Гендерные различия в текстах сказок




 

Девочки всегда вращались вокруг женщин и с пяти лет становились пестуньями, смотрели за младшими братьями и сестрами. Поэтому девочки унаследовали репертуар бабок и матерей. А мальчики с 8-10 лет входили в мужские артели. Поэтому не случайно в их репертуаре появляются взрослые сюжеты, воспитательная функция сказки уходит на второй план. Особой популярностью среди девочек пользовался сюжет 480 ("Падчерица"), а среди мальчиков 327 С ("Ведьма уносит мальчика").

Герой в сказке Даниловой отличается от своих двойников в сказках других исполнителей. Он более мягкий. Есть упоминание о том, что, похитив мальчика, Баба-Яга "дала ему ись железный колобок". У нее же возникает тема взаимопомощи и поддержки, когда пролетавшие мимо гуси спасают мальчика.

Мальчики чаще выбирают в качестве героев представителей своего пола. Этот выбор часто усиливается противопоставлением младшего героя старшему.

Приведем примеры других сходных сюжетов. Это "Горе", "Чудесные дары", "Чудесные дары + Две доли". Последний рассказан мальчиком 9 лет. Особенности выбранных сюжетов в том, что два из них, пересекаясь, образуют контаминированный третий сюжет.

 

Таблица № 8.

  А-А *735 I Горе А-А 563 Чудесные дары А-А 735 Две доли А-А 563 Чудесные дары
  Кирин И.Е., 14 лет (Мезень, Чучепалы) Трифонов А.Н., 9 лет (Заонежье, Моглицы) Щеголихин П. Т.,19 лет (Пинега, Покшеньга)
  Два брата Учась Скатерть, конь и дубинка
1. Два брата: бедный и богатый. Два брата: бедный и богатый. Три сына. Младший - лентяй.
2. Бедный приходит к богатому на праздник, а тот угощает его водой.   Младший делает силки.
3. При возвращении домой бедный узнает, что рядом с ним нужда. Бедный узнает, что его учась спит в поле под одеялом. В них попадается орел, который уносит младшего к Морозу.
4. Обманом он заколачивает ее в гроб, хоронит и живет богато. Он хлещет ее дубиной, просит есть. Мороз сначала морозит его.
5.   Получает волшебный гривенник. Затем дарит волшебного коня, который может превращаться в золотого.
6. Богатый спрашивает причину изменения и получает ответ. Старший брат просит его на время… На обратной дороге он останавливается у женщины.
7. Из зависти он откапывает нужду. …но не отдает. Подменяет волшебного коня на простого.
8.   Повторение №№ 3,4. Он хочет показать чудо деревне, но у него ничего не получается.
9.   Получает волшебную скатерть. Повторение № 4.
10.   Повторение № 6, 7  
11.   Повторение №№ 3,4. Затем дарит скатерть.
12.   Получает волшебную сумку. Повторение № 6.
13.   При волшебных словах люди из сумки бьют его. Она подменивает волшебную скатерть простой.
14.     Повторение № 8.
15.     Повторение №№ 4.
16.     Дарит волшебную сумку.
17.     Повторение № 6.
18. Нужда привязывается к нему. Он дает сумку брату, и его тоже колотят. Люди из сумы бьют ее.
19.   Бедный помогает богатому после возвращения гривенника и скатерти. Младший помогает ей при условии возврата коня и скатерти.
20.     Младший собирает три деревни и показывает два чуда.
21.     Полезших за золотом он отгоняет третьим чудом.
22.     Он уходит домой.

 

Трифонов А.Н. рассказывает наиболее распространенный вариант сюжета. И.Е. Кирин сосредотачивает свое внимание на зависти старшего брата и на наказании. П.Т. Щеголихин усложняет сюжет, в котором в качестве отрицательного персонажа выступает женщина. А.Н. Трифонов рассказывает историю младшего брата, с которым себя отождествляет. В главе о детском возрасте мы говорили, средний дошкольник (5-6 лет) уже проявляет не только свое эмоциональное отношение, и дает этическую оценку поступкам своего любимого героя, который хороший, но может совершать ошибки. Герой этой сказки является именно таковым. Он проявляет сочувствие и снисхождение к брату. Эта сказка учит тому, что верить и доверять людям надо, но излишняя доверчивость никогда не поможет в борьбе со злом. В этом мире надо всегда быть начеку. Любопытно, что именно ребенок контаминирует сюжет, а не взрослые сказочники.

В сказке "Кот, петух и лиса", рассказываемой мальчиком, явно заметно, что ребенок ассоциирует себя не только с петушком, но и с его защитником - котом. Петушок как персонаж становится символом вечного стремления нарушить запрет и уйти из-под опеки взрослого. Но в мальчике, как в будущем взрослом мужчине, заложено также стремление оберегать, защищать. Дети не любят печальных концов, но в данном случае речь идет уже о довольно взрослом ребенке (12 лет).

В сказках девочек все обстоит несколько иначе. Женское поведение стабильнее, осторожнее, осмотрительнее. В сказках девочек много внимания уделяется деталям и предметам быта. Например, у девочки сказано, как кот унес у лисы "домой жернов, да заспу, да всё", и показаны переживания лисы как хозяйки. А у мальчика не один раз упоминается о занятиях кота как дровосека ("Кот, петух и лиса"). Еще одна особенность девчоночьих сказок заключается в том, что в них особую роль играют женские персонажи вне зависимости от их отрицательной или положительной роли. Например, если взять сюжет "Ведьма уносит мальчика", то сказка девочки единственная, где Баба-Яга не погибает: "Он стау Егибову кидать-то, Егибова руки выжняла и ноги выжняла и не може в печку. А он скорей и побежал. Он подпер избу, она доуго не могда выдти из избы".

Женщина в сказках девочки - это хозяйка в доме. То же самое можно сказать о лисе, похитительнице петушка. Лиса, утащив петушка в свою избушку, посадила его в подпол заспы (жито) молоть. Судя по всему, лиса утащила петушка не для еды, а для помощи по дому. Задавшись вопросом: "Что же, петушок, долго не меля? Верно, спит, надо побудить его", - она обнаруживает пропажу петушка.

Возьмем наугад из собрания А.И. Никифорова три репертуара сказок - девочки и двух мальчиков. Сравним их.

Александра Ивановна Красильникова, 10 лет

1. Ведьма в бане схватывает парня и вынуждает его жениться на ее дочери. Парень оттягивает свадьбу.

2. Девушка из озорства зовет на беседу ведьму-ригачницу. Она приходит, хочет девушек съесть, они спасаются на печи.

3. Девушка из озорства снимает с покойницы чепчик. Покойница приходит и требует чепчик обратно. Когда девушка приходит, покойница схватывает ее за руку и душит ее.

4. Два солдата просятся ночевать, всех убивают, разграбляют дом и сжигают его.

Эти сюжеты относятся к бывальщинам. Они появляются в репертуаре детей с 10 лет. Страшные истории о мертвецах и ведьмах рассказывают взрослые и дети, мальчики и девочки.

5. Сказка об Одноглазке, Двуглазке и Техглазке в кратком изложении. - Ук.511

6. Сокращенный рассказ о падчерице у бабы-яги. Она басково обходится с котом, березкой и воротами, они помогают ей спастись. - Ук.480 *Е

7. Старики делают себе девочку из снега. Она попадает в избу к деду, который заставляет ее качать его. Заяц и волк не могут ее спасти, спасает медведь. - Ук. *703, *314 I

Эти три сюжета единственные во всем собрании. Примечательно, что их рассказывает девочка. По нашим наблюдениям, мальчики редко имеют в своем репертуаре сюжеты с героиней-девочкой. Девочки же не не избегают сюжетов с героями-мальчиками.

8. Старики делают себе паренька из глины. Он съедает дедку, бабку, косцов и т.д. Баран ударяет его рогами, он рассыпается, все выходят. - Ук.333 *В

9. Петушок подавился, курочка бежит за водой. - Ук. *241 I

Это сюжеты кумулятивных сказок. Дети их очень любят независимо от пола, так как они легко запоминаются.

10. Поп и попадья сговариваются извести работника. Он их подслушивает и расстраивает их козни. - Ук.1132

В репертуар детей понемногу начинают проникать сказки, рассказываемые обычно взрослыми. Это бытовые, или новеллистические, сказки.

11. Две девушки роняют крючок и иголку в подполье; там они находят чертенка; они кое-как спасаются; "дальше забыла". - Ук. (956 В)

Данный сюжет скорее похож на сюжет под номером 950 В ("Девушка и разбойники в ее доме"), чем является таковым. Поэтому А.И. Никифоров заключает его в круглые скобки.

12. Котя-братя и петушок да курочка. - Ук. *61 II

Эта сказка рассмотрена нами очень подробно выше. У А.И. Красильниковой артистический стиль, она знает много сюжетов.

13. Сын женщины и медведя совершает ряд подвигов, требующих особой силы. - Ук.650 А, 301

Данная сказка относится к волшебным. В собрании она очень распространена, особеноо сюжет 301 ("Три царства").

Михаил Григорьевич Охтанин, 12 лет

1. Мальчик у бабы-яги, которая хочет его изжарить. Он засовывает в печь дочь яги; пролетающие гуси уносят его домой. - Ук.327 С

Это пример сюжета "Ведьма уносит мальчика". Мы рассматривали эту сказку выше в четырех вариантах. Сюжет пользуется популярностью в детской среде, его рассказывают как мальчики, так и девочки.

2. Мужик в запальчивости убивает попа. Отрубает ему голову и вместо нее подсовывает голову козла. - Ук. (1600 А)

3. Купец объявляет о потере кошелька с деньгами, обещает находчику половину. Когда работник находит кошелек, купец обвиняет работника, что он уже сам взял себе награду. Судья решает, что найден другой кошелек и присуждает его работнику. Купец отдает обещанную награду. - Ук. (*1609)

4. Бедный просит милостыню у богатого. Богатый бросает в него камень. Позже богач попадает в тюрьму. Бедный хочет бросить в него камнем, но одумывается и не делает этого.

С репертуар мальчиков быстрее начинают проникать сюжеты взрослых, так девочки с раннего детства находятся вместе с детьми, рассказывают им сказки, знают детский репертуар. А мальчики с 8 лет работают со взрослыми мужчинами. Поэтому неудивительно, что вместе с сюжетами они быстро заимствуют и манеру, как это было видно на пример сказки Тесаловского.

Александр Петрович Утицын, 12 лет

1. На мельнице водятся духи. Мужик их не боится. Его оказывается невозможным ни убить, ни сжечь, ни утопить. Духи уходят с мельницы, оставляют ему сундук денег. - Ук.1115, 1116

2. Сестры несут хлеб отцу в поле. Черт перекладывает стружки, указывающие дорогу и переманивает их к себе. Младшая заставляет его отнести домой сестер, потом себя. - Ук.311

3. Змей и цыган. - Ук.1060, 1049 А, В, 1149

Этот сюжет пользуется популярность среди мальчиков. Данная сказка, рассказанная Утицыным помещена В.Я. Проппом в специальное издание.

4. Женщина умирает, кума отрезает палец с перстнем. Покойница приходит за перстнем, удушает куму.

5. Два брата умирают вдали от своих семейств. После смерти они появляются, давят своих жен и детей. От них избавляются, заставляя преждевременно пропеть петуха. Их ударяют церковными ключами и хоронят.

6. Иван-дурак. - Ук.1696, 1132, 1653 В

7. У бездетных стариков из-под печки является сын сам с пальчик. Он помогает отцу пахать. Барин его покупает, сын возвращается к отцу. - Ук.700

По этим примерам видно, что женский репертуар с мужским перепутать невозможно. В сказках девочки героиня чаще женского пола. Это касается даже страшных историй, которые в одинаковой мере присутствуют как у мальчиков, так и у девочек. Героиня олицетворяет одновременно беззащитность и заботу. В мальчишеских сказках чаще встречается мужская тематика. Она связана не только с образом героя мужского пола, но и преобладанием грубой силы. Есть сюжеты о разбойниках, о борьбе со змеем, об отрезанных пальцах, о братьях-мертвецах. И в то время как у девочки есть сюжеты "Мачеха и падчерица" и "Снегурочка", то у мальчиков "Ведьма уносит мальчика" и "Мальчик-с-пальчик".

Выводы, которые можно сделать, сравнивая сказки мальчиков и девочек, сводятся к следующим:

· интерес к героям своего пола;

· интерес к тем деталям быта, которые свойственны своему полу;

· стремление мальчиков отождествить себя с защитниками, а не только с беззащитными младшими героями;

· стремление девочек отождествить себя с женскими персонажами.


Заключение

 

А.И. Никифоров впервые использовал метод безвыборочной записи, который отличается от привычного способа собирания тем, что охватывает не отдельных, избранных сказочников, а целые деревни и регионы. Результатом трех экспедиций, совершенных А.И. Никифоровым, в Заонежье, Пинежье и Мезень, стало огромное собрание сказок. Участие в записи принимали целые семьи, включая детей. А.И. Никифоров первый заявил о существовании так называемого детского репертуара. По мнению собирателя, в него входят сказки особого типа, имеющие игровой характер. Он отмечает стремление детей-сказочников к театрализации и выразительности. И как заметил А.И. Никифоров, что наследуются не только сюжеты, но и манера рассказывания.

Некоторые сказки из собрания А.И. Никифорова были им напечатаны. Это дало нам возможность сравнить интерпретацию одной сказки взрослым и ребенком. Дети не настолько полно воспроизводят сюжет, как взрослые рассказчики. Но каждый ребенок стремится отождествить с младшим героем, с удовольствием воспроизводит ритмические вставки. Сказки детей, особенно девочек, более гуманны. Девочек перед мальчиками отличает хозяйственность, внимание к быту, а в репертуаре мальчиков начинают появляться взрослые сюжеты, так как меняется социальная среда.

Трансмиссия культуры осуществляется через взаимодействие старших и младших. На сказку ребенка оказывает влияние взрослой культуры, которую, прежде всего, представляют ближайшие родственники. Но не менее важное значение имеют личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных видах его интеллектуально-творческой деятельности, в том числе и в сказке.

Данную тему можно продолжить, сравнивая народные сказки и литературные сказки писателей, тем более что дети читают такие сказки и часто их пересказывают.


Библиография

 

1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М., 2000

2. Азадовский, М.К. Русские сказочники // Минц С.И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия. - М, 1971

3. Андерсен, Х.К. Сказки. - М., 1990

4. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: В 3 тт. - М., 1984

5. Афанасьев, А.Н. Русские заветные сказки. - М., 1991

6. Аникин, В.П. Русская народная сказка. - М., 1984

7. Бабушкин, Н.Ф. Творчество народа и творчество писателя. - Новосибирск, 1966

8. Белинский, В.Г. О народных сказках // Белинский В.Г. Полн. собр. соч. - М., 1954

9. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. - М., 1988

10. Богданов, К.А. Деньги в фольклоре. - СПб, 1995

11. Бодалев, А.А. Психология о личности. - М., 1988

12. Баллер, Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М, 1969

13. Баркова, А.Л. Функции "младших героев" в эпическом сюжете. - М., 2003

14. Белинский, Г.В. О народных сказках // Минц С.И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия. - М., 1971

15. Бендас, Т.В. Гендерная психология. - СПб, 2005

16. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жихни русской общины XIX - начала XX в.: половозрастной аспект традиционной культуры. - Л., 1988

17. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. - М., 1997

18. Боголюбова, Е.В. Культура и общество. - М., 1971

19. Бонфельд, М.Ш. Творчество как интерпретация // Текст. Культура. Социум: Сборник статей, посвященный 70-летию профессора М.А. Вавиловой: Вологодский государственный педагогический университет. - Вологда, 2000

20. Буслаев, Ф.И. Перехожие повести и рассказы // Минц С.И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия, - М., 1971

21. Вавилова, М.А. Русская бытовая сказка. - Вологда, 1984

22. Васильев, В.К. Русская сказка Сибири. - Красноярск, 1987

23. Ведерникова, Н.М. Русская народная сказка. - М.: Наука, 1975

24. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского. - М., 1974

25. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся/ Под ред. И.С. Якиманской. - М., 1989

26. Волокитина, М.Н. Очерки психологии младших школьников. - М., 1995

27. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991

28. Горький, М.М. О сказках // Минц С.И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия. - М., 1971

29. Гура, А.В. Символика животных в славянской народной традиции: Современное исследование. - М., 1997

30. Гуревич, К.М., Горбачевич Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. - М., 1992

31. Давидович, В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. - Ростов-на-Дону, 1979

32. Диагностика умственного развития дошкольников/ Под ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской. - М., 1978

33. Добролюбов, Н.А. Народные русские сказки // Минц С.И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия. - М., 1971

34. Едемский, М.Б. Сказки на севере: (Из наблюдений и заметок в 1927 г.). - Л., 1928

35. Емельянов, Л.И. Методологические вопросы фольклористики. - Л., 1978

36. Жили-были…: произведения русского устного народного творчества для детей. - М., 1988

37. Зак, А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. - М., 1984

38. Зак, А.З. Различия в мышлении у детей. - М., 1992

39. Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб, 1995

40. Земцовский, И. Миф - литература - метод, или Будущее фольклористики в прошлом фольклора (К проблеме методологического эксперта) // Горизонты культуры: Сборник научных трудов/ Сост.М. Тимченко. - СПб, 1992

41. Зеньковский, В.В. Психология детства. - М., 1996

42. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб, 2000

43. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб, 1998

44. История, культура, этнография и фольклор славянских народов. - М., 1988

45. Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. - М., 1968

46. Капица, Ф.С. Русский детский фольклор. - М., 1987

47. Карпова, С.Н., Колобова, И.Н. Особенности ориентации на слово у детей. - М., 1978

48. Козловский, В.П. Культурный смысл: генезис и функции. - Киев, 1990

49. Кон, И.С. Какими они себя видят. - М., 1975

50. Корнев, А.Н. Как научить ребенка говорить и думать. - СПб., 2000

51. Криничная, Н.А. Персонажи преданий: Становление и эволюция образа. - Л., 1988

52. Крук, И.И. Восточнославянские сказки о животных: Образы. Композиция. - Минск, 1989

53. Кудина, Г.Н., Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. - М., 1988

54. Кузин, В.С. Психология. Учебник. - М., 1974

55. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. - М., 2001

56. Культура и развитие человека/ Под ред. В.П. Иванова, - Киев, 1989

57. Культурология. ХХ век: Антология. - М., 1995

58. Лазарев, В.В. Трансформация философского сознания в культуре нового времени // Культура, человек и картина мира. - М., 1987

59. Лапина, Т.С. Философия культуры: вариант понимания. - М., 2003

60. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст. - М., 1971

61. Лихачев, Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. - Л, 1989

62. Лотман, Ю.М. К построению теории взаимодействия культур (семиотический аспект) // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 тт., т.1. - Таллин, 1992

63. Лотман, Ю.М. Куклы в системе культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 томах, т.1. - Таллин, 1992

64. Лотман, Ю.М. Миф - имя - культура (совместно с Б.А. Успенским) // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 томах, т.1. - Таллин, 1992

65. Лотман, Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 тт., т.1. - Таллин, 1992

66. Лотман, Ю.М. Символ в системе культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 томах, т.1. - Таллин, 1992

67. Лотман, Ю.М. Феномен культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 томах, т.1. - Таллин, 1992

68. Ляликов, Д.Н. Работы по философии, психологии и культуре. - М., 1991

69. Малахов, В.А. Культура и человеческая целостность. - Киев, 1984

70. Мельников, М.Н. Современное самодеятельное детское творчество // Сибирский фольклор, вып.1. - Томск, 1965

71. Мид, М. Культура и мир детства. - М., 1988

72. Миф - фольклор - литература: [Сборник статей]. - Л., Ленинградское отделение, 1978

73. Молдавский, Д.М. За песней, сказкой, одолень-травой: Записки собирателя народного творчества. - Л., 1975

74. Морохин, В.Н. Методика собирания фольклора. - М., 1990

75. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 2003

76. Народные русские легенды А.Н. Афанасьева. - Новосибирск, 1990

77. Немов, Р.С. Психология: В 2 кн., кн.2. Психология образования. - М., 1994

78. Никифоров, А.И. Сказка, ее бытование и носители // Минц С.И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия. - М., 1971

79. Никифоров А.И. Народная детская сказка драматического жанра // Сказочная комиссия в 1924-1925 гг. - Л., 1926

80. Новиков, Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. - Л., 1974

81. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. - М., 1985

82. Ончуков, Н.Е. Сказки и сказочники на Севере // Минц С.И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия. - М., 1971

83. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб, 2000

84. Померанцева, Э.В. Писатели и сказочники: [Сборник статей]. - М, 1988

85. Померанцева, Э.В. Русская народная сказка. - М., 1963

86. Померанцева, Э.В. Судьбы русской народной сказки. - М.: Наука, 1965

87. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - М.: Лабиринт, 2002

88. Пропп, В.Я. Кумулятивная сказка // Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. - М., 1976

89. Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки. - М., 2001

90. Пропп, В.Я. Поэтика фольклора. - М., 1998

91. Пропп, В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров // Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. - М., 1976

92. Пропп, В.Я. Русская сказка. - М., 2000

93. Пропп, В.Я. Трансформации волшебных сказок // Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. - М., 1976

94. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность // Минц С.И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия. - М., 1971

95. Пропп, В.Я. Фольклор. Литература. История. - М., 2002

96. Путилов, Б.Н. Фольклор и народная культура. - СПб, 2003

97. Разумова, И.А. Стилистическая обрядность русской волшебной сказки. - Петрозаводск, 1991

98. Розанов, Ю.В. Писатель в маске сказителя (Случай Алексея Ремизова) // Текст. Культура. Социум: Сборник статей, посвященный 70-летию профессора М.А. Вавиловой: Вологодский государственный педагогический университет. - Вологда, 2000

99. Русские народные сказки/ Сост.В.П. Аникин. - М., 1987

100. Севернорусские сказки в записях А.И. Никифорова/ Под ред.В.Я. Проппа. - М. - Л., 1961

101. Сержантов, В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - Л., 1990

102. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль., 1996

103. Сказки: Книга для чтения в 5 классе/ Сост. Ю.Г. Круглова. - М., 1994

104. Сказки русских писателей/ Сост.В.П. Аникин. - М., 1980

105. Сказочная комиссия в 1924-25. Обзор работ. - Л., 1926

106. Славянский фольклор и историческая действительность. - М., 1965

107. Смирнов, Ю.И. Славянские эпические традиции. Проблемы эволюции, - М., 1974

108. Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателей детского сада. - М., 1991

109. Фольклор и этнография. - Л., 1990

110. Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. - М., 1992

111. Хрестоматия по психологии/ Под ред. А.В. Петровского. - М., 1987

112. Холл, С. Эволюция и воспитание чувства природы у детей. - М., 1914

113. Цветаева, М. Проза. - Кишинев, 1986

114. Чистов, К.В. Фольклористика и современность // Минц С.И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия. - М., 1971

115. Шастина, Е.И. Сказки, сказочники, современность. - Иркутск, 1981

116. Юдин, Ю.И. Русская народная бытовая сказка. - М., 1998

A


[1] Пропп В.Я. Русская сказка.- М., 2000, с. 378

[2] Пропп В.Я. Русская сказка. – М., 2000, с. 378-379

[3] Пропп В.Я. А.И. Никифоров и его «Севернорусские сказки»// Севернорусские сказки в записях Никифорова. – М.-Л., 1961, с. 20

[4] Пропп В.Я. А.И. Никифоров и его «Севернорусские сказки»// Севернорусские сказки в записях Никифорова. – М.-Л., 1961, с. 20

[5] Никифоров А.И. Народная детская сказка драматического жанра// Сказочная комиссия в 1924-1925 гг. – Л., 1926

[6] Пропп В.Я. Русская сказка. – М., 2000, с. 348

[7] Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1996

[8] Пропп В.Я. Русская сказка. – М., 2000

[9] Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988

[10] Цветаева М. Проза. – Кишинев, 1986, с. 376-377

[11] Теплые – блины, калитушки (примеч. В.Я. Проппа).

[12] Пестрых (примеч. А.И. Никифорова)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: