и святитель Симон в истории Городца




Святой благоверный князь Георгий Всеволодович

 

Материал сообщения на конференции «Под покровом Феодоровской Божией Матери» в Народном университете им. архимандрита Петра Каменского –

Городецкая епархия, 28 марта 2016 г.

 

 

 

 

В эпоху древней Руси наш город возник и рос в тесной связи с борьбой владимирских князей за Волгу как главного торгового пути на Восток. Показательно, что все первые данные о Городце в летописях касались военных столкновений Руси с её ближайшим противником – Волжской Болгарией. Это противостояние длилось полвека: от похода Андрея Боголюбского на болгар в 1164 году и вплоть до основания Георгием Всеволодовичем Нижнего Новгорода.

В 2021 году нижегородцы будут отмечать 800-летие родного города. К Городцу эта историческая дата тоже имеет отношение, равно как имена великого князя владимирского Георгия Всеволодовича и его сподвижника святителя Симона.

Князь Георгий – 2-й сын великого князя Всеволода Большое Гнездо, внук Юрия Долгорукого. А ещё он – родной дядя Александра Невского, старший брат его отца Ярослава. Княжение Георгия Всеволодовича была наполнено борьбой за укрепление Владимиро-Суздальской Руси. Её «золотой век» был уже пройден, начался период феодальной раздробленности. Великий князь вёл сложные отношения не только с внешним врагом – Болгарией, но и Рязанью, Смоленском, Новгородом.

Георгий Всеволодович родился в Суздале 26 ноября 1188 года. На владимирский стол сел после смерти отца – в 1212 году. Согласно воле Всеволода Большое Гнездо, Владимир доставался не старшему сыну Константину, а Георгию. Тот в свою очередь предпринимал меры, чтобы избежать прямого конфликта со старшим братом и племянниками. На стороне Константина был – Ростов, древнейший город княжества, центр именитого ростовского боярства и духовенства.

Желая опереться на церковь, Георгий Всеволодович учредил в великом княжестве 2-ю епископию – владимирскую. Её главой стал Симон – игумен монастыря Рождества Пресвятой Богородицы города Владимира. Биография святителя Симона известна очень скупо. До прихода во Владимир он был монахом Печерского монастыря в Киеве. Обладал незаурядным литературным талантом. Стал соавтором известного литературного памятника древней Руси – Киево-Печерского патерика. Перу Симона принадлежит 8 повестей о 8 печерских иноках, писанных к его другу, печерскому монаху Поликарпу. Скончался святитель 22 мая 1226 года. Погребён во Владимире в Успенском соборе.

Фото: на обложке – памятник князю Георгию Всеволодовичу и святителю Симону в Кремле Нижнего Новгорода. Скульптор В. И. Пурихов. 2008 г.; вверху – икона князя Георгия Всеволодовича. Собрание Нижегородского государственного областного художественного музея; внизу – икона святителя Симона; на обложке

Князю Георгию удавалось соблюдать мир с братом до тех пор, пока в конфликт на стороне Константина не вмешались Новгород и Смоленск. Тогда борьба князей обернулась кровавой междоусобицей. 21 апреля 1216 году под Юрьевом-Польским у реки Липицы произошла печально известная Липицкая битва. Городчане сражались на стороне великого князя вместе с полками из других городов. Поддержал Георгия и младший брат Ярослав, отец Александра Невского. Но победа досталась Константину. Его противники были наголову разбиты, спасаясь бегством.

К счастью, вражда братьев не зашла слишком далеко. Константин проявил милость. Георгий Всеволодович и владыка Симон оставили Владимир и удалились на окраину княжества – в Городец*. Так впервые наш город стал резиденцией (пусть и опальных!) – но всё же великого князя владимирского и владимирского епископа. Георгий Всеволодович и владыка Симон провели в Городце более года. Возможно, именно тогда у князя родился замысел расширения великого княжества за счёт строительства крепости на устье Оки.

В августе 1217 года, предчувствуя близкую кончину, Константин мирится с братом и приглашает его из Городца в родной Суздаль. Вскоре по смерти Константина Георгий вновь занимает великое княжение. Наш город мог бы надолго выпасть из его поля зрения, но случилось иначе. В 1217 году, ещё в бытность на владимирском столе Константина, болгары совершили набег на русские земли, дойдя до Устюга. И вот едва вернув титул великого князя, Георгий Всеволодович действует очень решительно. Он тут же организует ответный поход на Болгарию под началом младшего брата Святослава. Поход был удачным. Русские дружины прошли далеко вглубь Болгарии и по Волге, и по Каме. В ту же зиму болгары прислали послов просить мира, но Юрий им отказал.

Желая наказать противника ещё сильнее, в 1220-м году Георгий Всеволодович собирает новую экспедицию. Узнав об этом, испуганные болгары спешат во Владимир умилостивить князя, но он пренебрегает ими и движется вперёд. Третье булгарское посольство застаёт Георгия Всеволодовича в Городце. Здесь, наконец-то, иностранные послы добиваются мира на более чем почётных для русской стороны условиях. И осенью 1221 года князь основывает в устье Оки новый вслед за Городцом порубежный город – Нижний Новгород. Ему было уготовано славное будущее. В Новое время он стал одним из главных центров Российского государства. И нам почётно помнить события далёкого 1220 года, когда судьба Нижнего решалась здесь, в Городце.

 

Фото: вверху – Агевин В. И. «Князь Георгий Всеволодович». 1955 г. Холст, масло; внизу – макет крепости Городца в XII-XIV вв. Собрание Городецкого краеведческого музея

Можно думать, что пребывание святителя Симона в нашем городе, хоть и недолгое, повлияло на духовную жизнь городчан. Однако главную роль он сыграл в стольном граде Владимире. Решение князя Георгия создать епархии во главе с Симоном открыло новую страницу церковной истории Северо-Восточной Руси. С этого времени закрепилась особая роль Богородице-Рождественского мона-стыря. До царствования Ивана Грозного (до 1561 г.) он был первым в числе русских монастырей. Уже с 1230 г. управ-ляли им не игумены, а архимандриты. Все местные архиереи избирались из их числа.

Отметим, что святитель и его монастырь имели отношение к Александру Невскому. В 1225 году Симон совершил обряд княжеского пострига юного Александра. В Рождественском монастыре 23 ноября 1263 года Александра Невского хоронят после его кончины в Городце. В стенах этой обители в конце XIII века будет написана и первая редакция Жития Александра Невского.

Вернёмся к Георгию Всеволодовичу. Чем завершилось его великое княжение? Свои дни он закончил трагически. 4 марта 1238 года князь пал в неравной битве с полчищами хана Батыя на реке Сити (притоке Мологи в Тверской земле). Месяцем ранее в осаждённом татарами Владимире погибла вся его семья: великая княгиня, сыновья, дочь, малолетние внуки. Убиенного и обезглавленного князя нашёл ростовский епископ Кирилл. Тело Георгия Всеволодовича погребли сначала в Ростове, а в 1239 г., при князе Ярославе, перенесли во Владимир.

Со временем владимирцы не забывали мученической гибели Георгия Всеволодовича и его семьи. Он почитался ими как благоверный князь, мученик и даже чудотворец. Общерусским прославление святого стало в XVII веке. 22 января 1645 г. в присутствии патриарха Иосифа и царя Михаила Фёдоровича в Успенском соборе Владимира стоялось обретение нетленных мощей князя. Они покоятся там и поныне. Дни памяти святого: 4 февраля, 4 марта и 23 июня (в соборах святых владимирских, тверских и нижегородских).

Что же ещё объединяет князя Георгия и наш город кроме событий, о которых мы сказали выше? Думаю, многие удивятся, но в нижегородской историографии XIX века поначалу именно этот князь, а не Юрий Долгорукий считался основателем Городца.

 

Фото: вверху – Рождественский монастырь (современный вид); в середине – «Перенесение мощей Георгия Всеволодовича из Ростова во Владимир». Фреска Успенского собора г. Владимира. Кон. XIX в.; внизу – рака с мощами святого благоверного князя Георгия. 2000-е гг.

 

 

Мостик в новейшую историю был переброшен благодаря известному литературному памятнику Нижегородской земли – «Китежскому летописцу». Согласно ему, в 1164 году князь Георгий Всеволодович, сын псковского князя Всеволода-Гавриила, укрепил град Малый Китеж на Волге и основал в нём мужской Фёдоровский монастырь в честь чуда, явленного местной иконы Богородицы. Далее у озера Светлояра князь заложил город Большой Китеж. В нём же он и погиб от рук нечестивого Батыя 4 февраля 1238 года.

«Китежский летописец» провёл явную образную и даже фактическую связь между Георгием Всеволодовичем, основателем Юрьевца и Нижнего Новгорода, – а также одноимённым ему, но довольно загадочным князем, строителем «градов» Большого и Малого Китежей. Постепенно «Летописец» становился всё более популярным. Читая его, краеведы готовы были считать Георгия Всеволодовича основателем не только Нижнего, но и Городца – Малого Китежа. Так, в первой истории Фёдоровского монастыря, изданной в Москве в середине XIX века, было указано, что обитель основал Георгий Всеволодович и в том же 1164 году.

Однако ссылаться на данные «Китежского летописца» нельзя. Это литературное сочинение неизвестного автора конца XVIII века. Очевидно, в нём был использован вариант Жития Георгия Всеволодовича – отсюда и параллели между двумя князями Георгиями – реальным и вымышленным. Есть в тексте и явные противоречия. Так, построить Городец (или Малый Китеж) в 1164 году владимирский князь Георгий Всеволодович никак не мог: он родился позднее на четверть века.

Критика «Китежского летописца» привела краеведов к неожиданному итогу. Преподаватель нижегородской духовной семинарии И. С. Тихо-нравов в 1865 г. выдвинул оригинальную гипо-тезу: Городец и монастырь в нём основал князь Георгий, но не Всеволодович, а Владимирович – Юрий Долгорукий. И было это не по дате «Китежского летописца», а гораздо раньше – в 1152 году.

Примечательно, что новая версия сохранила в себе предание о Малом Китеже и о Феодоровской иконе. Таким образом, сюжет с основанием града и явлением чудотворного образа «протянулся» из Жития Георгия Всеволодовича сначала в «Китежский летописец», а затем в историю Городца и монастыря. Согласно тексту Жития

 

Фото: вверху – икона святого благоверного князя Георгия Всеволодовича. XVII в. Собрание Государственной Третьяковской галереи; внизу – Блинов И. Г. Иллюстрация к «Истории Городца». Собрание Российской Государственной библиотеки.

Святого благоверного князя Георгия Всеволодовича, город Юрьевец-Поволжский основан им на месте явления иконы Георгия Победоносца, а «Летописце» и у Тихонравова князь строит Малый Китеж и Фёдоровский монастырь после чуда Феодоровской иконы Божией Матери.

Довольно смелая, но слабо подкреплённая фактами гипотеза И. С. Тихонравова имела далеко идущие последствия. Она породил неутихающие споры о дате основания Городца. Кроме того, она скрыла важную роль в истории города князя Георгия Всеволодовича – и как исторического деятеля, и как героя «Китежского летописца».

В заключение приведу одну любопытную деталь: на оборотной стороне иконы Фёдоровской Божией Матери в нашем музее сквозь панораму монастыря первых лет XX столетия просвечивает едва различимая, но всё же читаемая надпись: «СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ ВСЕВОЛОД».

Сегодня образ этого святого запечатлён во вновь созданном Городецком Фёдоровском монастыре. Большая икона князя стоит слева в первом ряду иконостаса монастырского храма в честь иконы Феодоровской Божией Матери. О том, какое прославление получит в Городце святой благоверный князь Георгий, так почитаемый во Владимире и Нижнем Новгороде, – покажет время.

 

 

Фото: Оборотная сторона иконы «Феодоровская Божия Матерь с чудесами образа» (фрагмент). Нач. XX в. Собрание Городецкого краеведческого музея.

 

________________________________________________________________________

 

* В одной из летописей указано, что местом ссылки Георгия и Симона стал Городец-Радилов. Однако это сообщение не вполне верно. Радиловым наш город не назывался ни до, ни после 1216 года. Историки убедительно показали: князь Георгий и владыка Симон были в Городце на Волге, а Радиловом звался другой город Руси, вне наших ближайших пределов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: