Глава II. Взаимосвязь технологий социально-культурной деятельности и PR




2.1 Характеристика современной социально-культурной деятельности и особенности её технологии

 

Социально-культурная деятельность занимает одно из ведущих мест в практической деятельности учреждений культуры. Понятие «социально-культурная деятельность» складывается из двух понятий: социальная деятельность и культурная деятельность.

Социально-культурная деятельность – это деятельность, направленная на создание условий, которые помогли бы каждому человеку в различные возрастные периоды его жизни успешно проходить процессы социализации и социальной адаптации.

Социализация – процесс освоения личностью различных социальных ролей и усвоения его нравственных норм, правил поведения, обычаев и традиций данного общества.

Социальная адаптация – процесс приспособления индивида к изменяющимся условиям жизни.

Культурная деятельность – деятельность по выявлению, сохранению, распространению, освоению и созданию культурных ценностей. Это нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведении, языки, диалекты, говоры, обряды, фольклор, художественные промыслы, здания, предметы, имеющие историко-культурную значимость.

Сферы культурной деятельности:

- выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

- эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в сфере культуры;

- занятия творчеством: музыкой, хореографией, театром, изобразительным искусством, декоративно-прикладным творчеством.

Таким образом, социально-культурная деятельность – это процесс реализации социальной активности человека или группы людей через выявление, сохранение и создание культурных ценностей путем занятия различными видами творчества, а также деятельность, направленная на саморазвитие, самореализацию и самосознание личности.

Функции социально-культурной деятельности:

- развивающая (направлена на приобретение знаний в различных отраслях науки, культуры и искусства);

- творческая (направлена на реализацию творческих способностей человека);

- рекреационная (направлена на восстановление физических сил человека и корректировку его психологического состояния)

Социокультурная ситуация в современной России.

Сейчас впервые российская интеллигенция – научная и творческая – обрела подлинную свободу творчества политическую независимость, гарантируемые Конституцией страны.

Однако благодатная идеологическая атмосфера переплетается с «утечкой мозгов», нищетой творческой и научной интеллигенции, коммерциализацией культуры.

Поэтому происходит пересмотр отношения к отечественной истории, в том числе к истории отечественной культуры.

Принципиально иные отношения складываются между между государственными структурами культуры и религией – исчезает противопоставление материалистического и идеалистического взглядов на человека, противостояние искусства и религии. Все сферы материальной и духовной жизни общества охватывают рыночные отношения.

С одной стороны, это расширение экономической свободы и сферы культурного предпринимательства, появление новых форм досуга, расширение дополнительных платных услуг населению с ориентацией на индивидуальные запросы, развитие спонсорства и меценатства.

Реализация федеральной программы «Культура России» (2001-2005 г.г.) способствует более широкому доступу населения к произведениям отечественной и мировой культуры, позволяет сохранить историко-культурное наследие народов Российской Федерации, поддерживать высокий престиж российской культуры за рубежом. Один из приоритетов программы – поддержка талантливой молодежи.

С другой стороны, образовался мощный слой маргиналов среди жителей сельских регионов России ввиду неблагополучного социально-экономического положения сельскохозяйственных производств. Поэтому происходит резкое сокращение предоставления услуг сельским учреждениям культуры (нет платежеспособного спроса). Происходит экспансия продукции западной, американской культуры, как правило, далеко не высокого уровня. Происходит передача значительной части площадей учреждений культуры под коммерческие структуры, снижаются возможности для занятий в коллективах художественной самодеятельности. Органы управления культурой на всех уровнях потеряли большое число опытных кадров, ушедших в более оплачиваемые коммерческие структуры.

Вместе с тем, для современной соиокультурной ситуации характерно углубление процесса культурной дифференциации, появление множества субкультур.

Главные особенности социокультрной ситуации в сегодняшнее время – демократизация государственного культурой, курс на адаптацию её к рыночным условиям, сохранение национальных культурных ценностей.

Структура органов управления культурой.

В Российской Федерации в настоящее время действуют 3 уровня власти: федеральная, региональная и местная.

До последнего времени единым органом, руководящим отраслью культуры на федеральном уровне, является Министерство культуры Российской Федерации.

Его задачи: определение путей и направлений развития российской культуры; координирование федеральной программы «Культура России»: решение кадровых вопросов по руководящему составу учреждений, обеспечение финансирования их деятельности, выплата заработной платы, ремонт, закупка оборудования и т.п.

Такие же функции выполняют для региональных и муниципальных учреждений культуры органы управления культурой регионального и муниципального уровня.

По стране нет единообразия в структуре и названиях этих органов: Министерство культуры Московской области, комитет по культуре города Москвы, а также в ряде регионов – Департамент культуры, Управления культуры.

На муниципальном уровне орган управления культурой – Отдел культуры администрации города или района.

Руководители органов управления культурой назначаются вышестоящими руководителями: на федеральном уровне – Президентом, на региональном – Губернатором, на муниципальном – Главой муниципального образования.

Проблемы текущего финансирования полностью лежат на учредителе, а никак не на федеральных ведомствах.

Однако Федеральная целевая программа «Культура России» старается охватить как можно большее число субъектов Российской Федерации и учреждений культуры.

С 2004 года новый трехуровневый принцип формирования федеральной власти: министерства, службы по надзору и федеральные агентства. За каждым уровнем власти закрепляется собственный круг вопросов.

Технологии социально-культурной деятельности.

Технология – совокупность наук, сведений о способах переработки того или иного сырья в готовое изделие. С точки зрения социально-культурной деятельности, технология – это система методов решения социальных проблем, направленных на формирование:

- условий жизни и развития общества;

- общественных отношений;

- социальных структур (целью которых является обеспечение потребностей человека и создание условий для реализации его потенциальных способностей и интересов с учетом установленной обществом системы ценностей).

Социальные технологии направлены на:

1) выявление механизмов и процессов, целью которых является гуманизация действительности;

2) обеспечение постоянной и полноценной адаптации человека в обществе.

Виды социальных технологий:

1) социально-экономические;

2) организационно-распорядительные;

3) медико-социальные;

4) психолого-педагогические;

5) социально-культурные (система методов, организующих и направляющих практическую деятельность работников культуры. Направлены на: формирование и распространение культурных ценностей; выявление и сохранение культурных ценностей; освоение культурных ценностей; организацию досуга).

Социально-культурная деятельность на современном этапе достигла того уровня, когда всё явственнее проявляются её возможности в активизации человеческого фактора. Недооценка изучения и исследования технологий может оказать отрицательное влияние на успешность деятельности учреждения культуры. Поэтому для того, чтобы успешно осуществлять воспитательные задачи, необходимо знать технологию и механизмы воздействия социально-культурной деятельности на человека. Таким образом, на сегодняшний день, технология определяет облик каждого учреждения культуры и эффективность его функционирования.


Заключение

С помощью мнений и аргументов современных авторов учебных пособий для студентов, можно дать оценку возможности применения технологий связей с общественностью в социально-культурной деятельности.

Несмотря на такие сложности, как то, что некоммерческий пиар является наименее развитым по сравнению с другими, например, бизнес и политическим в современной России, и то, что сложно совместить качественное достижение задач пиара и социально-культурной деятельности из-за разных способов достижения, применение в культурно-досуговой деятельности современных технологий связей с общественностью.

Для этого необходимо ставить на первое место цели социально-культурной деятельности, их духовную насыщенность и необходимость. Но также не обойтись без учета обязательных принципов разработки пиар-проектов.

Если грамотно разработать пиар-акцию культурно-досугового учреждения, она будет работать на цели культуры. Главное – найти компромисс.

Современные технологии необходимы в культурно-досуговой деятельности, чтобы она оставалась на плаву, была в течении жизни, оставалась интересна как людям среднего возраста, так и молодежи, и, самое главное, чтобы сохранить значимость культуры. Ведь все стареет со временем и необходимо приобщение современных людей к культуре, чтобы сохранить ее, чтобы ее развивать.

Выводы:

- теоретическое исследование дало возможность изучить различные определения пиара, понять его сущность и необходимость, а также определить его функции, цели, содержание, плюсы и минусы этики;

- Опираясь на научный опыт учебных пособий и словарей, можно дать наиболее подходящее определение социально-культурной деятельности, ее технологии, определить социокультурную ситуацию в современной России;

- Анализ нескольких учебных пособий разной направленности позволил выявить основную направленность и роль пиара в социально-культурной деятельности и как итог проведенной работы разработать пиар-акцию культурно-досугового учреждения.


Список литературы

1. Апфельбаум С., Игнатьева Е. Связи с общественностью в сфере исполнительских искусств. – М.: Классика-XXI, 2003.

2. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации: Учеб. Пособие. СПб.: Роза мира, 2005.

3. Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. – Спб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001.

4. Шекова Е.А. Маркетинг в России и за рубежом. № 3, 2007.

5. Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под. науч. ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. М.: МГУК, 1998.

6. Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа. Учебник для училищ и колледжей культуры /Под. общ. ред. Н.П. Гончаровой. Москва-Тверь, 2004.

7. Реклама и связи с общественностью: Учеб. Пособие / Отв.ред. А.Д. Кривоносов, М.А. Шишкина. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2004.

8. Толковый словарь русского языка: в 4-х т./ Сост. В.В. Виноградов и др.; Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Русские словари, 1994.

9. Социальная энциклопедия./ Редкол..: А.П. Горкин и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2000

10. Словарь-справочник по рекламе, связям с общественностью, средствам массовой информации./ автор-составитель А.А. Чесанов. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 1998



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: