Мультфильмы или откуда задержка речевого развития




Майсак Анна Борисовна

 

Просмотр телевизора и задержка развития речи у детей тесно связаны между собой. Исследования ученых говорят о том, что у детей, которые ежедневно смотрят телевизор по несколько часов, часто наблюдаются проблемы с концентрацией внимания, усидчивостью, снижение интереса к окружающему миру, задержка развития речи, их словарный запас очень скуден.

В данной статья я хочу подробнее остановиться только на речевом развитии, так как эта та проблема, с которые детки и попадают в наш детский сад.

На первый взгляд задержка речи из-за просмотра мультфильмов кажется невероятной – ведь дети постоянно слышат человеческую речь с экрана телевизора. Однако, детский мозг устроен так, что ребенок просто не может обучаться только с помощью технических устройств. (тоже касается и компьютеров, планшетов, телефонов).

Для полноценного развития малышам необходимо живое общение, когда задействуются не только органы слуха, но и чувства, ребенок может задать вопрос и тут же получить ответ. За последние годы технологии сильно изменили наш быт. Телевизор занял особое место в жизни большинства семей. Его включают сразу, как только приходят с работы и выключают перед сном. А ведь даже если сами дети не смотрят телевизор, фоновый шум мешает им понимать речь родителей или других членов семьи.

Но дело не только в постоянном шуме. Ученые считают, что телевидение отрицательно влияет на развитие речи ребенка в первую очередь потому, что просмотр телевизионных передач отвлекает родителей от общения с их детьми. Чем дольше в доме работает телевизор, тем меньше внимания мама с папой уделяют ребенку. В результате дети испытывают недостаток общения в раннем возрасте, когда оно просто необходимо для развития всех психических процессов, в первую очередь речи. В мультфильмах все действия изображены на экранах, в то время как, например, при чтении сказок ребенок постоянно слышит слова обозначающие действия, то есть глаголы. В обыденной жизни начинает заменять слова звуками: «он бдыщ!», «она бам!» и т.д.

Ребенок, лишенный прослушивания сказок, лишается не только глагольного словаря, ведь в мультфильмах редко называются окружающие героев предметы, еще реже можно услышать описания. Все выше перечисленное не только не дает возможности словарному запасу формироваться, но и делает невозможным развитие связной речи ребенка.

Однако негативное влияние телевизора на ребенка не ограничивается только задержкой развития речи. Замечено, что у детей, которые проводят много времени перед телевизором, хуже развито и воображение. Готовые истории мультфильмов не поощряют малыша фантазировать. При этом если телевизор выключить, такие дети просто не могут придумать, чем им заняться.

Значит ли все сказанное, что телевизор надо исключить из жизни ребенка раз и навсегда? Конечно же, нет. Телевизор прочно занял свое место в жизни современного человека. Но родителям стоит контролировать, сколько времени проводит ребенок перед телевизором и что он смотрит. Тем более что всегда можно найти, чем занять ребенка без помощи телевизора.

Пять правил: как смотреть мультики без вреда

Как организовать домашний кинопросмотр, чтобы он не обернулся негативными последствиями для здоровья и правильного развития малышей?

· Правило 1

Не больше одного мультика в день.

«Специалисты вообще не советуют устраивать телесеансы детям младше двух лет. Затем время пребывания ребенка перед экраном можно постепенно увеличивать, начиная примерно с 20-30 минут в день. Принято считать, что оптимальное время просмотра видео для старших дошкольников составляет порядка ЧАСА, и уж во всяком случае, недопустимо позволять малышам смотреть более одного полнометражного мультика за день. Для младших школьников продолжительность «киносеанса» может быть увеличена вдвое, но в ходе просмотра обязательно нужно устраивать как минимум один 15-минутный перерыв» - врач-офтальмолог Наталья Локшина.

· Правило 2

Важно, чтобы малышу было удобно сидеть и хорошо видно

Создайте правильные условия для просмотра.

- Не стоит смотреть телевизор в полностью затемненной комнате, поскольку при слишком резких перепадах яркости детские глазки быстро устают. Если есть возможность, смотрите мультики днем, или вечером в хорошо освещенной комнате.

- Важно посадить ребенка прямо перед экраном, на расстоянии не менее 2,5-3 метров, на диван или стул с вертикальной спинкой, служащей опорой для позвоночника.

- Не приучайте ребенка есть перед телевизором, и постарайтесь сами избегать таких перекусов. Это способствует развитию язвы желудка.

 

· Правило 3

Следите за качеством изображения.

В дозированных количествах просмотр мультфильмов, безусловно, способствует здоровому развитию ребенка. При недостатке разнообразных визуальных ощущений у ребенка может возникнуть амблиопия, то есть задержка в развитии зрительного анализатора. В этом смысле важно, чтобы изображение на экране было четким, свободным от раздражающего мерцания и других дефектов. Нельзя допускать, чтобы знакомство с кинематографом для маленьких зрителей было омрачено блеклыми красками и расплывчатыми силуэтами – обычными спутниками контрафактных DVD-дисков и видеофайлов сомнительного происхождения. Очень важно, чтобы на телевизионном экране малыши видели своих любимых персонажей яркими, живыми, несущими радость и доброту.

Специалист лаборатории психологии творчества Института психологии РАН, кандидат психологических наук Алексей МЕДЫНЦЕВ

- Понятно, что некачественное изображение отрицательно сказывается на состоянии нашей зрительной системы – из-за него попросту портится зрение. Однако если для взрослого человека результат такого ухудшения, в конечном счете, сводится к покупке очков, то для ребенка ограничение возможностей зрения негативно сказывается на всем его развитии. Давно отмечено, что дефект какого-либо одного органа чувств может не вызывать изолированного «отключения» данной функции, но приводит к целому ряду психофизиологических отклонений.

В частности, у детей с нарушениями зрения психологи отмечают заметные задержки в общем развитии. У них формируются обедненные зрительные образы, процессы обучения по сравнению с нормальными детьми замедлены, так как нарушение зрения накладывает отпечаток на формирование внимания. Плохо видящие дети обладают большей эмоциональностью и тревожностью. Все эти факторы значительно затрудняют приспособление малышей к полноценной жизни и требуют обязательного вмешательства со стороны психологов и педагогов. Одним словом, на месте родителей я не стал бы рисковать психическим развитием ребенка и давать ему смотреть фильмы или передачи, способные испортить зрение.

 

· Правило 4

Выбирайте добрые мультфильмы.

Мультфильмы положительно влияют на развитие эмоциональной сферы ребенка. Очень важно следить, какие мультики смотрит ваш ребенок: персонажи должны быть разными (озорными, непоседливыми, спокойными), но не нести агрессию, переживать не только положительные, но и отрицательные эмоции, учить дружбе, взаимопомощи и правильным поступкам.

· Правило 5

Смотрите мультики вместе с детьми, тогда вам будет, о чем поговорить

Смотрите мультфильмы вместе. Ничто так не объединяет, как совместное времяпрепровождение! Поскольку дети более активно реагируют на просмотр мультфильмов, чем взрослые, очень важно поддержать их воодушевление. Ребенку обязательно нужно иметь возможность с кем-то поделиться своими переживаниями. Во время просмотра и после поговорите с малышом о персонажах, вместе нарисуйте героев мультика или придумайте отдельную историю про героев и разыграйте её. Все это будет способствовать развитию не только речи, но и всех психических функций. Кроме того, просмотр мультфильмов вместе с ребенком дает возможность объяснить ему, «что такое хорошо и что такое плохо» на примере, понятном ему.

Понаблюдайте, как ваш ребенок реагирует на смену картинки, песни в мультфильмах, смешные и пугающие эпизоды – чтобы в следующий раз выбрать правильный фильм для семейного просмотра.

 

Если посмотреть на современных детей, то становится очевидным, что старые таблицы с нормативами развития речи, по которым ориентировались логопеды 20 лет назад, можно смело засунуть в дальний ящик шкафа. Они безнадежно устарели и, если ориентироваться на приведенные в них данные, то, наверное, каждому второму сегодняшнему ребенку можно без труда поставить этот злополучный диагноз — «задержка речевого развития». Но ведь сейчас речь малышей развивается совершенно иначе!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: