Обществознание:
«2.4 Мораль»
1) Что такое социальные нормы? Как они образуются?
Социальные нормы– правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых считается обязательным в обществе.
Социальные правила поведения людей выражаются в определенной, понятной для большинства, форме. Первоначально это были действия, которые повторяли другие, а затем такие нормы закрепились в устной и письменной речи. У каждого народа сложились свои обычаи — закрепившиеся в сознании людей правила поведения, которые передавались из поколения в поколение, превратившись в устойчивые традиции. Исследования показали, что все народы, все люди, населяющие нашу планету, весьма уникальны и не похожи друг на друга, а потому формирование правил их совместной жизни также происходило неодинаково. Например, рукопожатие как обычай приветствовать друг друга зародилось еще в период античности.
2) Какие виды социальных норм существую? Дайте характеристику каждому из них.
Экономические нормы - основаны на представлениях людей о том, как можно получить прибыль и выгодно заключить сделку, организовать дело. А потому эти правила взаимоотношений людей основаны на критерии прибыльности.
Семейные нормы - правила взаимоотношений в семье. Они могут очень различаться. В одних семьях принято вежливо и учтиво разговаривать друг с другом, помогать по хозяйству, прислушиваться к мнению родителей. В других стали нормой грубость, невнимание к детям, отсутствуют и семейные традиции.
Политические нормы - создаются на основе правил взаимоотношений людей в политике. Им следуют лидеры и члены политических партий, организаций, осуществляющих борьбу за власть либо решающих насущные проблемы страны. В конкретной организации могут создаваться свои уставы, где прописаны права и обязанности их членов. Соблюдение этих уставов строго обязательно.
|
Корпоративные нормы - правила общественных организаций для регулирования поведения тех, кто объединился с другими людьми по интересам, для решения конкретных задач. Например, общество
любителей-рыболовов организуется для совместного проведения рыбной ловли, а его члены обязаны платить взносы, посещать занятия, собрания.
С давних времен человек стремился не только удовлетворить свои самые простые потребности (в пище, одежде), но и окружить себя красивыми вещами. Так развивалось стремление к прекрасному. возникала культура одежды, быта, отношений друг с другом. И в современном мире существуют правила хорошего тона, нормы порядочности, приличия, которые нашли свое выражение в нормах этикета.
3) Откуда мы черпаем сведения о содержании социальных норм?
Давно доказано, что отступления от правил культуры поведения ведут к нарушениям отношений между людьми. Поэтому люди всегда стремились закрепить эти правила в письменной форме. Первым руководством по поведению была составленная в 1204 г. испанцем Петрусом Альфонсом «Дисциплина клерикалис». В Средние века появились многочисленные пособия, поучающие, как себя вести. Требования этикета были сложны, и в них могли разобраться только особые люди. Известная в России книга XVI в. «Домострой» учила «не красть, не лгать, не клеветать, не завидовать, не осуждать, не бражничать, не насмешничать, не помнить зла, не гневаться ни на кого».
|
4) В чем состоят особенности моральных норм? Как они взаимосвязаны с другими социальными нормами?
Все указанные социальные нормы имеют в своей основе нравственное начало и взаимосвязаны, таким образом, с нормами морали. С самых давних пор человек пытался отделить доброе от злого, хорошее от плохого. В произведениях народного творчества сопоставлялись персонажи, олицетворявшие разные системы ценностей: одни — плохой (жадный, злой, коварный), а другой — хороший (добрый, благородный). Это ленивая дочка злой мачехи и скромная трудолюбивая падчерица, коварный старший сын и добрый младший и т.д. Практически все произведения заканчивались победой добра. Таким образом, фольклор помогал воспитывать у людей потребность в хорошем поведении. Правила, регулирующие поведение людей в обществе и сформировавшиеся на основе уважаемых всеми ценностей, критерием для которых служат представления о добре и зле, и называют моральными. Не всегда и не в каждом коллективе моральные нормы одинаковы.
В области морали, в формировании новых ценностей огромную роль сыграли основоположники религий, учителя, пророки, такие как Будда, Конфуций, Иисус, Мухаммед и другие, обладавшие даром предвосхищения, предвидения. Они выдвигали свои идеи в основном в религиозной форме, предлагая новые пути решения самых сложных вопросов социальной жизни в виде моральных заповедей, проповедей, умений, манифестов, трактатов, программ. Они на многие столетия предопределили перспективы развития той или иной культуры (Иисус — христианской, Мухаммед — арабской, Конфуций — китайской), предложив собственную систему ценностей и норм, определив смысловое ядро, самобытность этих культур.
|
5) Объясните содержание таких нравственных категорий, как долг, совесть, гуманизм. Какую роль они играют во взаимоотношениях между людьми?
К нравственным категориям относятся понятия долга, совести. гуманизма. Долг — это необходимость выполнения нравственных обязательств даже в ущерб своим интересам. Человек, обладающий развитым чувством долга, отличается способностью к самопожертвованию в пользу других людей. Совесть — это способность соотнесения своих поступков с общепринятыми нормами морали. Совестливый человек никогда не сделает зла другим людям, не совершит подлый поступок. Гуманизм — это признание человека как личности и его блага высшей ценностью. На основе моральных принципов возникает любовь, дружба, т.е. те качества, которые объединяют людей.
Если каждый человек будет придерживаться общих нравственных принципов и в мыслях, и в поступках, человечество приблизиться ко всеобщей гармонии.
6) Какую роль в становлении моральных качеств личности играет воспитание?
Воспитание играет главную роль в становлении моральных качеств. Смотря в какой семье вырос человек таким он и будет. Ребенок отчасти копирует поведение своих родителей и от поведения складываются моральные принципы.
7) Какие функции выполняет мораль?
Мораль выполняет несколько функций:
v оценочную – рассмотрение поступков людей с точки зрения добра и зла. Внешняя форма выражения оценки может проявляться в одобрении или неодобрении, согласии или несогласии, похвале или порицании и т.д.;
v регулятивную – установление норм, принципов, правил поведения. В отличие от других норм мораль имеет ряд особенностей: ее правила не закреплены ни в каких документах, нет органов, осуществляющих их защиту. Выполнение норм морали в большей степени связано с внутренним убеждением человека в правильности или неправильности своих поступков;
v контрольную – контроль над выполнением норм со стороны общества (общественное осуждение) и самоконтроль со стороны личности;
v воспитательную – формирование устойчивых моральных принципов личности. Морально – нравственное воспитание основывается на опыте предшествующих поколений, вбирая в себя из него все лучшее;
v интегрирующую – поддержание целостности духовного мира человека, морально-нравственной основы всего общества.
8 ) Охарактеризуйте принципы морали. Приведите примеры их проявления.
Принципами морали являются:
v гуманизм – признание человека как личность и его блага, прав и свобод высшей ценностью. В основе гуманизма лежит убеждение в безграничной способности человека к самосовершенствованию, праве человека на счастье, свободу, защиту своего достоинства;
v милосердие – готовность помочь каждому нуждающемуся. Милосердие проявляется как в пассивном сострадании (переживание чужого горя), так и в стремлении оказать реальную помощь. Милосердие не должно исчезнуть из жизни общества, так как независимо от уровня его развития останутся такие негативные для человека актёры, как старость, болезни, одиночество;
v равенство – отношение внутри общества: люди имеют равные права и возможности в реализации своих способностей и удовлетворении потребностей независимо от условий жизни, материального и общественного положения;
v альтруизм – бескорыстное служение людям и готовность к самоотречению во имя их блага. Противоположность альтруизма является эгоизм – убеждение и поведение человека, полностью сориентированные на удовлетворение исключительно собственных потребностей, иногда даже в ущерб интересам других людей;
v справедливость – принцип, означающий степень распределения материальных и нематериальных благ между людьми, соотношение добра и зла как в обществе в целом, так и применительно к конкретному случаю. Понимание, то, что считается справедливым или несправедливости может быть неоднократным внутри общества. Например, то, что читается справедливым у одной социальной группы, может толковаться как несправедливое у другой.
Кластер: