Рабочая программа дисциплины
Б2 .П2. ПРЕДДИПЛОМНАЯ
Направление подготовки
38.03.01 Экономика
Профиль подготовки
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная заочная
Принята на заседании кафедры экономики и менеджмента
(протокол № 10 от «15» июня 2016 г.)
Заведующий кафедрой
Утверждена Учебно-методическим советом
факультета экономики и управления Елабужского института КФУ
(протокол № 10 от «21» июня 2016 г.)
Устюжина О.Н.
Елабуга 2016
Наименование
Данная практика называется ««Производственная практика (преддипломная), включена в Реестр автономных дидактических компонентов Елабужского института КФУ и реализуется в рамках ОПОП Елабужского института КФУ 38.03.01 – Экономика, направленность – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» по очной и заочной формам обучения
Цели реализации
1.2.1 В результате прохождения данной практики обучающиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками в рамках формирования следующих компетенций:
- способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);
- способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
- способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4);
- способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);
- способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6);
- способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7);
- способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8);
- способностью организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-9);
- способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
- способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11);
- способностью использовать в преподавании экономических дисциплин в образовательных учреждениях различного уровня существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-12);
- способностью принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-13);
- способностью осуществлять документирование хозяйственных операций, проводить учет денежных средств, разрабатывать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации и формировать на его основе бухгалтерские проводки (ПК-14);
- способностью формировать бухгалтерские проводки по учету источников и итогам инвентаризации и финансовых обязательств организации (ПК-15);
- способностью оформлять платежные документы и формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней, страховых взносов - во внебюджетные фонды (ПК-16);
- способностью отражать на счетах бухгалтерского учета результаты хозяйственной деятельности за отчетный период, составлять формы бухгалтерской и статистической отчетности, налоговые декларации (ПК-17);
- способностью организовывать и осуществлять налоговый учет и налоговое планирование организации (ПК-18).
1.2.2 Обучающийся, прошедший данную практику, должен знать:
- нормативные правовые документы в своей деятельности;
- способы аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- способы поиска организационно-управленческих решений
- способы повышения своей квалификации и мастерства;
- социальную значимость своей будущей профессии;
- сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
- основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации;
- основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- методы сбора исходных данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
- типовые методики расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
- инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей;
- методы построения стандартных теоретических и эконометрических моделей;
- состав и структуру финансовой, бухгалтерской и иной отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств;
- источники данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях;
- источники отечественных и зарубежных источников информации;
- современные технические средства и информационные технологии;
- способы организации деятельности малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта;
- критерии социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий управленческих решений;
- программы и учебно-методические материалы, необходимые для прохождения практики.
1.2.3 Обучающийся, прошедший данную практику, должен уметь:
- формировать информационную базу для принятия управленческих решений и проведения экономического анализа деятельности организаций;
- использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- сотрудничать с коллегами, работать в коллективе;
- находить организационно-управленческие решения;
- повышать свою квалификацию и мастерство;
- соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
- получать, хранить, перерабатывать информацию, работать с компьютером как средством управления информацией, работать в глобальных компьютерных сетях;
- читать и переводить, говорить на одном из иностранных языков;
- защищать персонал и население от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- укреплять здоровье;
- анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
- рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы;
- выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами;
- осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
- выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы;
- строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты на основе описания экономических процессов и явлений;
- анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;
- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
- использовать отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные анализировать их и готовить аналитический отчет;
- использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии;
- организовывать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта;
- использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии;
- оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.
1.2.4 Обучающийся, прошедший данную практику, должен владеть навыками:
- пользования нормативно-правовой информации,
- пользования источниками бухгалтерской, финансовой информации о деятельности предприятия;
- сбора и анализа данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях;
- формулировки выводов по результатам проведенного анализа,
- обоснования на их основе управленческих решений, направленных на повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятий.
1.2.5 Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен приобрести опыт:
− самостоятельной работы по сбору и анализу данных, а также работы в сотрудничестве с работниками организации, где студент проходит практику;
− трактовки основных аналитических показателей, полученных на базе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
−аргументированной дискуссии и анализа результатов управленческих решений на финансово-хозяйственную деятельность предприятия;
− подготовки и обоснования управленческого решения, оценки его эффективности;
− составления планов и отчетов о проделанной работе.
− систематизации и обобщения информации, собранной из различных источников (отчетность предприятия, статистические отчеты, сайты региональных правительств, данные рейтинговых агентств и пр.);
− теоретического осмысления направлений развития экономики и образования, работы с инструктивным, законодательным и другим информационным материалом и применять теоретические познания в практических целях для обеспечения устойчивого развития организации разнородных сфер экономической деятельности;
− публичных выступлений, подготовки презентаций по результатам проведенных исследований об операционной и инвестиционной деятельности;
− работы в сотрудничестве с коллегами в ходе решения задач, поставленных руководителем на кафедре, предприятии;
выполнения поручений руководителя практики на предприятии, способствующего развитию профессиональных компетенций.
Место в структуре ОПОП
1.3.1 Данная практика относится к блоку Б.2 «Практики» Б2.П.2 «Производственная практика (преддипломная практика)» и проводится по очной и заочной форме) в соответствии с Учебным планом.
анализ», «Статистика», «Корпоративные финансы», «Производственная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков», «Теоретико-методические основы междисциплинарных знаний в области бухгалтерского учета, анализа и аудита».
1.3.3 Изучению данной дисциплины должно предшествовать освоение обучающимся программы дисциплин «Культура речи и деловое общение», «Иностранный язык», «Культурология», «Микроэкономика», «Социология», «Логика», «Психология», «Информатика», «Безопасность жизнедеятельности», «Производственная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков».
1.3.4 Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее для прохождения обучения по программам дисциплин «Теоретико-методические основы междисциплинарных знаний в области бухгалтерского учета, анализа и аудита».
Объем
Общий объем данной практики (трудоемкость учебной нагрузки обучающегося при освоении программы, включающая в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения) составляет 3 зачетных единиц или 108 академических часов вне зависимости от формы обучения.
2. Структура и содержание
Содержание разделов и тем
Этапы | Содержание (дидактические единицы) | Объем, академические часы | |
№ п/п | наименование | ||
Подготовитель-ный | Организационные вопросы, оформление направления на практику и | ||
Основной | |||
2.1 | Информационный (Теоретический) | Ознакомление с требованиями ФГОС к подготовке бакалавров по направлению экономика, знакомство со структурой и содержанием учебных планов по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика», взаимосвязями дисциплин учебных планов и видов деятельности. | |
2.2 | Рабочий (Исследователь-ский) | Ознакомительные встречи на предприятии, инструктаж по технике безопасности, ознакомление со структурой, сотрудниками и характером деятельности предприятия. Сбор информации о деятельности предприятия | |
2.3 | Аналитический | Анализ деятельности предприятия | |
Заключительный | Оформление реферативного отчета по практике (обзор изученного материала по ФГОС к подготовке бакалавров по направлению Экономика, информации о деятельности предприятия) |
Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств
Этапы формирования компетенций
Компетенция | Этапы формирования | ||||
код | содержание | знания | умения | навыки | опыт |
ПК-1 | способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов | методы сбора исходных данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов | формировать информационную базу для принятия управленческих решений и проведения экономического анализа деятельности | проведения экономического анализа деятельности сбора информации для управленческого решения | оформления выполненного расчета для принятия управленческого решения или отправки отчета пользователям информации (статистические органы, налоговая инспекция, администрация муниципалитета и пр.). |
ПК-2 | способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов | типовые методики расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов | анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов | определять экономические и социально-экономические показатели | расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов |
ПК-3 | способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами | инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей | выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами | проводить расчеты и собирать данные управленческого учета и отчетности в целях составления экономических планов и отчетов | необходимых для составления экономических разделов планов расчетов |
ПК-4 | способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты | методы построения стандартных теоретических и эконометрических моделей | строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты на основе описания экономических процессов и явлений | построения модели и интерпретации полученных результатов | Описания экономических явлений и процессов на уровне предприятия, хозяйствующего субъекта |
ПК-5 | способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений | - объекты и субъекты финансового анализа, его цели и задачи; - содержание основных показателей финансового анализа и методы их расчета; - методику анализа показателей финансового состояния для внутреннего управления и внешнего анализа. | ориентироваться в содержании всех форм финансовой отчетности, использовать критерии оптимизации методики расчета показателей и факторов, влияющих на них; - выявлять неиспользованные резервы укрепления финансового состояния, увеличения доходов | обобщения итогов расчетов показателей и факторов, неиспользованных резервов экономии ресурсов, повышения эффективности их использования, увеличения доходов и прибыли | выявления неиспользованных резервов укрепления финансового состояния предприятия, увеличения доходов |
ПК-6 | способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей | источники данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях | анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей | сбора и анализа данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях | использования источников данных отечественной и зарубежной статистики и оформления ссылок на них |
ПК-7 | способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет | источники отечественных и зарубежных источников информации | использовать отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные анализировать их и готовить аналитический отчет | поиска и работы с российскими и зарубежными источниками литературы | использования источников данных отечественной и зарубежной учебной, методической, периодической литературы и оформления ссылок на них |
ПК-8 | способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии | современные технические средства и информационные технологии | использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии | решения аналитических и исследовательских задач | работы за компьютером в целях решения профессиональных задач посредством MS Word, Excel, power Point и др. |
ПК-9 | способностью организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта | способы организации деятельности малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта | организовывать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта | работы в сотрудничестве с коллегами | Сотрудничества и совместного решения поставленной руководителем задачи |
ПК-10 | способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии | современные технические средства и информационные технологии | использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии | обеспечить коммуникацию посредством электронной почты, интернета и телефонной связи | Обращения с офисной техникой и электронной почтой, интерентом |
ПК-11 | способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий | критерии социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий управленческих решений | оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий | оценивать эффективность управленческих решений с позиций «цены» решения и риска | выбора оптимального управленческого решения |
ПК-12 | способностью использовать в преподавании экономических дисциплин в образовательных учреждениях различного уровня существующие программы и учебно-методические материалы | существующие программы и учебно-методические материалы | использовать в преподавании экономических дисциплин в образовательных учреждениях различного уровня существующие программы и учебно-методические материалы | проведения занятия и оценивания результатов освоения материала | подготовки лекции-презентации, оформления библиографических ссылок, обоснования оценок |
ПК-13 | способностью принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин | методы разработки программы и учебно-методических материалов, источники литературы | принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин | работы в электронных библиотечных системах | оформления разделов рабочей программы дисциплины, планирования занятия, представления лекционного материала и подготовки заданий на практические занятия |
ПК-14 | способностью осуществлять документирование хозяйственных операций, проводить учет денежных средств, разрабатывать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации и формировать на его основе бухгалтерские проводки | правила документирования хозяйственных операций; учета денежных средств | осуществлять документирование хозяйственных операций, проводить учет денежных средств, разрабатывать рабочий план счетов формировать на его основе бухгалтерские проводки | составления первичных документов по документированию хозяйственных операций, определения счетов бухгалтерского учета, описывающих хозяйственную операцию и составления проводок | составления первичных документов по документированию хозяйственных операций, определения счетов бухгалтерского учета, описывающих хозяйственную операцию и составления проводок |
ПК-15 | способностью формировать бухгалтерские проводки по учету источников и итогам инвентаризации и финансовых обязательств организации | счета по учету источников средств предприятия, правила инвентаризации | формировать бухгалтерские проводки по учету источников | оформления проводок по учету источников и итогам инвентаризации и финансовых обязательств организации | оформления проводок по учету источников и итогам инвентаризации и финансовых обязательств организации |
ПК-16 | способностью оформлять платежные документы и формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней, страховых взносов - во внебюджетные фонды | правила оформления платежных документов, величину страховых взносов во внебюджетные фонды и действующие ставки по налогам и сборам | оформлять платежные документы и формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней, страховых взносов - во внебюджетные фонды | оформления платежных документов и формирования бухгалтерских проводок по начислению и перечислению налогов и сборов и страховых взносов | оформления платежных документов и формирования бухгалтерских проводок по начислению и перечислению налогов и сборов и страховых взносов |
ПК-17 | способностью отражать на счетах бухгалтерского учета результаты хозяйственной деятельности за отчетный период, составлять формы бухгалтерской и статистической отчетности, налоговые декларации | правила отражения на счетах бухгалтерского учета результатов финансово-хозяйственной деятельности и составления отчетности | отражать на счетах бухгалтерского учета результаты хозяйственной деятельности за отчетный период, составлять формы бухгалтерской и | отражения на счетах результатов хозяйственной деятельности составления бухгалтерской отчетности | отражения на счетах результатов хозяйственной деятельности составления бухгалтерской отчетности |
ПК-18 | способностью организовывать и осуществлять налоговый учет и налоговое планирование организации | основы налогового учета и планирования | организовывать и осуществлять налоговый учет, планировать налоги организации | планирования налоговых платежей (начисление и перечисление) | расчета налогов и сборов согласно действующим ставкам налогов |