо говорить о том, что чувствую.
2. Я могу оценивать собственные эмоции и мысли, поведение, а также держать ответ за их последствия.
3. Я могу не извиняться за свое поведение и не объяснять его.
4. Я могу изменять свои решения.
5. Я могу решать, стоит ли мне в какой-то степени отвечать за проблемы других людей.
6. Я могу ошибаться и отвечать за последствия ошибок.
7. Я могу принимать решения, не имеющие никакой логики.
8. Я могу не зависеть от положительного отношения других людей ко мне.
9. Я могу сказать: «Меня это не интересно».
10. Я могу сказать: «Я Вас не понимаю».
Для того, что собеседник понимал ваши слова относительно какой-либо проблемы, говорите с ним спокойно и прямо. Если вы не уверены в своей правоте, не стоит применять перечисленные правила.
Правила ассертивного поведения при разговоре с собеседником:
1. Слушайте собеседника внимательно, это будет говорить об уважении к нему.
2. Стойте спокойно и прямо.
3. Смотрите собеседнику в глаза.
4. Говорите спокойным, но твердым тоном, не стоит переходить на повышенный тон.
5. Проявляйте вашу готовность с ним сотрудничать.
6. Проявляйте к своему Я уважение: «Я считаю», «Мне хотелось бы».
7. Четко и уверенно говорите о том, чего вы хотите и чего не хотите.
Вспомогательные техники отказа
Многие люди хорошо умеют манипулировать людьми, чтобы получить то, чего они хотят. Они либо начинают пугать – «Не поможешь мне, в будущем я тебе тоже не помогу», либо пытаются вызвать чувство жалости – «Дай мне в долг, у меня нет денег, а еще неделю до заработной платы нужно как-то прожить», либо взывают к чувству совести – «Неужели тебе не стыдно от того, что ты отказываешь мне в помощи».
Очень легко уступить под таким давлением и в будущем вам труднее свою позицию отстоять. Кроме того, страдает ваше самоуважение.
В таком случае вам пригодятся дополнительные правила ассертивного поведения:
1. Проявляйте сочувствие, только искреннее. Проблемы случаются у каждого, но вы не должны их решать.
2. Если вы не можете дать четкий и быстрый ответ «Нет», попросите своего собеседника подождать какое-то время, ссылаясь на то, что вы должны хорошо все обдумать.
3. Вы должны четко ответить, в чем вы можете ему помочь, а в чем нет.
4. Нельзя постоянно извиняться! Собеседник может решить, что вы проявляете чувство слабости, и попытаются надавить сильнее, чтобы все-таки вы согласились.
5. Старайтесь не подпускать чувство вины. Если вы отказали собеседнику, и он сильно расстроился, вы, возможно, захотите помочь ему в чем-то другом. Ваш отказ должен быть твердым, настойчивым.
Если вы хотите искренне помочь человеку – это ваше решение и ваше право. Но вы не должны никому помогать, если вы того не хотите.