Оргмомент.
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука?
(Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем).
- С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.
(А, О, У)
Они какие?
(Гласные).
Как они произносятся?
(Эти звуки произносятся свободно, легко, с голосом).
Усвоение нового материала:
Введение в тему.
Я загадаю вам загадки.
1.Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко
Возит грузы и людей
Ты знаком, конечно, с ней. (машина)
2.Прыг – скок, прыг – скок,
Разыгрался колобок,
Выше Ани скачет
Наш весёлый …(Мячик).
- Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки.
(Машина, мяч).
- Назовите первые звуки этих слов. -Мммашина.
([М])
- Мммяч.
([М'])
- Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.
Уточнение артикуляции звука.
- Давайте сначала произнесём звук [М].
- А теперь звук [М']
- Что происходит с нашими губами?
(Они сначала смыкаются, а потом размыкаются).
-Верно. А воздух выходит свободно?
(Нет, воздух встречает преграду).
- Что ему мешает?
(Мешают губы ).
Характеристика звуков.
- Как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает?
(Это согласные звуки).
-Значит, звуки [М] и [М'] какие?
(Согласные ).
Мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [М']. … Чувствуете, как «дрожит горлышко», звенит голос?
(Да)
-Значит звуки [М] и [М'] какие?
(Звонкие).
-Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем?
(Твердые согласные звуки мы обозначаем синим квадратом).
-А мягкие?
(А мягкие согласные звуки- зеленым квадратом).
Итак, давайте подведём итог. Звуки, [М] и [М'] какие?
Согласные, звонкие, [М] – твердый обозначается синим цветом, [М'] – мягкий, обозначается зелёным цветом.
Игры на развитие фонематического слуха.
А для того, чтобы это все получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Твердый, мягкий»
У вас на столах лежат звуковые домики согласных звуков, один зелёный квадратик, а другой синий. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаем синий квадратик, если мягкий – зелёный.
Мак, мороз, метла, мёд, молоко. (показываю рисунки)
Отлично!
Игра в слова.
Поиграем в слова. Назовите овощи со звуками М или М.
(Морковь, помидор).
Назовите фрукты и ягоды с этими звуками.
(смородина, мандарин, малина, лимон).
Игра «Где звук живет?»
Вы должны определить место звука в слове, в середине, в конце или в начале, а также определить твердый он или мягкий и обозначить на схеме своим цветом.
(дети цветные квадратики)
Маска, гном, лимон. (показываю рисунки).
___________________ __________________________
_______________________
Физкультурная минутка.
Девочки и мальчики
Ручками хлопают,
И давай опять скакать.
Ножками топают.
Ну никак их не унять
То по кругу побегут,
Прыгают как мячики.
То присядут, отдохнут.
Знакомство с буквами М м (заглавной и прописной).
--Ребята, мы с вами говорили о звуках [м] и [м’]. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно?
(Буква).
Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.
Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа?
Сколько в ней элементов?
Сложите её из палочек.
Напишем эту букву в воздухе.
Нам нужно поселить эту букву в её квартиру. Скажите, в каком домике она будет жить?
(В синем домике с зеленой крышей крышей).
Правильно, потому что это согласная буква – она обозначаетдва согласных звука.
Пропиши 2 строчки буквы М. Подсказка для лучшего запоминания при написании данной буквы:
Палочка, палочка, посередине – галочка.
А теперь откройте дополнительные тетради из серии «Солнечные ступеньки» 1 часть на стр. 15 и выполните штриховку большой буквы М- синим цветом, а маленькую -зеленым.
(При письме следим за осанкой, и правильностью выполнения задания).
Обратите внимание на то, что в одном домике будут жить два звука, которые обозначаются одной буквой.
Вот наше занятие подошло к концу, скажите с какими звуками мы познакомились?
Они какие?
Какой буквой эти звуки обозначаются?
Молодцы!