I. Общие положения
Концепция развития и размещения особо охраняемых природных территорий краевого значения на период до 2030 года (далее – Концепция) определяет основные направления развития системы особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) краевого значения, а также меры по повышению эффективности государственного управления в области организации, охраны и использования ООПТ.
Необходимость разработки Концепции определяется:
сохранением уникальных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, местообитаний животного и растительного мира;
внесением изменений в федеральное и краевое законодательство об ООПТ.
Концепция разработана в соответствии с положениями и законами РФ и Красноярского края. При подготовке Концепции учтены результаты реализации Схемы развития и размещения ООПТ в Красноярском крае на период до 2015 года, утвержденной постановлением Совета администрации Красноярского края от 02.11.2006 № 341-п.
II. Система ООПТ Красноярского края
Природные комплексы края включают 10 географических природных зон: от островов и побережья Ледовитого океана, до сухих степей Центральной Азии.
По состоянию на 01.01.2017 в Красноярском крае функционирует 111 ООПТ общей площадью 14,58 млн. га (6,16 %) территории региона. Около 80 % заповедного фонда края приходится на 11 федеральных ООПТ (11,59 млн. га).
96 ООПТ занимают 2,97 млн га или 1,25 % Отчего? (таблица 1). Также под охраной на территории Красноярского края находится 4 ООПТ местного значения, общей площадью 0,02 млн га или 0,00874 %. Перечень действующих ООПТ краевого и местного значения ежегодно утверждается министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края в рамках ведения государственного кадастра ООПТ краевого и местного значения.
Таблица 1
Структура ООПТ
Категория ООПТ | Количество | Размещение по районам | Всего | |
площадь, тыс. га | % | |||
Заказники | 33 района | 2 569,9 | 17,6 | |
Природный парк «Ергаки» | Ермаковский и Каратузский | 342,9 | 2,4 | |
Памятники природы | 24 района | 55,9 | 0,4 | |
Итого | 41 район | 2968,7 | 20,4 |
Под охраной в границах ООПТ находятся 99 видов животных, 210 видов растений и грибов, занесенных в Красную книгу Красноярского края. Под непосредственной защитой находятся места обитания 70 % редких животных и 42 % редких растений и грибов, находящихся под угрозой исчезновения.
Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ, Красноярский край отнесен к зонам стратегических интересов Российской Федерации. В макрорайонах Красноярского края, определенных Схемой территориального планирования предполагается осуществление крупных инвестиционных проектов, в том числе:
северный макрорайон – разработка месторождений полиметаллических руд и углеводородов, развитие цветной металлургии;
приангарский макрорайон – развитие цветной металлургии в Мотыгинско-Раздолинском промышленном узле, добыча и переработка углеводородов, создание объектов лесопромышленного производства;
южный макрорайон – формирование индустриального узла в Курагинском районе на базе железорудных месторождений, строительство железнодорожной линии Кызыл–Курагино;
западный макрорайон – ввод дополнительных энергоблоков на Березовской ГРЭС, развитие угледобычи, строительство магистральных нефтепродуктопроводов;
центральный макрорайон – развитие агропромышленного комплекса и производств глубокой переработки сырья;
восточный макрорайон – разработка месторождений медно-никелевых руд в Саянском районе, формирование промышленного узла федерального уровня.
Возрастут промышленный и сельскохозяйственный потенциалы Красноярского края. Увеличатся население и его рекреационные потребности. Сохранение природного наследия на прогнозируемый период становится одним из основополагающих факторов социально-экономического развития региона.
Угрозы сохранению ландшафтного и биологического разнообразия Красноярского края связаны с побочными аспектами экономического развития Красноярского края:
разрушение естественных местообитаний в результате добычи полезных ископаемых и размещения производств по их обогащению;
трансформация видовой и возрастной структуры лесов под воздействием промышленных заготовок древесины;
увеличение загрязнения компонентов природной среды в связи с развитием промышленности, топливно-энергетического комплекса и ростом населения;
фрагментация местообитаний в результате строительства линейных объектов инфраструктуры;
чрезмерная эксплуатация охотничьих и водных биологических ресурсов, неконтролируемый сбор пищевых и лекарственных растений, а также ухудшение продуктивности пастбищ и естественных сенокосов;
формирование новых техногенных местообитаний с уникальными экологическими свойствами и условиями для обитания редких видов.
На ООПТ возлагается и предоставление следующих востребованных обществом услуг:
содействие воспроизводству наиболее ценных возобновляемых природных ресурсов;
создание условий для развития регулируемого туризма и рекреационного использования естественных природных комплексов и объектов;
реализация эколого-просветительских программ;
проведение прикладных исследований в области естественных наук.
За последние 15 лет сформулированы следующие критерии организации государственного управления в области организации, охраны и использования ООПТ:
проекты развития системы ООПТ разрабатываются на основе рекомендаций профильных научных организаций и общественных объединений Красноярского края с учетом возможностей бюджета Красноярского края по финансированию затрат на создание и функционирование ООПТ;
для формирования гибкой и эффективной системы ООПТ необходимо предусмотреть механизмы оптимизации целей, задач, площадей, границ и режимов ООПТ.
Концепцией до 2030 года предусмотрено увеличение общей площади ООПТ с 2,97 до 3,63 млн. га (на 0,28 %.
III. Цель, задачи и принципы реализации Концепции
Целью Концепции является совершенствование природоохранной деятельности в Красноярском крае путем повышения эффективности государственного управления в области организации, охраны и использования ООПТ в интересах устойчивого развития Красноярского края, обеспечения экологической безопасности населения, охраны биологического и ландшафтного разнообразия, сохранения и рационального использования природного и культурного наследия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
формирование репрезентативной сети ООПТ с созданием новых заказников, микрозаказников, охраняемых водно-болотных угодий и памятников природы, расширением территории природного парка «Ергаки»;
обеспечение эффективной охраны природных, историко-культурных комплексов и объектов на ООПТ;
осуществление на территории ООПТ работ
по государственному экологическому мониторингу и восстановлению ресурсов редких животных и растений, занесенных в Красную книгу Красноярского края;
развитие экологического туризма и эколого-просветительской деятельности в природном парке, заказниках и памятниках природы;
участие ООПТ в формировании позитивного отношения населения к вопросам сохранения природного наследия, ландшафтного и биологического разнообразия.
Реализация Концепции основывается на следующих принципах:
приоритетность сохранения природных, историко-культурных комплексов и объектов над иными задачами ООПТ;
научная обоснованность принятия управленческих решений;
учет социально-экономических аспектов при принятии решений;
системное и комплексное решение задач в области организации и функционирования ООПТ;
открытость и доступность информации о результатах деятельности ООПТ.
Поэтапное расширение сети ООПТ с учетом перечисленных принципов позволит создать устойчивую систему природных резерватов (экологический каркас региона), компенсирующую существующие и потенциальные последствия техногенного изменения окружающей среды.
IV. Основные направления развития системы ООПТ в Красноярском крае
1. Развитие региональной сети ООПТ
В целях совершенствования сети ООПТ до 2030 года предусматривается:
разработать обосновывающую документацию и создать 31 ООПТ на общей площади 660,502 тыс. га согласно приложению к Концепции, в том числе обосновывающую документацию для объекта «Кедранский реликтовый остров» с целью присоединения территории бассейнов рек Большой и Малый Кебеж к территории природного парка «Ергаки»;
актуализировать документацию для 21 действующей ООПТ, в том числе входящих в состав водно-болотных угодий, имеющих международное значение, в целях уточнения их категорий, актуализации площадей, границ, режимов охраны и природопользования;
разработать положения об охранных зонах 52 памятников природы краевого значения и 1 природного парка краевого значения;
провести работу, направленную на включение в приложение к Концепции государственных природных заказников «Косогольско-Сережский» и «Пойма р. Сереж» в Ужурском районе;
определить очередность организации ООПТ из приложения к Концепции по степени природоохранной значимости территорий;
разработать рекомендации по созданию в Красноярском крае ООПТ местного значения на основе предложений и обоснований органов местного самоуправления;
подготовить обоснования по оптимизации системы ООПТ с учетом актуальных вопросов экономического развития, региональных задач сохранения биологического разнообразия и схем территориального планирования муниципальных образований;
сформировать перечень объектов, рекомендуемых для организации ООПТ после 2030 года.
2. Совершенствование законодательства о создании
и функционировании ООПТ
Для совершенствования нормативного правового обеспечения развития системы ООПТ планируется разработать Правительству Красноярского края предложения по продвижению инициатив о внесении поправок в законы и нормативные акты федерального уровня.
3. Совершенствование государственного управления в области организации, охраны и использования ООПТ
Реализация Концепции обеспечивается эффективным государственным управлением в области организации, охраны и использования ООПТ. В целях совершенствования государственного управления необходимо:
организовать работы по внесению сведений об ООПТ и их охранных зон в Единый государственный реестр недвижимости;
обеспечить материально-техническое оснащение государственных инспекторов в области охраны окружающей среды, в том числе форменной одеждой, обмундированием и средствами индивидуальной защиты, спецсредствами;
создать и обеспечить функционирование Арктической межрайонной специализированной инспекции по охране ООПТ (филиала КГКУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края»);
организовать взаимодействие с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области организации, охраны и использования ООПТ, и учреждениями, осуществляющими управление ООПТ соседствующих субъектов РФ, с проведением стажировок государственных инспекторов в области охраны окружающей среды, семинаров, совещаний для специалистов и руководителей.
4. Экономическое и финансовое обеспечение деятельности
ООПТ
Для устойчивого финансового обеспечения системы ООПТ необходимо:
обеспечение финансирования деятельности ООПТ, необходимого для эффективной охраны природных комплексов и объектов, в том числе материально-технического обеспечения государственных инспекторов в области охраны окружающей среды;
внедрение положительного опыта получения природными парками и заказниками собственных средств за счет оказания платных услуг;
стимулирование развития малого бизнеса в сфере организации туризма и рекреации на ООПТ.
5. Кадровая политика
Эффективное управление системой ООПТ базируется на наличии подготовленных кадров. Для повышения квалификации работников ООПТ необходимо:
регулярно проводить аттестации государственных инспекторов в области охраны окружающей среды;
внедрять специальные программы для обучающих семинаров по повышению квалификации специалистов и государственных инспекторов в области охраны окружающей среды;
организовать регулярное проведение стажировок и выездов на ООПТ Красноярского края и соседних субъектов Российской Федерации для обмена опытом среди руководителей, специалистов и государственных инспекторов в области охраны окружающей среды;
содействовать проведению на ООПТ курсовых и дипломных практик профильных образовательных организаций высшего образования для подготовки молодых специалистов в области сохранения биологического разнообразия.
6. Организация охраны природных комплексов и объектов
Осуществление эффективной охраны природных комплексов и объектов является основополагающей задачей ООПТ. Для решения этой задачи Концепцией предусмотрены:
усиление взаимодействия с надзорными органами по предотвращению нарушений законодательства Красноярского края об ООПТ;
внедрение в деятельность государственных учреждений, осуществляющих охрану ООПТ, современных средств оперативного реагирования (квадрокоптеры, спутниковые телефоны и навигаторы, фотоловушки, мотовездеходы и т.д.);
совершенствование методического обеспечения охраны природных комплексов и объектов, а также практики привлечения виновных лиц к административной и гражданско-правовой ответственности;
выделение в натуре и обозначение аншлагами границ ООПТ.
7. Регулирование использования природных ресурсов на ООПТ
Основными мерами по регулированию использования природных ресурсов ООПТ на планируемый период определены:
разработка рекомендаций по проведению рубок в лесах на ООПТ, учитывающих приоритеты сохранения и восстановления биологического и ландшафтного разнообразия;
разработка рекомендаций и реализация проектов, предусматривающих проведение комплекса биотехнических и иных мероприятий по сохранению редких видов животных и растений, восстановлению охотничьих ресурсов и их демонстрации в естественных условиях посетителям ООПТ;
поэтапное формирование реестров собственников, владельцев и пользователей земельных участков в границах ООПТ;
апробация на ООПТ современных интенсивных технологий восстановления редких и хозяйственно ценных видов животных.
В границах отдельных объектов, перспективных для организации ООПТ, включенных в Концепцию, расположены проявления и месторождения полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение для развития региона (например, Вороговские острова, Озеро Маковское, Гора Веховая, Манское займище, Кинзелюкский водопад). При организации таких ООПТ в режимах их охраны и природопользования будет предусмотрена возможность проведения отдельных видов геологических работ без ущерба для сохранности ценных природных комплексов и объектов.
8. Проведение научных исследований и государственного
экологического мониторинга
Научно-исследовательская деятельность на ООПТ проводится на основе следующих приоритетов:
мониторинг состояния популяций и изучение биологии редких видов животных и растений, а также иных видов, имеющих хозяйственную значимость;
разработка мер по охране и восстановлению природных и историко-культурных комплексов и объектов;
научное обеспечение организации экологического просвещения и познавательного туризма.
Для организации научных исследований на ООПТ, сбора и обработки информации предлагается:
организовать на плановой основе долгосрочное взаимодействие с профильными научно-исследовательскими и образовательными организациями высшего образования Красноярского края по изучению и сохранению биологического разнообразия на ООПТ;
обеспечить ежегодное представление в министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края информации о результатах государственного мониторинга охотничьих ресурсов, включающей сведения о местах обитания, миграциях и концентрациях основных объектов, охраняемых на ООПТ;
развивать практику создания геоинформационных систем и связанных с ними баз данных, полученных в ходе мониторинга природных ресурсов, для использования при принятии решений по управлению ООПТ;
продолжить издание полевых определителей животных и растений, занесенных в Красную книгу Красноярского края, для государственных инспекторов в области охраны окружающей среды и населения Красноярского края;
организовать сбор материалов для ведения Красной книги животных, растений и грибов Красноярского края, в том числе уточнение аннотированных перечней видов флоры и фауны, нуждающихся в особом внимании к их состоянию в природной среде на территории Красноярского края, с публикацией ее новой редакции до 2022 года.
9. Экологическое просвещение и работа с населением
Эколого-просветительская деятельность направлена на повышение уровня экологической культуры и формирование у населения Красноярского края понимания проблем сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, а также позитивного отношения к роли ООПТ в социально-экономическом развитии региона.
Для системной организации эколого-просветительской деятельности необходимо:
сформировать просветительские программы по охране природного наследия Красноярского края, ориентированные на различные социальные группы населения, с использованием современных методов работы;
содействовать созданию документальных фильмов о проблемах сохранения биологического и ландшафтного разнообразия Красноярского края;
расширить выпуск информационно-рекламных изданий, включая буклеты и иную полиграфическую продукцию для распространения среди населения;
развивать практику проведения детских экологических лагерей, экспедиций и экскурсий;
расширять сотрудничество с общественными организациями. Приступить к формированию групп поддержки деятельности ООПТ из местного населения.
10. Развитие познавательного туризма
Ознакомление с природными достопримечательностями Красноярского края является эффективной формой эколого-просветительской работы. Туристическая деятельность на ООПТ осуществляется с учетом целей их создания и режимов охраны. Для развития познавательного туризма предусматривается:
обеспечить ведение реестра объектов рекреационной инфраструктуры на ООПТ;
разработать правила посещения экскурсантами ООПТ с целью обеспечения безопасности людей и предотвращения ущерба природным комплексам и объектам;
обеспечить с участием инвесторов поэтапное обустройство (в том числе информационное) экологических троп, смотровых площадок и мест наблюдения за дикими животными;
наладить партнерские связи с туристическими компаниями и организациями, заинтересованными в развитии познавательного туризма.
V. Финансирование реализации Концепции
Источниками финансирования настоящей Концепции являются средства бюджета Красноярского края, а также иные средства, привлекаемые для ее реализации, в том числе гранты, благотворительные пожертвования и средства, получаемые соответствующими краевыми государственными бюджетными учреждениями от приносящей доход уставной деятельности.
Финансирование мероприятий по реализации Концепции будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Красноярского края на соответствующий год и плановый период в рамках подпрограммы «Охрана природных комплексов и объектов» государственной программы Красноярского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 512-п.
Предусматривается финансирование следующих мероприятий:
развитие сети ООПТ;
сохранение биологического и ландшафтного разнообразия;
проведение исследований, связанных с изучением, а также охраной биологического и ландшафтного разнообразия;
экологическое просвещение населения и развитие познавательного туризма;
выполнение других мероприятий в сфере развития системы ООПТ Красноярского края.
VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции
В результате решения основных задач, предусмотренных Концепцией,
к 2030 году (по сравнению с 2016 годом) будут достигнуты следующие целевые показатели соответственно:
увеличение площади ООПТ с 2,97 млн га до 3,63 млн га (увеличение на 0,28%);
количество восстановленных субпопуляций копытных животных до промысловой численности, позволяющей исключить их из Красной книги Красноярского края, – 5 субпопуляций;
сокращение количества видов животных, занесенных в Красную книгу Красноярского края с категорией 4 (неопределенные по статусу), с 54 видов в 2015 году до 0 в 2030 году;
обеспечение сохранения численности охотничьих ресурсов и водных биоресурсов на промысловом уровне;
создание охранных зон 52 памятников природы и 1 природного парка;
внесение сведений об ООПТ и их охранных зонах
в Единый государственный реестр недвижимости;
создание и обеспечение функционирования Арктической межрайонной специализированной инспекции по охране ООПТ (филиала КГКУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края»);
издание новой редакции Красной книги Красноярского края (2022 год).
Заключение
Реализация Концепции обеспечивается путем учета ее положений:
а) при разработке, обсуждении и принятии нормативных правовых актов и нормативных технических документов Красноярского края;
б) при разработке программных документов краевого уровня (стратегии, концепции, программы и др.);
в) при участии в разработке федеральных программ в области охраны окружающей среды;
г) при планировании и принятии решений об осуществлении
на территории Красноярского края экономической и иной деятельности, связанной с возможным негативным воздействием на окружающую среду.
Решение задач, предусмотренных Концепцией, осуществляется путем разработки и выполнения плана мероприятий по реализации Концепции.
Целевые показатели решения основных задач Концепции, количественные значения по их достижению определяются в основных направлениях деятельности Правительства Красноярского края, концепциях социально-экономического развития Красноярского края на соответствующие периоды, а также в федеральных и краевых программах в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Приложение
к Концепции развития
и размещения особо охраняемых природных территорий краевого значения на период до 2030 года
Перечень планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий краевого значения на период до 2030 года
№ п/п | Наименование ООПТ | Площадь, тыс. га | Муниципальное образование | Главные объекты охраны |
1. Природный парк «Ергаки» (присоединение территории бассейнов рек Большой и Малый Кебеж) | ||||
Кедранский реликтовый остров | 48,0 | Ермаковский район | сообщества черневой тайгитерритории, имеющие высокие показатели биоразнообразия. Древние, реликтовые виды растений, многие из которых находятся на грани исчезновения. Редкие и исчезающие виды птиц, млекопитающих, рептилий | |
Итого | 48,0 | |||
1. Государственные природные заказники | ||||
Государственные природные заказники для охраны водных биологических ресурсов | ||||
Вороговские острова | 36,0 | Туруханский район | местообитания осетра, стерляди, нельмы и тайменя в зоне средней тайги. Коренные еловые, пихтовые и кедровые насаждения второго и третьего класса бонитета | |
Озеро Маковское | 19,0 | Туруханский район | нерестилища, места нагула и зимовальные ямы сига-мончегора | |
Государственные комплексные природные заказники | ||||
Кавказский бор | 22,0 | Минусинский район | ленточный сосновый бор в котловине, имеющий высокое средозащитное значение. Редкие виды животных и растений. Места зимней концентрации сибирской косули | |
Канготовские протоки | 156,0 | Туруханский район | места нереста и нагула осетра, стерляди, нельмы и тайменя. Участки концентрации мигрирующих птиц на пролете | |
Канское белогорье | 30,0 | Саянский район | высокогорный комплекс Восточного Саяна с редкими животными и растениями. Рекреационная территория с озерами ледникового происхождения | |
Лугавский бор | 9,7 | Минусинский район | ленточные сосновые боры в котловине с высоким средозащитным значением. Места зимних концентраций сибирской косули и лося, путей сезонных миграций, концентраций птиц во время пролета | |
Сымский | 325,0 | Енисейский район | среднетаежные сосновые лишайниковые боры. Места концентраций лесного северного оленя | |
Итого | 597,7 | |||
2. Государственные природные микрозаказники | ||||
Гора Веховая | 1,1 | Ермаковский район | реликтовые черневые кедровники и осинники с покровом из неморальных реликтов (бруннера сибирская, щитовник мужской, кипрей горный, ветреница байкальская и др.) | |
Кедровый остров «Колупаевка» | 0,3 | Ермаковский район | реликтовые черневые кедровники с покровом из неморальных реликтов (ветреница байкальская, кандык сибирский, бруннера сибирская, щитовник мужской, многорядник Брауна и др.) | |
Григорьевский косогор | 0,2 | Ермаковский район | островной комплекс степных видов, находящийся на пределе распространения зональных степей | |
Кебежские скалы | 0,4 | Ермаковский район | комплекс ксерофильной флоры, в том числе редких видов растений | |
Марамзина | 0,4 | Ермаковский район | комплекс долинных черневых реликтовых лесов с редкими видами растений | |
Осиновские косогоры | 0,6 | Ермаковский район | места произрастания редких растений и грибов: сныти Надежды, гриба-барана и грибной капусты | |
Саркосома | 0,1 | Ермаковский район | популяция редкого гриба – саркосомы шаровидной | |
Манское займище | 0,6 | Емельяновский район, г. Дивногорск | популяция редкого, реликтового вида, известного из единичных местонахождений в Красноярском крае и Сибири – липы Нащокина | |
Жаровский | 1,0 | Курагинский район | места произрастания редких растений и грибов | |
Итого | 4,7 | |||
3. Охраняемые водно-болотные угодья | ||||
Ойское болото | 2,1 | Шушенский район | болотный комплекс р. Оя и прилегающие лесные участки Минусинской котловины. Места гнездования редких птиц. Воспроизводственный участок охотничьих ресурсов. Места произрастания сибирских орхидей | |
Итого | 2,1 | |||
4. Памятники природы | ||||
Геологические и палеонтологические | ||||
Черная сопка | 2,494 | Березовский район | природный комплекс горы Черная Сопка – палеовулкан, являющийся редким природным образованием, и прилегающая территория Торгашинского хребта | |
Трифоновский залив | 0,01 | Новоселовский район | уникальное по обилию и составу местонахождение раннекарбоновой флоры | |
Баджейские пещеры | 0,1 | Манский район | карстовые образования с колониями редких рукокрылых, представляющих значительный спелеологический интерес | |
Базаихский разрез | 0,01 | г. Красноярск | местонахождения морских отложений известняков с остатками первых скелетных организмов (трилобиты и др.) и водорослей, существовавших более 500 млн лет назад | |
Пещера Партизанская | 0,25 | Березовский район | уникальные натечные образования – сталактиты, сталагмиты, пагоды, королиты и др. | |
Гидрологические | ||||
Кинзелюкский водопад | 3,0 | Курагинский район | природная достопримечательность – второй по высоте в Азии гидрологический объект с высотой каскада 328 м (высота свободного падения воды – 90 м), представляющий значительный рекреационный интерес | |
Комаровские пороги | 1,0 | Канский район | природно-исторический и бальнеологический комплекс с большими рекреационным и познавательным потенциалами | |
Зоологические, ботанические | ||||
Сосновый бор в квартале № 1056 Енисейского участкового лесничества Енисейского лесничества | 0,8 | Енисейский район | сосновый бор, представляющий рекреационную и природоохранную ценность | |
Ойские утесы | 0,2 | Шушенский район | береговые скалы на Енисее в устье р. Оя с местами обитания черного аиста, сапсана, балобана, водяной ночницы и других редких животных | |
Синий камень | 0,1 | Шушенский район | скалы и береговая полоса р. Енисей в нижнем бьефе Майнской ГЭС с местами обитания черного аиста, балобана, водяной ночницы и других редких животных | |
Тайгишская стрелка | 0,03 | Каратузский район | 23 вида растений, внесенных в Красные книги Российской Федерации и Красноярского края | |
Устье Татарского | 0,0007 | Каратузский район | 39 видов растений, внесенных в Красные книги Российской Федерации и Красноярского края | |
Химдым | 0,007 | Каратузский район | 34 вида растений, внесенных в Красные книги Российской Федерации и Красноярского края | |
Итого | 8,002 | |||
Всего ООПТ | 660,502 |