Вуз как самоуправляемая педагогическая система и объект управления. Основные цели и задачи управления вузом




Управление в учреждении высшего образования представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса, направленное на его развитие и повышение его эффективности, на достижение оптимального результата. Субъектами управления в учреждении высшего образования выступают руководитель (ректор, начальник), проректоры, руководители других структурных подразделений (деканы, зав. кафедрами и др.), преподаватели, студенты и др. Объектами управления в учреждении образования являются знания, умения, навыки, отношения, свойства и качества, профессиональные компетенции обучающихся и обучающих.

Структура педагогического менеджмента в учреждении высшего образования включает следующие уровни: управление деятельностью педагогического коллектива вуза; управление деятельностью отдельных преподавателей и работников вуза; управление деятельностью студентов.

Управление в учреждении образования можно рассматривать как информационный процесс. В этом случае технология управления учреждением образования состоит из трех основных этапов: сбор информации о состоянии управляемого объекта, ее переработка и выдача командной информации (управленческого решения) управляемой системе (рис. 2) (по Ю. А. Конаржевскому).

 

Рис. 2. Управление учреждением образования как информационный процесс

 

Согласно схеме (рис. 2), процесс управления учреждением образования происходит следующим образом. Управляющая система (1) в ходе своей деятельности получает определенную информацию (6) о состоянии управляемой системы (2) и о качестве процессов, происходящих в ней. Эта информация воспринимается, анализируется (перерабатывается) управляющей системой (1). Затем на основе результатов анализа информации (6), информации о состоянии внешней среды (3), а также с учетом инструкций (командной информации) (4), поступивших из вышестоящих органов управления образованием, управляющая система (1) вырабатывает и принимает управленческое решение (командную информацию) (5), направленное на упорядочение состояния

управляемой системы (2) или на перевод ее в новое более качественное состояние. Управленческое решение (5) попадает в управляемую систему (2). Данный цикл управления завершился.

Таким образом, процесс управления учреждением образования осуществляется на основе переработки информации и носит циклический характер. По утверждению Ю. А. Конаржевского, любое нарушение вышеописанной схемы хотя бы в одном из звеньев приводит к тому, что процессы, протекающие в управляемой системе, становятся неуправляемыми и малоэффективными.

Управление в учреждении образования реализуется как цепь последовательных, взаимосвязанных действий, или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, мотивации, организации, контроля, регулирования и корригирования (В. Г. Афанасьев, Ю. А. Конаржевский, Р. Х. Шакурови другие). При этом применяются четыре группы методов: организационно-административные методы;методы экономического стимулирования; методы психолого-педагогического воздействия; методы общественного воздействия (Н.В. Кухарев, В. П. Симонов и другие).

Организационно-административные методы основываются на прямом воздействии на исполнителей путем применения управленческих команд. Они реализуются путем регламентирования и нормирования деятельности исполнителей, инструктирования исполнителей в форме указаний, распоряжений, приказов, требований и т. п.,предъявляемых в письменной или устной форме, контроля их исполнения. С помощью этих методов осуществляется подбор, расстановка и воспитание кадров, разрабатываются и внедряются должностные инструкции. Недостаток этот методов, заключается в том, что нередко при этом игнорируется мнение исполнителей.

Методы экономического стимулирования зависят от экономических отношений и имеют в своей основе объективные потребности и интересы людей. Данная группа методов включает следующие элементы: оплату труда, в том числе за категории, звания, качество работы, различные системы премирования, льготы, выплаты и т. д.

Психолого-педагогические методы учитывают индивидуальные психологические особенности, педагогические возможности членов коллектива, опираются на использование различных форм коллективного и индивидуального морального поощрения. Они реализуются в форме совета, просьбы, пожелания, поощрения, благодарности, убеждения, разъяснения, беседы, требовательного распоряжения, примера (в том числе личного примера руководителя).

Н.В. Кухарев выделяет отдельную группу педагогических методов, к которым относит индивидуальную работу с кадрами, распределение обязанностей, инструктирование, регламентацию действий, координирование и регулирование деятельности коллектива, прогнозирование, моделирование процессов, действий, содержания воспитания, а также умения профессионального общения, в том числе умение разрешать конфликтные ситуации. С появлением в учреждениях образования психологической службы также широко применяются различные методики диагностики. С помощью данной группы методов осуществляется планирование социального развития коллектива, устанавливается здоровая атмосфера сотрудничества, благоприятный психологический климат в коллективе, повышается творческая активность и инициативность всех педагогических работников учебного заведения, воспитывается групповое самосознание и чувство ответственности, изучаются и формируются положительные, социально-значимые мотивы трудовой деятельности.

Методы общественного воздействия в значительной мере способствуют поддержке приоритета личности и ее интересов. Они реализуются путем широкого вовлечения педагогических работников и обучающихся учреждения образования в управление, развитие в нем демократических начал путем широкого коллективного обсуждения основных проблем педагогического процесса и способов их преодоления, путем охвата членов педагогического коллектива методической работой, развития в коллективе здоровой творческой конкуренции. Использование данных методов в значительной степени способствует формированию добросовестного отношения к труду, чувства долга и ответственности за порученное дело, воспитанию экономного и бережного отношения к различным видам собственности, развитию общественной активности педагогов и учащихся.

Главное назначение управления в учебном заведении состоит в создании и эффективном использовании условий для продуктивной, творческой и успешной деятельности педагогов, других работников, направленной на реализацию принципов, ценностей и достижение целей учебного заведения. К таким условиям относятся: достаточно полное понимание работниками ожидаемых от них результатов и сроков их достижения; заинтересованность работников в достижении намеченных результатов; наличие благоприятного морально-психологического климата в педагогическом коллективе и др.

Успешное достижение целей и задач педагогического менеджмента зависит в большой степени от управленческой культуры руководителя учреждения образования и его заместителей, а также от распределения функций управления в учреждении образования.

Управленческая культура руководителей учреждений образования является частью их профессионально-педагогической культуры. Управленческая культура руководителя учреждения образования рассматривается в педагогической литературе как мера и способ творческой самореализации личности руководителя учреждения образования в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении учреждением образования [10]. Управленческая культура руководителя учреждения образования включает ряд компонентов (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Управленческая культура руководителя учреждения образования

 

Современный руководитель учреждения образования должен также обладать качествами эффективного менеджера (рис. 4).

 

Рис.4. Качества эффективного менеджера

 

Непосредственное руководство учреждением высшего образования осуществляет его руководитель (ректор, начальник).Руководитель государственного учреждения высшего образования назначается на должность и освобождается от должности в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.Руководитель частного учреждения высшего образования назначается на должность и освобождается от должности Министром образования Республики Беларусь по представлению учредителя. Непосредственное руководство институтом без права юридического лица осуществляет его директор.Директор института без права юридического лица назначается на должность по представлению совета учреждения высшего образования и освобождается от должности руководителем учреждения высшего образования, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Основным органом самоуправления учреждения высшего образования является совет, возглавляемый его руководителем.

Основным органом самоуправления факультета является совет факультета, возглавляемый его руководителем.

В учреждении высшего образования может создаваться попечительский совет и по решению Президента Республики Беларусь могут создаваться иные органы самоуправления.

Высшее учебное заведение обладает правом самостоятельно формировать органы самоуправления, проводить подбор, прием, увольнение кадров, осуществлять образовательную, научную, финансово-хозяйственную и иную деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь и уставом высшего учебного заведения. Каждый вуз (классический университет, профильный университет (академия, консерватория), институт, высший колледж) действует на основе Устава.

Организационно-административным структурным подразделением высшего учебного заведения, обеспечивающим образовательную и научную деятельность, а также методическую работу в рамках определенного профиля (направления образования, специальностей) подготовки специалистов, является факультет. Основным структурным подразделением высшего учебного заведения, осуществляющим образовательную и научную деятельность, а также методическую работу по одной или нескольким родственным специальностям либо учебным дисциплинам, является кафедра. Кафедры могут быть общеуниверситетскими или входить в состав факультета. Структурным подразделением высшего учебного заведения, осуществляющим организацию и координацию научной, научно-технической и инновационной деятельности и управление ею, является научно-исследовательская часть (сектор, отдел). В структуру высшего учебного заведения могут входить иные структурные подразделения.

Руководство деятельностью государственного высшего учебного заведения осуществляет его руководитель (ректор, начальник). Руководитель высшего учебного заведения действует от имени высшего учебного заведения и несет персональную ответственность за его деятельность.

Высшим коллегиальным органом самоуправления высшего учебного заведения является совет высшего учебного заведения, возглавляемый руководителем высшего учебного заведения. Порядок формирования, компетенция и организация деятельности совета высшего учебного заведения определяются Положением о совете учреждения образования [5]и уставом высшего учебного заведения.

Решения совета высшего учебного заведения, не противоречащие законодательству Республики Беларусь и утвержденные руководителем высшего учебного заведения, являются обязательными для работников высшего учебного заведения и лиц, в нем обучающихся. Совет высшего учебного заведения вправе создавать иные органы самоуправления высшего учебного заведения и передавать им часть своих полномочий.

Непосредственное руководство кафедрой осуществляет заведующий (начальник) кафедрой. Он назначается на должность и освобождается от должности руководителем высшего учебного заведения. Заведующий кафедрой назначается на должность после его избрания советом высшего учебного заведения.

Руководство деятельностью факультета осуществляет декан факультета, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем высшего учебного заведения. Декан факультета назначается на должность по представлению совета высшего учебного заведения. Коллегиальным органом самоуправления факультета является совет факультета. Порядок формирования, компетенция и состав совета факультета определяются Положением о совете факультета высшего учебного заведения и уставом высшего учебного заведения. В структуру управления вузом входят также органы студенческого самоуправления.

Задание: самостоятельно охарактеризуйте обязанности и направления работы основных субъектов управления учреждением высшего образования по источникам [1], [5]: ректор, первый проректор, проректор по научной работе, проректор по учебной работе, проректор по воспитательной работе, декан (начальник факультета); заведующий (начальник) кафедрой; профессор, доцент, преподаватель (ассистент, стажер) и др.

 

Совет учреждения высшего образования определяет перспективные направления развития учреждения образования, рассматривает планы работы учреждения образования, вопросы его образовательной деятельности, обновления и развития материально-технической базы; принимает решения по вопросам организации образовательного процесса, обсуждает проекты учебно-программной документации образовательных программ, программно-планирующей документации воспитания, реализуемых учреждением образования; рассматривает вопросы формирования контингента обучающихся; принимает решения по вопросам развития сотрудничества с учреждениями образования и научными организациями; заслушивает и утверждает отчеты руководителя учреждения образования, его заместителей по основным направлениям деятельности о ходе выполнения планов работы учреждения образования, результатах образовательной, научной и хозяйственной и иных видов деятельности, а также педагогических работников о результатах стажировки; обсуждает тематику и результаты экспериментальной и инновационной деятельности в учреждении образования и другие вопросы в рамках компетенции совета. Непосредственное руководство деятельностью совета осуществляет председатель совета, которым является руководитель учреждения образования.

Попечительский совет является органом самоуправления учреждения образования. Решение о его создании принимается инициативной группой, в состав которой могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица. Решения попечительского совета носят консультативный и рекомендательный характер. Задачами деятельности попечительского совета являются: содействие учреждению образования в развитии материально-технической базы, обеспечении качества образования; разработка и реализация планов своей деятельности в интересах учреждения образования; содействие в улучшении условий труда педагогических и иных работников учреждения образования; определение направлений, форм, размеров и порядка использования средств попечительского совета, в том числе на укрепление материально-технической базы; совершенствование организации питания обучающихся; проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, социально-культурных, образовательных мероприятий; иные цели, не запрещенные законодательством; содействие в установлении и развитии международного сотрудничества в сфере образования; целевое использование средств попечительского совета.

Финансовые средства попечительского совета формируются из добровольных взносов и иных источников, не запрещенных законодательством, и используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета.

Должностные лица и коллегиальные органы управления учреждением образования реализуют в своей работе общую технологию (алгоритм) управления педагогическим процессом, которая может быть представлена следующими этапами: определение функции управления (что нужно делать); определение организационной структуры управления (кто будет делать); определение механизма управления (как и каким образом будут выполняться функции).

 

3. Функции управления вузом: анализ, целеполагание, планирование, организация



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: