Примерный перечень экзаменационных вопросов




ПРОГРАММА ЭКЗАМЕНА ПО ИСТОРИИ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА

Курс – 3

Семестр – 5

Направление – 050300 Филологическое образование, профиль Иностранный язык (французский)

Дисциплина – ДПП.Ф.02. История иностранного языка

Формой итоговой аттестации студентов по курсу «История иностранного языка» является устный экзамен в 5 семестре.

Цель экзамена: контроль сформированности у студентов компетенций в области истории французского языка.

Объекты контроля:

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- основные понятия и проблемы истории французского языка и подходы к их изучению;

- иметь четкое представление о системе и структуре языка в историческом аспекте, о тенденциях становления французского языка;

- осознавать историческую роль диалектов и их современное состояние.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

- понимать иправильно интерпретировать тенденции развития французского языка, а также отдельные языковые явления исторической фонетики, грамматики и синтаксиса.

В результате освоения дисциплины студент должен владеть:

- понятийным аппаратом дисциплины;

- навыками лингвистического анализа языковых явлений.

Итоговый контроль

В соответствии с учебной программой формой итогового контроля является экзамен, проводимый в конце пятого семестра. Экзамен проводится на французском языке в форме электронного тестирования и/или в традиционной устной форме с использованием экзаменационных билетов.

 

Форма проведения экзамена

Экзамен состоит из двух частей. Первая часть – электронное тестирование в форме закрытого текста. Тест состоит из 40 вопросов, время на выполнение теста – 40 минут. Тестирование проводится в день экзамена.

Критерии оценки:

90 % - 100 % правильных ответов – «отлично»;

70 % - 89 % правильных ответов – «хорошо»;

50 % - 69 % правильных ответов – «удовлетворительно»;

менее 50 % правильных ответов – «неудовлетворительно».

В том случае, если студента устраивает полученная отметка, она может быть зачтена в качестве экзаменационной. В случае, если отметка за тест неудовлетворительная, или студент (либо преподаватель) не согласен с результатами выполнения теста, студент приходит на второй этап экзамена, который проводится в традиционной устной форме в тот же день.

 

Структура экзамена

На подготовку к ответу отводится 40 минут.

В экзаменационные билеты включаются два теоретических и один практический вопрос. Из теоретических вопросов один более широкий - проблемный, другой – более узкий, требующий сообщения определенных сведений и фактов. Практический вопрос предусматривает анализ конкретного лексического материала.

Экзаменационные вопросы направлены на демонстрацию знаний основных этапов развития французского языка, специфики развития его фонетики, грамматики, лексики.

Содержание экзамена:

1. История французского языка как предмет. Периодизация истории языка. Французский язык как один из языков романской группы.

2. Разница между народной и классической латынью. Завоевание Галлии римлянами. Галло-романский период. Династии Меровингов и Каролингов.

3. Основные изменения в языке народа Северной Галлии в 5-8 вв. Изменения характера ударения в слове в галло-романский период. Развитие гласных и согласных в галло-романский период. Изменения в области существительных и прилагательных в галло-романский период. Аналитические тенденции в языке в галло-романский период.

4. Исторические условия развития языка в старофранцузский период 9-13 вв. Старофранцузские диалекты, классификация, особенности. Фонетические особенности развития французского языка в старофранцузский период 9-13 вв. Лексика в 9-13 вв. Литературные памятники старофранцузского периода.

5. Историческая и языковая ситуация в среднефранцузский период 14-15 вв. Изменения звукового строя в среднефранцузский период. Литературные памятники в среднефранцузский период.

6. Языковые теории 16 в. Теория языкового обогащения у поэтов «Плеяды».

7. Историческая и языковая ситуация в новофранцузский период. Эпоха классицизма 17-18 вв. Языковые теории Малерба и Вожла. Словарь Французской Академии.

8. Языковой пуризм 18 в. Особенности грамматики и лексики французскогоязыка 18-19 вв.

 

Примерный перечень экзаменационных вопросов

1. Les origines latines de la langue française. La Gaule romaine, les peuples qui y habitaient, leur langue.

2. La latinisation de la Gaule: le rôle de la langue greque, les facteurs de latinisation, le bilinguisme «latin – langues locales ».

3. Les grandes invasions germaniques, la victoire des «Barbares» et les suites de l'effondrement de l'Empire romain d'Occident. Le morcellement du latin.

4. La suprématie franque et la germanisation du roman rustique. La phonétique, la morphologie et la syntaxe, le vocabulaire.

5. L'Empire carolingien et la naissance du plus ancien français. Le concile de Tours. Les Serments de Strasbourg. Le traité de Verdun.

6. Les conséquences linguistiques de la dislocation de l'Empire de Charlemagne: la dialectalisation, la démarcation du latin au roman, la germanisation du roman.

7. L'état de la langue romane rustique: le phonétisme (consonnes et voyelles), la grammaire, l'évolution du vocabulaire (fonds gaulois et fonds gréco-latin).

8. La naissance du français (les Capétiens, le premier «roi de France», les Vikings, La langue du roi de France).

9. L'état de l'ancien français: le système phonétique (consonnes et voyelles).

10. L'état de l'ancien français: la grammaire (l'article, l'emploi du genre, la féminisation, la numération, les verbes, le participe passé, la phrase)

11. Les langues parlées en France aux 14-15.siècles.

12. La domination culturelle du latin aux 14-15.siècles: la langue de prestige, les latinismes, le phénomène de latinisation.

13. L'influence de la langue arabe aux 14-15.siècles: les chiffres arabes.

14. L'emploi du français dans les actes officiels aux 14-15 siècles.

15. Les conséquences de la guerre de Cent Ans pour la langue.

16. Le français en Angleterre et la progression du français en France aux 14-15 siècles.

17. L'état du moyen français: une langue simplifiée et une langue écrite latinisante.

18. La prépondérance de l'Italie au 16 siècle: italianismes.

19. Les guerres de religion et le Nouveau Monde au 16 siècle.

20. Le français comme langue officielle au 16 siècle: l'ordonnance de Villers-Cotterêts, l'expansion du français en France.

21. Les problèmes du français au 16 siècle: l'omniprésence des patois, la vogue des latiniseurs et écumeurs de latin, l'orthographe, les doublets, le participe passé.

22. Les premières descriptions du français au 16 siècle.

23. La progression et l'imposition du français au Grand Siècle.

24. La langue littéraire du 17e siècle. La préciosité.

25. La pureté linguistique et l'usage réel au 17e siècle.

26. L’état de la langue française au Grand Siècle.

27. Le français au siècle des Lumières: l'expansion du français en France, le français populaire, les patois.

28. Révolution française et son influence sur la langue: la guerre aux «patois», le calendrier, les poids et mesures, la toponymie et les prénoms, l'orthographe.

29. Le conservatisme et le libéralisme après la Révolution française.

30. Le français contemporain: le rôle de l'Instruction publique dans l'apprentissage du français.

31. Les changements contemporains observés: la phonétique, la grammaire et la conjugaison, la féminisation des noms de métiers et professions.

 

Критерии оценки:

Оценивание знаний, умений и навыков студентов осуществляется по пятибалльной шкале.

5 - "Отлично": теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.

4 - "Хорошо": теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.

3 - "Удовлетворительно": теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.

2- "Неудовлетворительно": теоретическое содержание курса не освоено. Необходимые практические навыки работы не сформированы, все выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к какому-либо значимому повышению качества выполнения учебных заданий.

Список рекомендуемой литературы:

Основная

1. Доза, А. История французского языка. Изд.2. М.., 2003.

2. Лалу, Р. История французского стиха (IX- XVI века). М., 2003.

 

Дополнительная

1. Бородина, М.А. Скрелина Л.М. Практикум по истории французского языка. М. Просвещение. 1985.

2. Веденина, Л.Г. Особенности французского языка. М. Просвещение. 1988.

3. Волкова, З.Н. Истоки французского литературного языка. М. Высшая школа. 1983.

4. Волкова, З.Н. История французского языка: От старофранцузского к современному французскому языку / На фр.яз. М., 1997.

5. Григорьева, Е.Я. История Франции с древнейших времен до 1789 года. СПб: ПитерПресс. 1996.

6. Помогаева, А. Д., Берлин И. С., Хрестоматия по французской литературе для учащихся 8-9 классов школ с преподаванием ряда предметов на французском языке. М., 1972.

7. Реферовская, Е.А. Формирование романских литературных языков. Л. Наука. 1980.

8. Скрелина, Л.М. Хрестоматия по истории французского языка. М. Высшая школа. 1981.

9. Скрелина, Л.М., Станова Л.А. История французского языка. М., 2001.

10. Французские общие, или философские грамматики XVIII – начала XIX века. Старинные тексты. М., 2001.

11. Шигоревская, Н.А. История французского языка. Л. Просвещение. 1974.

12. Щетинкин, В.Е. История французского языка. М. Высшая школа. 1984.

13. Щетинкин, В.Е. Практикум по истории французского языка. М.Высшая школа. 1984.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: