Концепция развития и размещения особо охраняемых природных территорий краевого значения на период до 2030 года




I. Общие положения

 

Концепция развития и размещения особо охраняемых природных территорий краевого значения на период до 2030 года (далее – Концепция) определяет основные направления развития системы особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) краевого значения, а также меры по повышению эффективности государственного управления в области организации, охраны и использования ООПТ.

Необходимость разработки Концепции определяется:

сохранением уникальных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, местообитаний животного и растительного мира;

внесением изменений в федеральное и краевое законодательство об ООПТ.

Концепция разработана в соответствии с положениями и законами РФ и Красноярского края. При подготовке Концепции учтены результаты реализации Схемы развития и размещения ООПТ в Красноярском крае на период до 2015 года, утвержденной постановлением Совета администрации Красноярского края от 02.11.2006 № 341-п.

 

II. Система ООПТ Красноярского края

 

Природные комплексы края включают 10 географических природных зон: от островов и побережья Ледовитого океана, до сухих степей Центральной Азии.

По состоянию на 01.01.2017 в Красноярском крае функционирует 111 ООПТ общей площадью 14,58 млн. га (6,16 %) территории региона. Около 80 % заповедного фонда края приходится на 11 федеральных ООПТ (11,59 млн. га).

96 ООПТ занимают 2,97 млн га или 1,25 % Отчего? (таблица 1). Также под охраной на территории Красноярского края находится 4 ООПТ местного значения, общей площадью 0,02 млн га или 0,00874 %. Перечень действующих ООПТ краевого и местного значения ежегодно утверждается министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края в рамках ведения государственного кадастра ООПТ краевого и местного значения.

Таблица 1

Структура ООПТ

 

Категория ООПТ Количество Размещение по районам Всего
площадь, тыс. га %
Заказники   33 района 2 569,9 17,6
Природный парк «Ергаки»   Ермаковский и Каратузский 342,9 2,4
Памятники природы   24 района 55,9 0,4
Итого   41 район 2968,7 20,4

Под охраной в границах ООПТ находятся 99 видов животных, 210 видов растений и грибов, занесенных в Красную книгу Красноярского края. Под непосредственной защитой находятся места обитания 70 % редких животных и 42 % редких растений и грибов, находящихся под угрозой исчезновения.

Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ, Красноярский край отнесен к зонам стратегических интересов Российской Федерации. В макрорайонах Красноярского края, определенных Схемой территориального планирования предполагается осуществление крупных инвестиционных проектов, в том числе:

северный макрорайон – разработка месторождений полиметаллических руд и углеводородов, развитие цветной металлургии;

приангарский макрорайон – развитие цветной металлургии в Мотыгинско-Раздолинском промышленном узле, добыча и переработка углеводородов, создание объектов лесопромышленного производства;

южный макрорайон – формирование индустриального узла в Курагинском районе на базе железорудных месторождений, строительство железнодорожной линии Кызыл–Курагино;

западный макрорайон – ввод дополнительных энергоблоков на Березовской ГРЭС, развитие угледобычи, строительство магистральных нефтепродуктопроводов;

центральный макрорайон – развитие агропромышленного комплекса и производств глубокой переработки сырья;

восточный макрорайон – разработка месторождений медно-никелевых руд в Саянском районе, формирование промышленного узла федерального уровня.

Возрастут промышленный и сельскохозяйственный потенциалы Красноярского края. Увеличатся население и его рекреационные потребности. Сохранение природного наследия на прогнозируемый период становится одним из основополагающих факторов социально-экономического развития региона.

Угрозы сохранению ландшафтного и биологического разнообразия Красноярского края связаны с побочными аспектами экономического развития Красноярского края:

разрушение естественных местообитаний в результате добычи полезных ископаемых и размещения производств по их обогащению;

трансформация видовой и возрастной структуры лесов под воздействием промышленных заготовок древесины;

увеличение загрязнения компонентов природной среды в связи с развитием промышленности, топливно-энергетического комплекса и ростом населения;

фрагментация местообитаний в результате строительства линейных объектов инфраструктуры;

чрезмерная эксплуатация охотничьих и водных биологических ресурсов, неконтролируемый сбор пищевых и лекарственных растений, а также ухудшение продуктивности пастбищ и естественных сенокосов;

формирование новых техногенных местообитаний с уникальными экологическими свойствами и условиями для обитания редких видов.

На ООПТ возлагается и предоставление следующих востребованных обществом услуг:

содействие воспроизводству наиболее ценных возобновляемых природных ресурсов;

создание условий для развития регулируемого туризма и рекреационного использования естественных природных комплексов и объектов;

реализация эколого-просветительских программ;

проведение прикладных исследований в области естественных наук.

За последние 15 лет сформулированы следующие критерии организации государственного управления в области организации, охраны и использования ООПТ:

проекты развития системы ООПТ разрабатываются на основе рекомендаций профильных научных организаций и общественных объединений Красноярского края с учетом возможностей бюджета Красноярского края по финансированию затрат на создание и функционирование ООПТ;

для формирования гибкой и эффективной системы ООПТ необходимо предусмотреть механизмы оптимизации целей, задач, площадей, границ и режимов ООПТ.

Концепцией до 2030 года предусмотрено увеличение общей площади ООПТ с 2,97 до 3,63 млн. га (на 0,28 %.

 

III. Цель, задачи и принципы реализации Концепции

 

Целью Концепции является совершенствование природоохранной деятельности в Красноярском крае путем повышения эффективности государственного управления в области организации, охраны и использования ООПТ в интересах устойчивого развития Красноярского края, обеспечения экологической безопасности населения, охраны биологического и ландшафтного разнообразия, сохранения и рационального использования природного и культурного наследия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

формирование репрезентативной сети ООПТ с созданием новых заказников, микрозаказников, охраняемых водно-болотных угодий и памятников природы, расширением территории природного парка «Ергаки»;

обеспечение эффективной охраны природных, историко-культурных комплексов и объектов на ООПТ;

осуществление на территории ООПТ работ
по государственному экологическому мониторингу и восстановлению ресурсов редких животных и растений, занесенных в Красную книгу Красноярского края;

развитие экологического туризма и эколого-просветительской деятельности в природном парке, заказниках и памятниках природы;

участие ООПТ в формировании позитивного отношения населения к вопросам сохранения природного наследия, ландшафтного и биологического разнообразия.

Реализация Концепции основывается на следующих принципах:

приоритетность сохранения природных, историко-культурных комплексов и объектов над иными задачами ООПТ;

научная обоснованность принятия управленческих решений;

учет социально-экономических аспектов при принятии решений;

системное и комплексное решение задач в области организации и функционирования ООПТ;

открытость и доступность информации о результатах деятельности ООПТ.

Поэтапное расширение сети ООПТ с учетом перечисленных принципов позволит создать устойчивую систему природных резерватов (экологический каркас региона), компенсирующую существующие и потенциальные последствия техногенного изменения окружающей среды.

 

IV. Основные направления развития системы ООПТ в Красноярском крае

 

1. Развитие региональной сети ООПТ

 

В целях совершенствования сети ООПТ до 2030 года предусматривается:

разработать обосновывающую документацию и создать 31 ООПТ на общей площади 660,502 тыс. га согласно приложению к Концепции, в том числе обосновывающую документацию для объекта «Кедранский реликтовый остров» с целью присоединения территории бассейнов рек Большой и Малый Кебеж к территории природного парка «Ергаки»;

актуализировать документацию для 21 действующей ООПТ, в том числе входящих в состав водно-болотных угодий, имеющих международное значение, в целях уточнения их категорий, актуализации площадей, границ, режимов охраны и природопользования;

разработать положения об охранных зонах 52 памятников природы краевого значения и 1 природного парка краевого значения;

провести работу, направленную на включение в приложение к Концепции государственных природных заказников «Косогольско-Сережский» и «Пойма р. Сереж» в Ужурском районе;

определить очередность организации ООПТ из приложения к Концепции по степени природоохранной значимости территорий;

разработать рекомендации по созданию в Красноярском крае ООПТ местного значения на основе предложений и обоснований органов местного самоуправления;

подготовить обоснования по оптимизации системы ООПТ с учетом актуальных вопросов экономического развития, региональных задач сохранения биологического разнообразия и схем территориального планирования муниципальных образований;

сформировать перечень объектов, рекомендуемых для организации ООПТ после 2030 года.

 

2. Совершенствование законодательства о создании
и функционировании ООПТ

 

Для совершенствования нормативного правового обеспечения развития системы ООПТ планируется разработать Правительству Красноярского края предложения по продвижению инициатив о внесении поправок в законы и нормативные акты федерального уровня.

 

3. Совершенствование государственного управления в области организации, охраны и использования ООПТ

 

Реализация Концепции обеспечивается эффективным государственным управлением в области организации, охраны и использования ООПТ. В целях совершенствования государственного управления необходимо:

организовать работы по внесению сведений об ООПТ и их охранных зон в Единый государственный реестр недвижимости;

обеспечить материально-техническое оснащение государственных инспекторов в области охраны окружающей среды, в том числе форменной одеждой, обмундированием и средствами индивидуальной защиты, спецсредствами;

создать и обеспечить функционирование Арктической межрайонной специализированной инспекции по охране ООПТ (филиала КГКУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края»);

организовать взаимодействие с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области организации, охраны и использования ООПТ, и учреждениями, осуществляющими управление ООПТ соседствующих субъектов РФ, с проведением стажировок государственных инспекторов в области охраны окружающей среды, семинаров, совещаний для специалистов и руководителей.

 

4. Экономическое и финансовое обеспечение деятельности
ООПТ

 

Для устойчивого финансового обеспечения системы ООПТ необходимо:

обеспечение финансирования деятельности ООПТ, необходимого для эффективной охраны природных комплексов и объектов, в том числе материально-технического обеспечения государственных инспекторов в области охраны окружающей среды;

внедрение положительного опыта получения природными парками и заказниками собственных средств за счет оказания платных услуг;

стимулирование развития малого бизнеса в сфере организации туризма и рекреации на ООПТ.

 

5. Кадровая политика

 

Эффективное управление системой ООПТ базируется на наличии подготовленных кадров. Для повышения квалификации работников ООПТ необходимо:

регулярно проводить аттестации государственных инспекторов в области охраны окружающей среды;

внедрять специальные программы для обучающих семинаров по повышению квалификации специалистов и государственных инспекторов в области охраны окружающей среды;

организовать регулярное проведение стажировок и выездов на ООПТ Красноярского края и соседних субъектов Российской Федерации для обмена опытом среди руководителей, специалистов и государственных инспекторов в области охраны окружающей среды;

содействовать проведению на ООПТ курсовых и дипломных практик профильных образовательных организаций высшего образования для подготовки молодых специалистов в области сохранения биологического разнообразия.

 

6. Организация охраны природных комплексов и объектов

 

Осуществление эффективной охраны природных комплексов и объектов является основополагающей задачей ООПТ. Для решения этой задачи Концепцией предусмотрены:

усиление взаимодействия с надзорными органами по предотвращению нарушений законодательства Красноярского края об ООПТ;

внедрение в деятельность государственных учреждений, осуществляющих охрану ООПТ, современных средств оперативного реагирования (квадрокоптеры, спутниковые телефоны и навигаторы, фотоловушки, мотовездеходы и т.д.);

совершенствование методического обеспечения охраны природных комплексов и объектов, а также практики привлечения виновных лиц к административной и гражданско-правовой ответственности;

выделение в натуре и обозначение аншлагами границ ООПТ.

 

7. Регулирование использования природных ресурсов на ООПТ

 

Основными мерами по регулированию использования природных ресурсов ООПТ на планируемый период определены:

разработка рекомендаций по проведению рубок в лесах на ООПТ, учитывающих приоритеты сохранения и восстановления биологического и ландшафтного разнообразия;

разработка рекомендаций и реализация проектов, предусматривающих проведение комплекса биотехнических и иных мероприятий по сохранению редких видов животных и растений, восстановлению охотничьих ресурсов и их демонстрации в естественных условиях посетителям ООПТ;

поэтапное формирование реестров собственников, владельцев и пользователей земельных участков в границах ООПТ;

апробация на ООПТ современных интенсивных технологий восстановления редких и хозяйственно ценных видов животных.

В границах отдельных объектов, перспективных для организации ООПТ, включенных в Концепцию, расположены проявления и месторождения полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение для развития региона (например, Вороговские острова, Озеро Маковское, Гора Веховая, Манское займище, Кинзелюкский водопад). При организации таких ООПТ в режимах их охраны и природопользования будет предусмотрена возможность проведения отдельных видов геологических работ без ущерба для сохранности ценных природных комплексов и объектов.

 

8. Проведение научных исследований и государственного
экологического мониторинга

 

Научно-исследовательская деятельность на ООПТ проводится на основе следующих приоритетов:

мониторинг состояния популяций и изучение биологии редких видов животных и растений, а также иных видов, имеющих хозяйственную значимость;

разработка мер по охране и восстановлению природных и историко-культурных комплексов и объектов;

научное обеспечение организации экологического просвещения и познавательного туризма.

Для организации научных исследований на ООПТ, сбора и обработки информации предлагается:

организовать на плановой основе долгосрочное взаимодействие с профильными научно-исследовательскими и образовательными организациями высшего образования Красноярского края по изучению и сохранению биологического разнообразия на ООПТ;

обеспечить ежегодное представление в министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края информации о результатах государственного мониторинга охотничьих ресурсов, включающей сведения о местах обитания, миграциях и концентрациях основных объектов, охраняемых на ООПТ;

развивать практику создания геоинформационных систем и связанных с ними баз данных, полученных в ходе мониторинга природных ресурсов, для использования при принятии решений по управлению ООПТ;

продолжить издание полевых определителей животных и растений, занесенных в Красную книгу Красноярского края, для государственных инспекторов в области охраны окружающей среды и населения Красноярского края;

организовать сбор материалов для ведения Красной книги животных, растений и грибов Красноярского края, в том числе уточнение аннотированных перечней видов флоры и фауны, нуждающихся в особом внимании к их состоянию в природной среде на территории Красноярского края, с публикацией ее новой редакции до 2022 года.

 

9. Экологическое просвещение и работа с населением

 

Эколого-просветительская деятельность направлена на повышение уровня экологической культуры и формирование у населения Красноярского края понимания проблем сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, а также позитивного отношения к роли ООПТ в социально-экономическом развитии региона.

Для системной организации эколого-просветительской деятельности необходимо:

сформировать просветительские программы по охране природного наследия Красноярского края, ориентированные на различные социальные группы населения, с использованием современных методов работы;

содействовать созданию документальных фильмов о проблемах сохранения биологического и ландшафтного разнообразия Красноярского края;

расширить выпуск информационно-рекламных изданий, включая буклеты и иную полиграфическую продукцию для распространения среди населения;

развивать практику проведения детских экологических лагерей, экспедиций и экскурсий;

расширять сотрудничество с общественными организациями. Приступить к формированию групп поддержки деятельности ООПТ из местного населения.

 

10. Развитие познавательного туризма

 

Ознакомление с природными достопримечательностями Красноярского края является эффективной формой эколого-просветительской работы. Туристическая деятельность на ООПТ осуществляется с учетом целей их создания и режимов охраны. Для развития познавательного туризма предусматривается:

обеспечить ведение реестра объектов рекреационной инфраструктуры на ООПТ;

разработать правила посещения экскурсантами ООПТ с целью обеспечения безопасности людей и предотвращения ущерба природным комплексам и объектам;

обеспечить с участием инвесторов поэтапное обустройство (в том числе информационное) экологических троп, смотровых площадок и мест наблюдения за дикими животными;

наладить партнерские связи с туристическими компаниями и организациями, заинтересованными в развитии познавательного туризма.

 

V. Финансирование реализации Концепции

 

Источниками финансирования настоящей Концепции являются средства бюджета Красноярского края, а также иные средства, привлекаемые для ее реализации, в том числе гранты, благотворительные пожертвования и средства, получаемые соответствующими краевыми государственными бюджетными учреждениями от приносящей доход уставной деятельности.

Финансирование мероприятий по реализации Концепции будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Красноярского края на соответствующий год и плановый период в рамках подпрограммы «Охрана природных комплексов и объектов» государственной программы Красноярского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 512-п.

Предусматривается финансирование следующих мероприятий:

развитие сети ООПТ;

сохранение биологического и ландшафтного разнообразия;

проведение исследований, связанных с изучением, а также охраной биологического и ландшафтного разнообразия;

экологическое просвещение населения и развитие познавательного туризма;

выполнение других мероприятий в сфере развития системы ООПТ Красноярского края.

 

VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции

В результате решения основных задач, предусмотренных Концепцией,
к 2030 году (по сравнению с 2016 годом) будут достигнуты следующие целевые показатели соответственно:

увеличение площади ООПТ с 2,97 млн га до 3,63 млн га (увеличение на 0,28%);

количество восстановленных субпопуляций копытных животных до промысловой численности, позволяющей исключить их из Красной книги Красноярского края, – 5 субпопуляций;

сокращение количества видов животных, занесенных в Красную книгу Красноярского края с категорией 4 (неопределенные по статусу), с 54 видов в 2015 году до 0 в 2030 году;

обеспечение сохранения численности охотничьих ресурсов и водных биоресурсов на промысловом уровне;

создание охранных зон 52 памятников природы и 1 природного парка;

внесение сведений об ООПТ и их охранных зонах
в Единый государственный реестр недвижимости;

создание и обеспечение функционирования Арктической межрайонной специализированной инспекции по охране ООПТ (филиала КГКУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края»);

издание новой редакции Красной книги Красноярского края (2022 год).

 

Заключение

 

Реализация Концепции обеспечивается путем учета ее положений:

а) при разработке, обсуждении и принятии нормативных правовых актов и нормативных технических документов Красноярского края;

б) при разработке программных документов краевого уровня (стратегии, концепции, программы и др.);

в) при участии в разработке федеральных программ в области охраны окружающей среды;

г) при планировании и принятии решений об осуществлении
на территории Красноярского края экономической и иной деятельности, связанной с возможным негативным воздействием на окружающую среду.

Решение задач, предусмотренных Концепцией, осуществляется путем разработки и выполнения плана мероприятий по реализации Концепции.

Целевые показатели решения основных задач Концепции, количественные значения по их достижению определяются в основных направлениях деятельности Правительства Красноярского края, концепциях социально-экономического развития Красноярского края на соответствующие периоды, а также в федеральных и краевых программах в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

 


Приложение

к Концепции развития

и размещения особо охраняемых природных территорий краевого значения на период до 2030 года

Перечень планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий краевого значения на период до 2030 года

 

№ п/п Наименование ООПТ Площадь, тыс. га Муниципальное образование Главные объекты охраны
         
1. Природный парк «Ергаки» (присоединение территории бассейнов рек Большой и Малый Кебеж)
  Кедранский реликтовый остров 48,0 Ермаковский район сообщества черневой тайгитерритории, имеющие высокие показатели биоразнообразия. Древние, реликтовые виды растений, многие из которых находятся на грани исчезновения. Редкие и исчезающие виды птиц, млекопитающих, рептилий
  Итого 48,0    
1. Государственные природные заказники
Государственные природные заказники для охраны водных биологических ресурсов
  Вороговские острова 36,0 Туруханский район местообитания осетра, стерляди, нельмы и тайменя в зоне средней тайги. Коренные еловые, пихтовые и кедровые насаждения второго и третьего класса бонитета
  Озеро Маковское 19,0 Туруханский район нерестилища, места нагула и зимовальные ямы сига-мончегора
Государственные комплексные природные заказники
  Кавказский бор 22,0 Минусинский район ленточный сосновый бор в котловине, имеющий высокое средозащитное значение. Редкие виды животных и растений. Места зимней концентрации сибирской косули
  Канготовские протоки 156,0 Туруханский район места нереста и нагула осетра, стерляди, нельмы и тайменя. Участки концентрации мигрирующих птиц на пролете
  Канское белогорье 30,0 Саянский район высокогорный комплекс Восточного Саяна с редкими животными и растениями. Рекреационная территория с озерами ледникового происхождения
  Лугавский бор   9,7 Минусинский район ленточные сосновые боры в котловине с высоким средозащитным значением. Места зимних концентраций сибирской косули и лося, путей сезонных миграций, концентраций птиц во время пролета
  Сымский 325,0 Енисейский район среднетаежные сосновые лишайниковые боры. Места концентраций лесного северного оленя
  Итого 597,7    
2. Государственные природные микрозаказники
  Гора Веховая 1,1 Ермаковский район реликтовые черневые кедровники и осинники с покровом из неморальных реликтов (бруннера сибирская, щитовник мужской, кипрей горный, ветреница байкальская и др.)
  Кедровый остров «Колупаевка» 0,3 Ермаковский район реликтовые черневые кедровники с покровом из неморальных реликтов (ветреница байкальская, кандык сибирский, бруннера сибирская, щитовник мужской, многорядник Брауна и др.)
  Григорьевский косогор 0,2 Ермаковский район островной комплекс степных видов, находящийся на пределе распространения зональных степей
  Кебежские скалы 0,4 Ермаковский район комплекс ксерофильной флоры, в том числе редких видов растений
  Марамзина 0,4 Ермаковский район комплекс долинных черневых реликтовых лесов с редкими видами растений
  Осиновские косогоры 0,6 Ермаковский район места произрастания редких растений и грибов: сныти Надежды, гриба-барана и грибной капусты
  Саркосома 0,1 Ермаковский район популяция редкого гриба – саркосомы шаровидной
  Манское займище 0,6 Емельяновский район, г. Дивногорск популяция редкого, реликтового вида, известного из единичных местонахождений в Красноярском крае и Сибири – липы Нащокина
  Жаровский 1,0 Курагинский район места произрастания редких растений и грибов
  Итого 4,7    
3. Охраняемые водно-болотные угодья
  Ойское болото 2,1 Шушенский район болотный комплекс р. Оя и прилегающие лесные участки Минусинской котловины. Места гнездования редких птиц. Воспроизводственный участок охотничьих ресурсов. Места произрастания сибирских орхидей
Итого 2,1    
4. Памятники природы
Геологические и палеонтологические
  Черная сопка 2,494 Березовский район природный комплекс горы Черная Сопка – палеовулкан, являющийся редким природным образованием, и прилегающая территория Торгашинского хребта
  Трифоновский залив 0,01 Новоселовский район уникальное по обилию и составу местонахождение раннекарбоновой флоры
  Баджейские пещеры 0,1 Манский район карстовые образования с колониями редких рукокрылых, представляющих значительный спелеологический интерес
  Базаихский разрез 0,01 г. Красноярск местонахождения морских отложений известняков с остатками первых скелетных организмов (трилобиты и др.) и водорослей, существовавших более 500 млн лет назад
  Пещера Партизанская 0,25 Березовский район уникальные натечные образования – сталактиты, сталагмиты, пагоды, королиты и др.
Гидрологические
  Кинзелюкский водопад 3,0 Курагинский район природная достопримечательность – второй по высоте в Азии гидрологический объект с высотой каскада 328 м (высота свободного падения воды – 90 м), представляющий значительный рекреационный интерес
  Комаровские пороги 1,0 Канский район природно-исторический и бальнеологический комплекс с большими рекреационным и познавательным потенциалами
Зоологические, ботанические
  Сосновый бор в квартале № 1056 Енисейского участкового лесничества Енисейского лесничества 0,8 Енисейский район сосновый бор, представляющий рекреационную и природоохранную ценность
  Ойские утесы 0,2 Шушенский район береговые скалы на Енисее в устье р. Оя с местами обитания черного аиста, сапсана, балобана, водяной ночницы и других редких животных
  Синий камень 0,1 Шушенский район скалы и береговая полоса р. Енисей в нижнем бьефе Майнской ГЭС с местами обитания черного аиста, балобана, водяной ночницы и других редких животных
  Тайгишская стрелка 0,03 Каратузский район 23 вида растений, внесенных в Красные книги Российской Федерации и Красноярского края
  Устье Татарского 0,0007 Каратузский район 39 видов растений, внесенных в Красные книги Российской Федерации и Красноярского края
  Химдым 0,007 Каратузский район 34 вида растений, внесенных в Красные книги Российской Федерации и Красноярского края
Итого 8,002    
Всего ООПТ 660,502    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: