Естественный педагогический эксперимент.




Основой любого научно–педагогического исследования является педагогический эксперимент. При помощи педагогического эксперимента проверяется достоверность научных гипотез, выявляются связи и отношения между отдельными элементами педагогических систем. Основными видамипедагогического эксперимента являются, естественный и лабораторный, которые имеют много подвидов.Педагогический эксперимент – это наблюдение, но специально организованное в связи с систематическими изменениями условий проведения педагогического процесса. Требует точного определения исходных данных, конкретных условий и способов обучения или материалов, подвергаемых исследованию. Необходим также разносторонний учет результатов эксперимента.Этапами педагогического эксперимента является:. Планирование. Проведение. Интерпретация результатовПланирование включает постановку цели и задач эксперимента, выбор зависимой переменной (отклика), выбор факторов влияния и количество их уровней, необходимое число наблюдений и порядок проведения эксперимента, метод проверки полученных результатов. Организация и проведение эксперимента должны проходить в точном соответствии с намеченным планом.На этапе интерпретации происходит сбор и обработка данных.Чтобы проведение эксперимента отвечало принципам достоверности, необходимо соблюдение следующих условий: 1. оптимального числа испытуемых и количества опытов 2. надежность методик исследования 3. учета статистической значимости различийВзаимное сочетание нескольких методов позволяет повысить эффективность и качество педагогических исследований. Этому также способствует активноепроникновение в педагогику математических методов результатов эксперимента при помощи ЭВМ.

Известно, что те или иные явления могут считаться научными фактами только тогда, когда они способны неоднократно воспроизводиться в экспериментальной обстановке. Педагогический эксперимент как раз и со­здает возможность для подобного воспроизведения изу­чаемых явлений. Возможность эта является следствием намеренной организации условий. Другими словами, ха­рактерной чертой педагогического эксперимента как метода исследования является запланированное вмеша­тельство человека в изучаемое явление.

Но было бы ошибочно понимать подобное вмеша­тельство примитивно, лишь как изолированное однократ­ное воздействие на изучаемое явление. Намеренная ор­ганизация условий предусматривает его систематическое изменение на протяжении достаточно длительного пе­риода времени с одновременным установлением связей изучаемого фактора с другими явлениями. Только в этом случае можно вскрыть природу изучаемого явления, причины, обусловливающие его необходимость, установить способы управления им.

Сущность вмешательства в естественный ход педаго­гического процесса сводится, как правило, к абстраги­рованию, т. е. к искусственному вычленению какой-либо одной стороны изучаемого процесса из многообразия существующих связей. Известно, что эффективность пе­дагогического процесса зависит от многих факторов (ин­дивидуальных особенностей личности педагога, контин­гента занимающихся, методов обучения, применяемых средств, условий организации занятий и пр.). Следова­тельно, необходимо искусственно изолировать изучаемый фактор от влияния всех других величин.

Однако абстрагирование не является самоцелью. Это лишь первоначальная ступень познания явления в много­образии его связей. Последовательно изучая каждую из сторон явления, необходимо объединять и обобщать фак­тический материал, с тем, чтобы охарактеризовать явле­ние в целом.

Любой эксперимент может дать объективные резуль­таты только в том случае, если будет осуществлен тща­тельный контроль за факторами, действующими на эффективность учебно-воспитательного процесса в педа­гогическом эксперименте. Эти факторы делятся на экспе­риментальные (которые, в свою очередь, подразделяются на причинные и следственные) и сопутствующие (к кото­рым относятся уравниваемые и спонтанные).

Под экспериментальными факторами понимаются те, которые искусственно вводятся в соответствии с гипоте­зой в учебно-воспитательный процесс, и те, которые явля­ются результатом действия первых.

Проходит без нарушения естественного учебного режима. Проверяются новыеучебные планы, программы, учебники.

Тот фактор, который умышленно вводится в учебно-воспитательный процесс, называется причинным (или независимым) экспериментальным фактором (например, новый метод развития силы), а тот, который вследствие этого получает определенную величину или качество (часто не такие, какие получали ранее при исполь­зовании старого фактора),— следственным (или за­висимым) экспериментальным фактором (на­пример, более высокий уровень развития силы за более короткий период времени).

Нельзя забывать, что любые изучаемые педагогические явления органически входят в содержа­ние жизни исследуемого как личности. Искусственно изо­лировать его от динамичного взаимодействия с окружа­ющей средой, исключить влияние неконтролируемых факторов практически невозможно. В этом кроется и спе­цифика, и главная трудность любого педагогического эксперимента.

Зная все разновидности действующих в эксперименте факторов, исследователь обязан тщательно организовы­вать их воздействие, обращая особое внимание на спон­танные факторы. Контроль осуществляется как в ходе подготовки к эксперименту, так и в процессе самого экспе­римента с целью предотвратить нежелательное воздей­ствие тех или иных факторов на конечные результаты учебно-воспитательного процесса. Следует помнить, что проблема контроля в педагогическом эксперименте является очень сложной из-за действия множества факторов, не поддающихся управлению. Поэтому и разработ­ка этой проблемы в настоящее время еще далека от за­вершения.

Таким образом, в эксперименте добываются научные факты путем преднамеренного создания необходимых по задачам исследования условий, по возможности исклю­чающих побочные влияния на конечный результат, а так­же путем повторного воспроизведения изучаемого явле­ния и его измерения (оценки).

Каждый педагогический фактор должен иметь опреде­ленную характеристику. Она может включать: 1) каче­ственную оценку в виде, того или иного словесного описа­ния; 2) количественную — в виде самых разнообразных оценок (от балльных до метрических), получаемых в ре­зультате измерений; 3) статистическую — в виде пока­зателей зависимости между разными факторами, вычис­ляемых методами статистических связей.

Целесообразно стремиться к характеристикам, имею­щим несколько оценок, например количественную и ка­чественную.

Модельный эксперимент.

Модельный эксперимент характеризуется значитель­ным изменением типичных условий физического воспита­ния, что позволяет изолировать изучаемое явление от по­бочных влияний. Примером подобного эксперимента мо­гут служит исследования результативности различных отягощений для развития силы. Чтобы исключить влия­ние техники жима на результат, в эксперименте прибе­гают к выполнению жима в положении лежа.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: