History of Legal and Political Teachings




Язык обучения: русский

Трудоемкость: 5 зачетных единиц

 

 

Регистрационный номер

рабочей программы:

 

2012 /

 

 

Cанкт-Петербург

2012


Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины

 

1.1. Цели и результаты изучения дисциплины

 

Цели изучения дисциплины: получение студентами знаний о правовых и политических учениях в их генезисе, историческом развитии и связи с современностью.

 

Результаты изучения дисциплины: студенты должны представлять место истории правовых и политических учений как юридической науки среди других гуманитарных наук и в структуре юридической науки в сопоставлении с теорией и историей права и государства, историей отраслевых юридических наук; понимать смысл и знать содержание изучаемых идей и теорий в их конкретно-историческом аспекте и связи с последующим развитием политико-правовой мысли; понимать смысл и знать содержание политико-правовых учений в единстве их конкретно-исторического и проблемно-теоретического аспектов; уметь реконструировать политико-правовые учения прошлого с позиций связи истории и современности, истории правовых и политических учений и современной теории права и государства; знать основные интерпретационные модели (историографию) правовых и политических учений прошлого с учетом степени научной разработанности тематики курса в отечественной юридической литературе.

 

1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)

 

Пререквизиты по настоящей учебной дисциплине не требуются.

 

1.3. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)

 

ОКБ-3 владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению, анализу информации, к постановке цели и выбору путей ее достижения, способен анализировать философские, мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы.

 

ОКБ-14 понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

 

ОКБ-17 имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону.

 

СЛК-2 способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества.

 

СЛК-3 способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы.

 

ОНК-1 знает основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, способен использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы.

 

ПК-2 Готов осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры.

 

ПК-9 Готов уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

 

1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся

 

В процессе изучения настоящей дисциплины у студентов формируются представления, на конкретно-историческом материале изучаемых идей и теорий разных стран и регионов, об общем преемственно-историческом процессе развития политико-правовой мысли, об идейно-теоретическом и культурно-историческом потенциале ее классических образцов для развития современных знаний о праве и государстве и их научно обоснованного практического применения; студенты приобретают знание относительно основных приемов и методов теоретически адекватной реконструкции политико-правовых учений в их конкретно-историческом своеобразии, связи с последующим развитием политико-правовой мысли и современными проблемами познания правовой действительности; благодаря обоснованию роли знания об историческом процессе развития знаний («знания о знаниях») о праве и государстве, повышается уровень профессионального правосознания и правовой культуры будущих юристов.

 

1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий

 

Очная форма обучения

 

Для освоения дисциплины используются следующие формы учебных занятий. Во-первых, классические лекционные методы; объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 16 часов. Во-вторых, аудиторная учебная работа обучающихся в виде консультаций; объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 28 часов. В-третьих, аудиторная учебная работа обучающихся в виде подготовки к промежуточной аттестации; объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 2 часа. В-четвертых, самостоятельная работа под руководством преподавателя: объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 27 часов. В-пятых, самостоятельная работа с использованием методических материалов: объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 3 часа. В-шестых, самостоятельная работа в виде подготовки к промежуточной аттестации: объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 24 часа.

 

Очно-заочная форма обучения

Для освоения дисциплины используются следующие формы учебных занятий. Во-первых, классические лекционные методы; объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 6 часов. Во-вторых, аудиторная учебная работа обучающихся в виде консультаций; объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 12 часов. В-третьих, аудиторная учебная работа обучающихся в виде подготовки к промежуточной аттестации; объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 2 часа. В-четвертых, самостоятельная работа под руководством преподавателя: объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 30 часов. В-пятых, самостоятельная работа с использованием методических материалов: объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 26 часов. В-шестых, самостоятельная работа в виде подготовки к промежуточной аттестации: объем учебной работы за курс (освоение модуля С1) дисциплины: 24 часа.

 

 

1.6. Организация учебных занятий

 

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
 
Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п. Аудиторная учебная работа обучающихся Самостоятельная работа Объём акт вных и интеракти ных форм учебных занятий Трудоёмкост  
лекции семинары консультации пра тические занятия лабораторные работы контрольные работы коллоквиумы текущий контроль промежуточная аттестация под руководством преподавателя в присутствии преподавателя в т.ч. с использованием методических материалов текущий контроль промежуточная аттестация
по формам обучения
очная форма обучения
С1 16 - 28 - - - - - 2 27 - 3 - 24 44 5
100 - 100 - - - - - 100 100 - 100 - -
ИТОГО: 16 - 28 - - - - - 2 27 - 3 - 24 44 5
очно-заочная форма обучения (сокращенная образовательная программа)
С1 6 - 12 - - - - - 2 27 - 25 - 24 0 5
100 - 100 - - - - - 100 100 - 100 - -
ИТОГО: 6 - 12 - - - - - 2 27 - 25 - 24 0 5
Указываются виды, формы и сроки текущего контроля успеваем сти и промежут чной аттестации по модулям и формам обучения в таблице:
Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п. Промежуточная аттестация Текущий контроль
Виды Сроки Формы Сроки
очная форма обучения
С1 Экзамен До 26 января - -
очно-заочная форма обучения (сокращенная программа)
С1 Экзамен До 26 января - -
                                     

 

 

1.7. Структура и содержание учебной дисциплины.

По учебной дисциплине «История правовых и политических учений» приводится описание структуры учебной дисциплины, а также основные вопросы, рассматриваемые при изучении настоящей дисциплины, по учебному модулю С1, в соответствии с современным состоянием научного знания, современными образовательными технологиями, научно-методическим опытом разработчиков и методическими рекомендациями, утвержденными Ученым Советом факультета.

Тема 1. История правовых и политических учений как наука и учебная дисциплина

Предмет истории политических и правовых учений как науки и учебной дисциплины. Место истории политических и правовых учений в системе юридических дисциплин.

Политические и правовые учения как формы общественного сознания, идеологии, культуры. Структура политико-правовых доктрин. Принципы и методы интерпретации политико-правовой теории.

Очная форма обучения

 

Лекции – 1 час.

 

Консультации – 1 час.

 

Очно-заочная форма обучения

Лекции – 1 час.

Тема 2. Политико-правовые учения в странах Древнего Востока

Религиозно-мифологическое мировоззрение: общая характеристика. Политико-правовые учения в Древней Индии. Брахманизм. «Артхашастра» и европейский макиавеллизм. Политико-правовые учения в Древнем Китае. Даосизм. Этико-правовое учение Конфуция. Патриархальная модель государственности. Легизм. Истоки идеи общественного договора: Моцзы.

Очная форма обучения

 

Лекции – 1 час.

 

Консультации – 2 часа.

Очно-заочная форма обучения

Лекции – 1 час.

Тема 3. Правовые и политические учения в Древней Греции

Политико-правовая мысль в Древней Греции эпохи античной классики: общая характеристика. Политико-правовое учение Гераклита. Софисты: у истоков теории естественного права. Сократ о законах и законности. Личность и государство в учении Сократа. Идея «правления знающих» (Сократ, Платон). Политическая утопия Платона. Учение Аристотеля о государстве: происхождение, сущность, формы государства, теория идеального государства. Правовая теория Аристотеля.

Политико-правовая мысль Древней Греции эпохи эллинизма: общая характеристика. Политико-правовое учение Эпикура: идея общественного договора и проблема законности. Политико-правовое учение древнегреческих стоиков: идея «мирового государства». Учение Полибия о государстве: происхождение, сущность, круговорот форм государства.

 

Очная форма обучения

 

Лекции – 1 час.

 

Консультации – 2 часа.

 

Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (освоение материалов учебно-методического комплекса; написание эссе на тему «Идея «царственного мужа» в политических утопиях Древней Греции») – 9 часов.

Очно-заочная форма обучения

Лекции – 1 час.

Консультации – 1 час.

 

Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (освоение материалов учебно-методического комплекса; написание эссе на тему «Идея «царственного мужа» в политических утопиях Древней Греции») – 9 часов.

Тема 4. Правовые и политические учения в Древнем Риме

Политические и правовые учения в Древнем Риме: общая характеристика. Политико-правовое учение Цицерона: идея правового государства. Политико-правовое учение римских стоиков. Римские юристы о праве: общий обзор. Раннее христианство: идея равенства у первохристиан; отношение к государству. Учение Августина о «двух градах» и его исторические судьбы.

 

Очная форма обучения

 

Лекции – 1 час.

 

Консультации – 2 часа.

Очно-заочная форма обучения

Консультации – 1 час.

Тема 5. Особенности западноевропейской средневековой политико-правовой мысли

Средневековая политико-правовая мысль Западной Европы: господство теологического мировоззрения, традиционализм, борьба светской и духовной власти. Основные теоретические модели государственности и типы правопонимания. Политико-правовое учение Фомы Аквинского: мировоззренческие основы; происхождение, сущность и использование политической власти: формы государства: правовая концепция. Фома Аквинский о видах законов. Фома Аквинский и неотомизм. Право и мораль в учении Марсилия Падуанского.

 

Очная форма обучения

 

Лекции – 1 час.

 

Консультации – 2 часа.

Очно-заочная форма обучения

Лекции – 1 час.

 

Тема 6. Политико-правовая мысль в России (конец ХV—ХVI вв.)

 

Политико-правовые учения в России (конец XV—XVI вв.): общая характеристика. Теория «Москва — третий Рим». Идейно-теоретические аспекты борьбы стяжателей и нестяжателей: Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Политико-правовые идеи Андрея Курбского. Максим Грек о происхождении и видах верховной власти, о роли знания в политике. Политико-правовое учение Ивана Пересветова: история и современность. Идея сословной и абсолютной монархии в русской политической мысли XVI в.

 

Очная форма обучения

 

Лекции – 1 час.

 

Консультации – 2 часа.

 

Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (освоение материалов учебно-методического комплекса; написание эссе на тему «Отражение российской правовой культуры в политико-правовой мысли России конца XV – XVI вв.») – 9 часов.

Очно-заочная форма обучения

Консультации – 1 час.

 

Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (освоение материалов учебно-методического комплекса; написание эссе на тему «Отражение российской правовой культуры в политико-правовой мысли России конца XV – XVI вв.») – 9 часов.

 

Тема 7. Правовые и политические учения в Западной Европе: эпоха Возрождения и Реформации

Политико-правовые учения в Западной Европе эпохи Возрождения и Реформации: общая характеристика. Переориентация в методологии политико-правового знания. Роль античной политико-правовой теории. Макиавелли о соотношении политики и права, политики и морали, политики и религии. Учение Макиавелли о государстве: происхождение, сущность, формы государственности. Теория политического лидерства: история и современность. Ж. Боден о государственном суверенитете. Признаки суверенитета. Идея естественного права. Утопия как жанр политико-правовой литературы. Модели идеального коллективистского государства (Т. Мор, Т. Кампанелла): общая характеристика.

 

Очная форма обучения

 

Лекции – 1 час.

 

Консультации – 2 часа.

Очно-заочная форма обучения

Лекции – 1 час.

 

Консультации – 1 час.

Тема 8. Правовые и политические учения в Голландии и Англии: XVII в.

 

Политико-правовые учения в Западной Европе XVII в.(на примере Голландии и Англии): общая характеристика. Формирование юридического мировоззрения: идея права как первоосновы общественной жизни. Развитие идеи правового государства. Теория естественного права Г. Гроция. Учение Гроция о государстве. Теория государственного суверенитета. Политико-правовые идеи сторонников королевского абсолютизма в Англии (Р. Фильмер, К.Салмазий). Политико-правовые идеи и программы индепендентов (Дж. Мильтон), левеллеров (Дж. Лильберн: теория прав и свобод граждан, учение о народном суверенитете и разделении властей), диггеров (Дж. Уинстенли). Политико-правовое учение Т. Гоббса: обоснование государственного абсолютизма. Методологические основы философии государства: гносеологический и антропологический аспекты. Особенности договорной теории происхождения государства и учения о государственном суверенитете. Теория естественного права и этатистская тенденция правопонимания. Политико-правовое учение Дж.Локка: формирование политического либерализма; учение о системе прав и свобод личности; о соотношении общества и государства; теория разделения властей.

Очная форма обучения

 

Лекции – 1 час.

 

Консультации – 2 часа.

Очно-заочная форма обучения

Лекции – 1 час.

 

Консультации – 1 час.

Тема 9. Правовые и политические учения во Франции: XVIII в.

Политико-правовая мысль Франции XVIII века: общая характеристика. Понятие просветительства. Либеральное и радикальное направления в просветительстве. Особенности юридического мировоззрения в политико-правовых учениях просветителей. Программа Вольтера в области права и правосудия: естественно-правовое обоснование общедемократических требований в области права и политики. Идеал просвещенной монархии. Идея политической свободы в учении Ш. Монтескье. Монтескье о формах государства. Теория разделения властей: история и современность. Учение о факторах, определяющих характер законодательства. Руссо об этапах неравенства. Методологические основы политического радикализма Руссо. Условия и цель общественного договора (концепция Руссо). Личность и государство в политическом учении Руссо. Теория народного суверенитета Руссо. Политическое учение Руссо и якобинская диктатура. Политическая утопия Морелли. Политические идеи Мелье.

 

Очная форма обучения

 

Лекции – 1 час.

 

Консультации – 2 часа.

Очно-заочная форма обучения

Консультации – 1 час.

Тема 10. Правовые и политические учения в США в период борьбы за независимость

Политико-правовая мысль в США в период борьбы за независимость: общая характеристика. Особенности североамериканского просветительства. Интерпретации естественного права. Т.Пейн о соотношении общества и государства. Классификация форм правления и проблема самоуправления. Т.Джефферсон и Декларация независимости США. Дж. Мэдисон о разделении властей и системе сдержек и противовесов.

 

Очная форма обучения

 

Лекции – 1 час.

 

Консультации – 2 часа.

 

Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (освоение материалов учебно-методического комплекса; написание эссе на тему «Принцип разделения властей в политико-правовой мысли Нового времени») – 9 часов.

Очно-заочная форма обучения

Консультации – 1 час.

 

Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (освоение материалов учебно-методического комплекса; написание эссе на тему «Принцип разделения властей в политико-правовой мысли Нового времени») – 9 часов.

Тема 11. Правовые и политические учения в России: вторая половина ХѴІІІ вв.

Политико-правовая мысль в России второй половины XVIII века: общая характеристика. Особенности просветительства в России. Основные направления русского Просвещения: абсолютистско-просветительское (Екатерина II), либеральное (С. Е. Десницкий, Я.П.Козельский) и радикальное (А. Н. Радищев). Консервативно-дворянское направление в русской политико-правовой мысли (М. М.Щербатов). Основные модели теории естественного права.

 

Очная форма обучения

 

Лекции – 1 час.

 

Консультации – 2 часа.

 

Очно-заочная форма обучения

Консультации – 1 час.

Тема 12. Правовые и политические учения в Германии: конец XVIII — начало XIX вв.

Политико-правовая мысль Германии конца XVIII—начала XIX в.: общая характеристика. Историческая школа права: преемственность и эволюция. Категорический императив Канта. Концепция всемирной истории Канта. Кант о соотношении права и морали. Учение Канта о праве. Теория происхождения и сущности государства. Кант о народном суверенитете и разделении властей. Теория вечного мира Канта. Философия права Гегеля: методологические основы. Гегель о соотношении права и закона. Гражданское общество и государство в философии права Гегеля. Учение Гегеля о государстве: история и современность. Различные интерпретации гегелевской философии права. Политико-правовые идеи Фихте.

 

Очная форма обучения

 

Лекции – 2 часа.

 

Консультации – 2 часа.

Очно-заочная форма обучения

Консультации – 1 час.

Тема 13.Правовые и политические учения в Западной Европе: первая половина XIX в.

Политико-правовая мысль Западной Европы первой половины XIX в.: общая характеристика. Развитие политико-правовой теории либерализма (Б. Констан): критика и переосмысление античного понимания свободы, теории народного суверенитета Руссо. Теория демократии Алексиса де Токвиля: соотношение свободы и равенства, либерализма и демократии. Юридический позитивизм и его исторические судьбы. Философский позитивизм О.Конта и его роль в развитии политико-правовой мысли.

 

Очная форма обучения

 

Лекции – 1 час.

 

Консультации – 1 час.

Очно-заочная форма обучения

Консультации – 1 час.

Тема 14. Основные направления политико-правовой мысли в Западной Европе и США: вторая половина XIX—середина XX вв.

Основные направления политико-правовой мысли в Западной Европе и США во второй половине ХІХ — середине XX вв.: общая характеристика. Политико-правовая доктрина марксизма: история и современность. Учение о социальной революции и диктатуре пролетариата. Концепция государства и его исторических судеб. Правопонимание в марксизме. Проблема власти в политической доктрине анархизма (М. Штирнер, П.-Ж. Прудон). М. Вебер о типах легитимности политической власти. Юридический позитивизм и нормативистская трактовка права. Становление социологической юриспруденции в Западной Европе и США (Л.Дюги, Е. Эрлих, Р.Паунд). Школа возрожденного естественного права, ее современные ведущие представители (Л. Фуллер, Дж. Роулз).

 

Очная форма обучения

 

Лекции – 1 час.

 

Консультации – 2 часа.

Очно-заочная форма обучения

Консультации – 1 час.

 

Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (изучение параграфа «Лон Л. Фуллер» издания: Козлихин И.Ю., Поляков А.В., Тимошина Е.В. История политических и правовых учений: Учебник. СПб., 2007; написание эссе на тему «Принципы моральности права Лона.Л. Фуллера и их значение для правовой системы») – 3 часа.

Тема 15. Основные направления политико-правовой мысли в России: вторая половина ХІХ—середина XX вв.

Основные направления политико-правовой мысли России во второй половине XIX—середине XX вв.: общая характеристика. Политическая теория анархизма (М. А. Бакунин и его последователи). Развитие правовой мысли в России до 1917 г.и в «русском зарубежье». Юридический позитивизм. Социологическое правоведение. Школа возрожденного естественного права. Психологическая школа права. Развитие в России теории правового государства. Пореформенный консерватизм: политико-правовой аспект (Н.Я. Данилевский, К.Н.Леонтьев). Пореформенный либерализм (Б. Н. Чичерин). Основные направления марксистской политико-правовой мысли: социал-демократическое и большевистское. Учение В.И.Ленина о государстве и праве.

 

Очная форма обучения

 

Лекции – 1 час.

 

Консультации – 2 часа.

Очно-заочная форма обучения

Консультации – 1 час.

 

Раздел 2. Обеспечение учебной дисциплины

2.1. Методическое обеспечение

2.1.1. Методическое обеспечение аудиторной работы

 

Методическое обеспечение аудиторной работы включает Рабочую программу учебной дисциплины «История правовых и политических учений».

 

2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы

 

Методическое обеспечение самостоятельной работы осуществляется путем создания открытого доступа студентов к учебно-методическому комплексу по Истории правовых и политических учений (в локальной компьютерной сети юридического факультета), а также предоставления обучающимся списков обязательной и дополнительной литературы.

 

2.1.3. Методика для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания (с образцом задания).

 

Методика проведения письменного экзамена

 

Основные требования к оформлению письменных работ:

 

Содержание экзаменационного задания

 

1) Письменная работа состоит из двух кратких эссе, каждое из которых разделено на пять пунктов.

 

2) При ответе обучающийся должен отвечать отдельно на каждый из пунктов

 

Проверка письменных работ

 

3) Выполнение каждого пункта каждого из двух кратких эссе оценивается по десятибалльной системе: 0, 4, 6, 8, 10 баллов. Максимальная сумма баллов за каждое эссе – 50 баллов. Максимальная сумма баллов за экзаменационное задание – 100 баллов.

 

4) Алгоритм оценки пунктов кратких эссе.

 

Количество баллов   Критерии оценки (позитивные и/или негативные квалификационные требования)
10 (десять) Вопрос раскрыт полностью и без ошибок, продемонстрировано умение анализировать проблему, свободно излагать содержание дискуссии, аргументировать свою позицию в дискуссии, отстаивать собственную точку зрения.
8 (восемь) Вопрос раскрыт более чем наполовину, но без ошибок либо имеются незначительные и/или единичные ошибки, либо допущены 1-2 фактические ошибки. Продемонстрировано умение анализировать проблему, свободно излагать содержание дискуссии, но аргументация не может быть признана достаточно полной и логичной.
6 (шесть) Вопрос раскрыт частично либо допущены 3-4 фактические ошибки. Продемонстрировано умение анализировать проблему, но аргументация собственной позиции представляется неубедительной либо вообще отсутствует.
4 (четыре) Обнаруживается лишь общее представление о сущности вопроса, не продемонстрировано умение анализировать проблему, аргументировать свою позицию в дискуссии.
0 (ноль) Задание не выполнено (ответ отсутствует или вопрос не раскрыт).  

 

5) Алгоритм выставления итоговой оценки.

 

Набранная сумма баллов Экзаменационная оценка
81 – 100 5 (отлично)
66 - 80 4 (хорошо)
51 - 65 3 (удовлетворительно)
0 - 50 2 (неудовлетворительно)

 

6) Образец задания к экзамену:

 

Вариант 1

  1. Платон о формах государства

1.1. Жизненный и творческий путь Платона. Основные произведения;
2.1. Философско-методологические основы учения о формах государства;
3.1. Платон о формах государства в диалоге "Государство";
4.1. Платон о формах государства в диалоге "Законы";
5.1. Иные аспекты учения Платона о формах государства.

 

  1. Учение Канта о праве

2.1. Жизненный и творческий путь Канта. Основные произведения;
2.2. Понятие права в учении Канта;
2.3. Кант о соотношении права и морали;
2.4. Теория естественного права;
2.5. Иные аспекты учения Канта о праве.

2.2. Кадровое обеспечение учебной дисциплины

 

2.2.1. Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины

 

При определении преподавателей, допущенных к преподаванию учебной дисциплины «История правовых и политических учений», были учтены требования к квалификации и опыту преподавателей, равно как их авторитет и признание в среде ученых, круг научных интересов которых составляет философия и теория права и государства, имеющие ученую степень доктора юридических наук или кандидата юридических наук.

 

2.2.2. Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом

 

Для преподавания настоящей учебной дисциплины не требуется учебно-вспомогательный персонал.

 

2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса

 

Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса включают анкетирование студентов. Анкетирование проводится сотрудниками Учебного управления по единообразной (общей для факультета) методике.

 

2.3. Материально-техническое обеспечение

 

2.3.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий

 

Требуются стандартно оборудованные лекционные аудитории (доска, фломастеры для доски) с наличием мультимедийного оборудования.

 

 

2.3.2. Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования

 

Мультимедийное оборудование и программное обеспечение, необходимое для показа презентаций MS PowerPoint.

 

2.3.3. Требования к специализированному оборудованию

 

Специализированное оборудование для аудиторных занятий по настоящей учебной дисциплине не требуется.

 

2.3.4. Требования к специализированному программному обеспечению

 

Не требуется.

 

2.3.5. Требования к перечню и объему расходных материалов

 

Стандартные требования к перечню и объему расходных материалов.

 

2.4. Информационное обеспечение

 

2.4.1. Список обязательной литературы

 

1) Козлихин И.Ю., Поляков А.В., Тимошина Е.В. История политических и правовых учений: Учебник. СПб., 2007.

2) Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. М., 2005.

 

2.4.2. Список дополнительной литературы

 

К Теме 1

1) Кедров Б.М. О современной классификации наук. Основные тенденции в ее эволюции // Вопросы философии. 1980, № 10;

 

2) Колингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980;

 

3) Луковская Д.И. О типах понимания государства // Социальное правовое государство: вопросы теории и практики. Материалы межвузовской научно-практической конференции 21 июня 2003 года / Под ред. Д.И.Луковской. СПб., 2003;

 

4) Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979;

 

5) Миголатьев А.А. Предисловие // Антология мировой политической мысли. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. М., 1997. Т. I.

 

6) Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права // Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995.

К Теме 2

1) Бернс Б. Энциклопедия мудрецов, мистиков и магов: от Адама до Юнга / под общ. ред. А.Егазарова. М., 2003;

 

2) Васильев К.В. Древнейший и древний Китай // История Древнего Востока: От ранних государственных образований до древних империй. М., 2004;

 

3) Вигасин А.А., Самозванцев А.М. «Артхашастра»: Проблемы социальной структуры и права. М., 1984;

 

4) Елизаренкова Т.Я. «Ригведа» — великое начало индийской литературы и культуры // Ригведа: Мандалы I–IV. М., 1989;

 

5) Кычанов Е.И. Даосская правовая мысль // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. 1. М., 1999;

 

6) Лисевич И.С. Первые жизнеописания Лао-цзы // Московское востоковедение: Очерки, исследования, разработки. М., 1997;

 

7) Мальцев Г.В. Пять лекций о происхождении и ранних формах права и государства. М., 2000;

 

8) Тураев Б.А. История Древнего Востока / под ред. В.В.Струве и И.Л.Снегирева. Т. 1-2. Л., 1935;

 

9) Ударцев С.Ф. Конфуций о праве, государственном управлении и правовом воспитании (из истории политической и правовой мысли) // Синергетика образования: Межвуз. сб. Вып. 5. М.; Ростов/Д., 2005;

 

10) Чанышев А.Н. Философия Древнего мира (история философии). М., 2003;

 

11) Швейцер А. Мировоззрение индийских мыслителей: Мистика и этика. М., 2002;

 

12) Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. СПб., 2000;

 

13) Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991;

К Теме 3

1) Волкова С.В. О правовом положении женщин в Афинском полисе: (Женщины в «идеальном» государстве и в реальной жизни) // Правоведение. 1996. № 2;

 

2) Рассел Б. История западной философии. М., 1959;

 

3) Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967;

 

К Теме 4

1) Батиев Л.В. Учение Цицерона о естественном законе и праве // Северо Кавказский вестник. №3, Ростов-на-Дону, 2004;

 

2) Вехов С. Сочинение Цицерона "О государстве". СПб., 1882;

 

3) Виппер Р.Ю. Очерки истории Римской империи (окончание). Рим и раннее христианство. Избр. соч. В 2-х т. Т. 2. Ростов/Д., 1995;

 

4) Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство. М., 1964;

 

5) Герье В. Блаженный Августин. М., 1910;

 

6) Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. СПб., 1899;

 

7) Говоров С. Моральная философия стоиков в отношении к христианству // Вера и Разум. 1988. № 1, 2, 5, 6, 7;

 

8) Иеринг Р. Дух римского права. Т.1. СПб., 1875;

 

9) Кубланов М.М. Возникновение христианства: Эпоха. Идеи. Искания. М., 1974;

 

10) Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика I-II вв. н.э. М., 1979;

 

11) Лурье С.Я. История античной общественной мысли. М.; Л., 1929;

 

12) Майоров Г.Г. Формирование образца: Аврелий Августин // Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. М., 1979;

 

13) Моммзен Т. История Рима. Т. II. М., 1937;

 

14) Покровский И.А. История римского права. Пг., 1918;

 

15) Пфлейдерер О. Подготовка христианства в греческой философии. СПб., 1908;

 

К Теме 5

1) Бессмертный Ю. Л. Феодальная революция X–XI вв. //



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: