НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ. РАСПАД КОЛОНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ




Ликвидацию колониализма Энгельс связывал с победой пролетариата. Еще в 1882 году он писал Каутскому, что в случае победы пролетариата в странах Западной Европы переселенческие колонии станут самостоятельными, а другие – «пролетариату придется на время перенять и как можно быстрее привести к самостоятельности»[1744], если же в них вспыхнут революции – предоставить ее немедленно. «…Освобождающийся пролетариат, – писал он, – не может вести колониальных войн…»[1745], «не может никакому чужому народу навязывать никакого счастья, не подрывая этим своей собственной победы»[1746].

С начала 90-х годов умножились выступления СДПГ против колониальной политики Германии. В рейхстаге и в печати ею разоблачались злоупотребления колониальной администрации в Камеруне и Юго-Западной Африке, беспощадный грабеж колонизаторами коренного населения, бесчеловечная жестокость в войне против сопротивлявшихся племен, зверские расправы с пленными. СДПГ солидаризировалась с борьбой африканских племен против немецких колонизаторов. «Плод нашей колониальной политики и культуры, которую она несет в Африку, – говорил в рейхстаге Либкнехт, – этот плод называется: убийство, грабеж, смертельный удар, сифилис, пьянство… Африка находится в правомерной самообороне против нашей культуры…»[1748] Социал-демократы критиковали буржуазные партии, включая партию центра и национал-либералов, за оправдание и поддержку колониализма[1749] и вскрывали формальный характер законопроекта о запрещении торговли невольниками. В рейхстаге они с документами и фактами разоблачили преступления и зверства колонизаторов, протестовали против стремления Вильгельма II втянуть Германию в новые колониальные авантюры в Африке. В то же время в речах Фольмара проявлялось стремление найти позитивные аспекты колониализма, противопоставить «плохой» колониальной политике «хорошую», даже оправдать применение колонизаторами оружия. Однако фракция и вся партия выступали против колониализма в духе Бебеля и Либкнехта, что было подтверждено в 1894 году съездом СДПГ.

Во Франции вскоре после создания Рабочей партии в 80-х годах Гед и другие революционные социалисты в «L’galit?» и «Le Socialiste» выступали против захватнической политики французской буржуазии в Тунисе, Тимбукту и Египте. Социалистические газеты протестовали против агрессии Франции в Тонкине. Присоединившийся к социалистическому движению Ж. Жорес считал, что колониальная политика «является самым прискорбным следствием капиталистического строя…», что «социалисты не должны ограничиваться только декларациями теоретического характера при определении своего отношения к колониальной политике»[1750]. Ему удалось, несмотря на возражения министра колоний, добиться принятия парламентом резолюции об уничтожении рабства на Мадагаскаре.

Сильнейшая из социалистических партий страны – ФРП решительно осуждала колониализм и на съезде в 1895 году охарактеризовала его как одну «из худших форм капиталистической эксплуатации, которая направлена исключительно к тому, чтобы расширить для имущих классов сферу прибылей, высасывая деньги и кровь у пролетариата…»[1751].

В середине 90-х годов, когда Италия напала на Эфиопию, ИСП решительно потребовала прекратить агрессию и немедленно вывести оттуда итальянские войска. Социалисты выступали в парламенте против агрессии, организовывали массовые демонстрации протеста. Турати заявил, что «желательно было бы поражение итальянских армий, направленных против Абиссинии»[1752] (Эфиопии). Борьба социалистов против колониальной авантюры правящих кругов способствовала сплочению и укреплению ИСП, росту ее влияния и успеху на выборах в 1897 году.

В Англии в 80-х годах рабочие в целом думали о колониальной политике то же самое, что думали о ней буржуа. Они, отмечал Энгельс, «преспокойно пользуются вместе с ними колониальной монополией Англии и ее монополией на всемирном рынке»[1753]. Только немногочисленные революционные социалисты осуждали шовинистические тенденции в рабочем движении и протестовали против колониальной политики Англии. Однако уже тогда в выступлениях против колониальной экспансии начали принимать участие и многие члены тред-юнионов.

В целом марксисты, руководствуясь общими принципами равноправия и независимости народов и солидарности всех угнетенных, в то время делали первые шаги в разработке альтернативы колониальной политике. Новая сущность колониализма и общая картина завершения раздела мира еще не были осмыслены, а сопротивление угнетенных колонизаторам еще не стало серьезной силой. Опыта борьбы против колониализма у социалистических партий было еще сравнительно немного. Существенно недоставало действительного знания народов колоний и зависимых стран. Это обусловило общую недооценку социалистами значения колоний, колониальной политики, а также борьбы против нее вплоть до конца 90-х годов.

На конгрессах II Интернационала 1889, 1891 и 1893 годов колониальные проблемы не обсуждались. Предложений включить их в повестку дня не было. Однако на Брюссельском конгрессе (1891) Либкнехт отметил, что милитаризм используется для грабежа народов, и принятая конгрессом резолюция осуждала как милитаризм, так и шовинизм, служившие колонизаторам. Цюрихский конгресс (1893) выступил против шовинизма еще более решительно. Опасность войны обсуждалась на нем без учета комплекса противоречий между державами из-за колоний, но в резолюции было осуждено стремление французской буржуазной прессы разжигать неприязнь между державами из-за Сиама[1754].

Во время подготовки Лондонского конгресса (1896) Жорес призывал социалистов к постоянному обмену документами и информацией по колониальному вопросу, чтобы создать «общественное мнение, способное обуздать непомерные притязания тех или иных наций»[1755], но в повестку дня конгресса этот вопрос не был включен. В предложенном Дж. Ленсбери проекте резолюции о политической борьбе наряду с борьбой за завоевание власти пролетариатом говорилось о самоопределении всех наций, причем не только европейских, и прямо осуждался колониализм. Проект разъяснял, что какими бы религиозными или цивилизаторскими предлогами ни прикрывалась колониальная политика, она «имеет целью только расширение области капиталистической эксплуатации исключительно в интересах класса капиталистов»[1756]. В нем отметались всякого рода оправдания колониализма распространением религии, цивилизации. В широкой и острой дискуссии о политической борьбе ни у кого не возникло даже сомнений в такой широкой трактовке лозунга о самоопределении наций и решительной критике колониализма. Поддержанный подавляющим большинством конгресса, этот проект впервые четко определил отношение к колониализму II Интернационала в целом. Но это был лишь отправной пункт для обобщения опыта и совместного поиска социалистами различных стран эффективных средств борьбы против колониализма.

Процесс деколонизации

Одним из важнейших следствий Второй мировой войны и победы в ней антигитлеровской коалиции стало начало процесса деколонизации, или распада колониальной системы.

Активизация национально-освободительных движений в Азии, Африке, а также Латинской Америке и Океании была вызвана победой демократических сил над нацистско-фашистским блоком государств, проводившим политику империализма в разных частях света.

Национально-освободительное движение — совокупность всех форм борьбы народов против колониализма и неоколониализма — стихийных, организованных, мирных, вооруженных, массовых, локальных — и имеет целью освобождение от иностранного господства, ликвидацию национального гнета, создание и укрепление суверенных государств.

Ведущая роль Советского Союза, ярого противника колониализма, в разгроме держав «оси» позитивно отразилась на процессе деколонизации, придала решимости национально-освободительной борьбе колонизированных народов.

Процесс деколонизации также был вызван ростом самосознания населения колоний, осознанием ими того, что колониализм — это тупиковый путь развития: с одной стороны, метрополии выкачивают все ресурсы из колоний, подчиняя экономическое развитие зависимых территорий собственным нуждам; с другой стороны, колониальная политика, при которой метрополия привносит свою культуру, систему образования и ценности в колонию, ведет к ассимиляции и размыванию местных культур, заставляет зависимые народы развиваться по инерции, заставляет их вести потребительский образ жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: