Тема: Использование слова, музыки, кино, изобразительного материала, хореографии, театральных сцен.




Сценарная композиция.

В массовых праздниках и театрализованных представлениях используются разнообразные средства идейно- эмоционального воздействия. Благодаря им, выстраивается эмоциональная подача и оценка происходящего на праздничной площадке. Однако, не всем организаторам праздника удается добиться высокой эмоционально-содержательной результативности праздников. А именно эмоции и содержание составляют, по словам теоретиков, основу творческой результативности».

Что в первую очередь определяют палитру сценариста. Это прежде всего живое слово, создающее образы, которые могут непосредственно воплощать и передавать действия, чувство, настроение и переживания людей. Именно живое слово создает атмосферу общения между сценической площадкой и любой аудиторией. Кроме того, оно несет конкретный материал. Устное выступление в череде праздничного действия может охватить большой отрезок времени, ввести собравшихся в атмосферу борьбы, передать то, что не удается выразить средствами искусства. Специфика массового представления требует чрезвычайно экономного обращения со словом. Эта специфика такова, что прибегать к слову позволительно с особой строгостью и требовательностью, стараться найти ему зрительный эквивалент, а если его использовать, то как можно более разнопланово. Очень важно также, чтобы участники действия были эмоционально подготовлены к восприятию выступления, необходима своеобразная экспозиция к появлению выступающего, к его речи. В этом отличие выступления в театрализованном представлении от других видов выступлений. Слово интересного героя, почетного гостя, участника тех или иных событий —часто обязательная составная часть массового действа. Другим распространенным видом использования живого слова в массовом представлении является речь ведущего, которая заключает в себе важную мысль, соединяет эпизоды. Зрелищнее и эмоциональнее ход театрализованного праздника при образном решении ведущего, который несет смысловую нагрузку и становится полноправным действующим лицом, театрализованным персонажем. За основу для создания образа ведущего берутся персонажи истории, персонажи собирательного образа: Земля, Книга, Учитель, Воины, Молодые люди, и др. Действенным средством для сценариста служит также и поэтическое слово. Таким образом, говоря о слове как выразительном средстве массового праздника, мы рассматриваем его и как документальное, публицистическое слово, и как художественное.

В качестве других выразительных средств театрализованного массового действа и театрализованного представления, выступают различные виды искусства, которые используются в качестве инсценировок, фрагментов из спектаклей и кинофильмов, песен, музыки, танца и отдельных художественных номеров. Эти виды искусства воздействуют силой художественных образов. Они позволяют:

- воспроизвести события в их движении и развитии;

- передать историко-бытовую обстановку;

- перенести участников из одного места действия в другое, за считанные минуты;

- показать общественные процессы;

- раскрыть накал конфликта.

«Средства искусства, используемые в массовом празднике, эмоционально настраивают его участников, усиливают воздействие происходящих на сценической площадке событий, передают чувства действующих лиц, дополняют и двигают вперед действие». Они используются как продолжение мысли или действия, как «второй план» к устному выступлению, как зрительный образ. Искусство в качестве выразительного средства театрализованного массового действа может выступать в нем и как иллюстрация, и как движущая сила сюжета, и как ассоциация. Иллюстрируя какую-либо мысль, чаще всего применяют методический прием продолжения этой мысли средствами искусства. Есть еще и другой, менее распространенный метод использования искусства в массовом действе — ассоциация, т. е. стремление с помощью образов уже существующих, знакомых, усилить звучание тех или иных компонентов сюжета, сделать ярче, глубже, понятнее реальный образ современника. Так, в празднике, посвященном Дню Победы, в эпизоде «Никто не забыт», на сцену вышли реальные герои- поисковики, которые побывали на местах боевых действий, родные, погибших под Ленинградом. Через всю сценическую площадку участники прошли к экрану с букетом из гвоздик, в вазе-гильзе очень большой величины. На экранах демонстрировали фото-слайды посещения братских могил, места погребения родственников. Этот эпизод создал ассоциацию личного присутствия на долгожданной встрече безызвестного прошлого и реального сегодня. Все зрители из зала стали участниками минуты встречи войны и мира, беззаветного подвига воинов, портреты которых демонстрировались по ходу шествия и повествования о солдатах — героях. Эти действия могут быть заменены другими приемами ассоциации. Алый стяг медленно разворачивался на площадке с выносом солдатских касок и преклонением колен перед ними. Ассоциативность является важным методом использования искусства как одного из компонентов в драматургии и режиссуре театрализованного массового действа.

Остановимся несколько подробнее на использовании музыки. Она может быть очень уместно использована в театрализованном концерте, празднике, митинге, шествии в качестве более или менее самостоятельного целого, даже специально созданного к конкретной праздничной дате. Но чаще всего речь идет о своеобразной музыкальной драматургии сценария, которая строится на синтезе готовых музыкальных произведений, принадлежащих разным композиторам. Это задача сложная, она требует умения искусно монтировать музыкальные отрывки, определенной музыкальной эрудиции. Уместно использование хора как действующего лица на празднике. Выражая основную идею праздника 68-летия Победы советских войск в Великой Отечественной Войне, хор исполнял последовательно в течение всего действия три песни: «Бухенвальдский набат» В. Мурадели, «Мы все за мир» С. Туликова, «Пусть всегда будет солнце» А.Островского. Прием, использованный подобно античному хору, превратился в участника массового действия, выражая скорбь и протест народа против войны. Музыка может стать лейтмотивом всего действия или отдельных героев, способом усиления эмоциональной поддержки происходящего, созданию атмосферы, акцентировать ассоциативность восприятия.

Подобно музыке и песне режиссер массового действа может широко использовать художественное и документальное кино. Особенно удачно используется оно в прологе, помогает перенести участников в эпоху тех или иных исторических событий, готовит к последующей встрече с героями этих событий. Таковы многочисленные кино -прологи, посвященные истории родной земли, боевому пути армии, трудового народа. Таким был кино-пролог, открывавший торжественное праздничное представление в ЮКГУ, посвященного 70летию университета. На весь экран проецируются кадры документальной хроники, оживляющие в памяти этапы становления и развития вуза начиная с 1943 года — года открытия института. В конце этого кино-пролога мы видим студентов, выбегающих из аудитории. Как бы продолжая киномонтаж, из глубины сцены бегут студенты хореографы, начиная праздничное представление. Киноматериал позволяет усилить в нужном направлении звучание эпизода, укрупнить его до массового действа. В театрализованном концерте, посвященном юбилею ЮКГУ им. М.Ауезова танцевальный номер «Дружба народов» шел «аккомпанементом» кинокадров о единстве народа Казахстана, о том, что малая Ассамблея студентов, обучающихся в университете — частица, символ миролюбия казахстанцев. Танец демонстрировался одновременно на трех экранах и как бы расширял границы танца, превращающих его в своеобразный символ единства. Широко распространенным приемом является использование в построении праздничного действа фрагментов из художественных фильмов, когда герои как бы оживают, сходят с экрана. Этот сценарный и режиссерский прием особенно популярен в корпоративных представлениях, где есть возможность показать героя праздника крупным планом. Раскрыть биографию героя, оживить страницы его молодости. Возможности использования кино или видеосюжета как выразительного средства в театрализованном массовом действе чрезвычайно многообразны.

Современные праздники трудно представить без танцев. На одном из праздников, посвященном Дню победы над фашизмом, танец, символизирующий жестокую битву с врагами, органически плавно переходил в «разорванный круг», выстроенный из застывших монументов обнимающихся матерей и детей, разных национальностей со свечами в руках. Это мизансценическое решение прочитывалось как образ Родины, скорбящей по своим погибшим сыновьям. Эта образная мизансцена «Скорбящих матерей», не только вошла в ткань сюжета, но и придала действу ассоциативный характер. Круг в нашем миропонимании — неразрывность, единство, нерушимость связи, входящих в этот круг. Война разрушила эту связь.

В массовом празднике очень велика роль изобразительных средств, наглядного решения, выступающего в качестве одного из важнейших компонентов театрализованного действия. Образное оформление, продуманность отдельных символических деталей, несущих особую смысловую и эмоциональную нагрузку — все имеет значение в возможности подчеркнуть основной замысел. Так, к празднованию юбилея области художник (заслуженный деятель культуры РК Жумакулов К.) задумал интересный образ сценической площадки в виде одеяния старца, голова которого возвышалась над полотнищем-одеждой у колосника. От плеч его и до красной линии вся площадка была покрыта его одеянием-накидкой. На поверхности которой возникали и скрывались исполнители, т. е. происходили действия о семидесяти годах области, в фактах, выступлениях героев, артистов и т. д. Земля оставалась свидетелем всего происходящего и вела комментарий вместе со «своими детьми» — ведущими. Таким образом, видно, что конкретная площадка действия может подсказать художнику-постановщику интересный декоративно-художественный образ праздника.

Работа режиссера и сценариста в жанре массового праздничного зрелища предполагает умение пользоваться эффектами воздействия света и звука, значение которых особенно существенно именно теперь, когда новейшие технические средства — источники света, проекционная и звукозаписывающая аппаратуры безгранично расширяют возможности световых и звуковых эффектов. Звукозаписи также позволяют режиссеру и сценаристу вызвать в памяти любое историческое событие, «перенести» участников действия то на Красную площадь, то на площадку космодрома, прослушать выступления выдающихся деятелей страны.

Помимо сценарных выразительных средств театрализованного праздника есть еще и специфические самостоятельные возможности усиления эмоционального воздействия праздников. Это выразительные средства искусства театра. Они построены на создании символических и аллегорических действий, используемых в сценических действиях — мизансценах; материальных предметов, несущих духовно-знаковый эффект внешнего и содержательного воздействия. Они находят отражение в атрибутах, одежде, реквизите, оформлении сценической площадки.

Литература:

Шароев И. Г. Режиссура эстрады и массовых представлений.- Москва: Просвещение, 2000.- 2-е изд.

Конович А. А. Театрализованные праздники. М. Высш. шк.,1999. —

Камалова, Н. К. Методика использования выразительных средств в театрализованном празднике / Н. К. Камалова, Алмас Шымалиев, Г. Ж. Назанова, Ш. Ж. Турдалиева. — Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: