Структура сочинения
Основная часть всегда разбивается на подпункты.
I.
II.
1.
2.
3.
4.
III.
Пишем план
Порассуждаем на примере такой темы: «Из двух друзей всегда один раб другого » (по роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова). Сразу видим, что наше сочинение будет посвящено теме дружбы. Поэтому во введении мы должны сразу поднять её. И пункт под римской цифрой I мог бы звучать примерно так: «Тема дружбы в произведении М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени”». Основную часть, как правило, озаглавливают по теме сочинения. И затем уже разбивают ее на части. И в качестве подпунктов можно выделить следующее:
1. Неспособность Печорина к дружбе.
2. Печорин и Максим Максимыч.
3. Печорин и Грушницкий.
4. Печорин и доктор Вернер.
Меня в школе ругали, когда не мог подобрать синонимы в пунктах плана, но в данном случае, это вполне, считаю, уместно. Как мы видим, наше сочинение получается строго литературное. Поэтому данный вариант скорее подойдет тем, кто хорошо и уверенно пишет в таком ключе, и умеет рассуждать с литературных позиций. Плюс ко всему, здесь необходимо хорошо помнить текст романа, иначе ничего написать не получится.
В заключении нам следует еще раз задаться вопросом, почему всё-таки «Из двух друзей всегда один раб другого»? Я бы стал развивать мысль, что Печорину просто не везло в дружбе, отсюда и такое к ней отношение. Завершил бы тем, что не согласился с этим высказыванием. Ведь, если исходить из такой позиции, то и дружбы как таковой не будет.
Понятно, всё это субъективно, каждый может высказывать свою точку зрения. Но очень важно в заключении всё же не отходить от темы. И ключевые слова из неё должны прозвучать обязательно.
|
«В дружбе не всегда везёт», – так бы звучал мой последний пункт плана.
Теперь еще раз пройдемся по структуре. И сформулируем основные тезисы:
1. I (введение) – то, что нам дано. Формулируем тему.
II (основная часть) – то, что нам требуется доказать.
III (заключение) – то, что нам требовалось доказать. Поэтому и говорю вам не забывать про то, о чем говорили во введении.
2. Во введении также можно порассуждать:
a. Об эпохе;
b. Вспомнить факты из биографии писателя;
c. А лучше всего поговорить глобально о поднятой теме.
3. Оптимальное количество подпунктов в основной части – 4.
4. Лучше всего строить рассуждение следующим образом: сначала приведите пример, а потом свои мысли. Нежели наоборот.
5. Мысль должна либо подтверждать, либо опровергать справедливость идеи сочинения (но лучше, конечно, подтверждать).
6. Будьте нестандартны, когда приступите к написанию заключения! Это может быть цитата, афоризм, риторический вопрос или что-то новое, о
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению
– Жестко определенных тем сочинения не будет, – рассказала журналистам начальник управления Департамента образования Москвы Марина Смирницкая. – Скорее, они будут связаны с просьбой дать нравственную оценку, жизненную позицию, которая показывает личность ребенка. А чтобы сделать это, конечно, надо знать литературное произведение, много читать.
1. Отрабатывайте хотя бы 2 блока тем. Чередуйте их.
2. Чтобы произведение лучше усваивалось, старайтесь писать сочинение через пару дней, чтобы осмыслить прочитанное.
|
3. Выбирайте такие блоки, которые похожи между собой. Например, хорошо сочетаются «Чем люди живы?» и «Вопросы, заданные человечеству войной». Также сочетаются «Спор поколений: вместе и врозь» и «Человек и природа». Лермонтова можно соединить как с «Чем люди живы?», так и «Человек и природа» (вспомнить хотя бы поэму «Мцыри»).
4. Не забывайте о критериях. Всегда помните о них, когда пишете сочинение.
5. Пишите план сочинения! Одна минута, потраченная на планирование, экономит от 10 до 12 минут при исполнении.
6. Введение, основная часть, заключение – 3 кита вашего сочинения.
7. Когда косвенно привлекаете текст произведения (пересказываете его), привлекайте и свои мысли, иначе получится изложение, а не сочинение.
8. Нежелательно использовать выражения типа: "я считаю", "мне кажется", "я думаю", "всем известно, что" и т.д.
9. Меньше восторженных/восклицательных предложений. Будьте спокойнее, меньше пафоса.
10. Чтобы ваши мысли не выглядели смешно, умоляю вас, читайте хотя бы немного учебники по литературе. Вам необязательно вчитываться в критическую литературу, но знать, что хотел сказать своим произведением автор, – крайне важно.
11. Меньше штампов, друзья, это же литература!
Учимся подбирать аргументы для основной части сочинения
Очень полезное упражнение – учиться писать короткий ответ на прямо поставленный вопрос в объёме 5-10 предложений.
Сразу вспоминаются школьные уроки литературы, когда часто проводились подобные проверочные работы на 10 минут от начала урока. На некоторые вопросы можно было писать много и долго, но в этом и прелесть: привести наиболее весомый аргумент, подтверждающий твою точку зрения. «Почему Онегин так холодно обошёлся с Татьяной?» Полемичный вопрос. А вы ответьте на него кратко.
|
Что представляет собой 8 задание в ЕГЭ по литературе? (С1, если по-старому). Это сочинение, в котором нет введения и заключения. Поэтому для начала крайне важно научиться писать в объёме 5-10 предложений, чтоб потом у нас не было проблем при подборе аргументов в основной части сочинения.
И как раз основная часть состоит из нескольких абзацев, где мы приводим цитату, аргумент, комментарий.
Разберемся на примере: «В чем заключается трагедия Евгения Онегина? » Для начала подберем аргументы:
1. Лучшая часть жизни прошла впустую.
2. Безуспешные попытки найти интересное занятие.
3. Трагедия в любви.
Напомню, отвечать нужно прямо, без пространных введений, перефразируя вопрос:
«Трагедия Евгения Онегина во многом заключается в том, что он потратил большую часть своей жизни на бесконечные балы, праздники, походы в театр. Но «Измены утомить успели; /Друзья и дружба надоели…». После долгих лет праздной жизни им овладела хандра.
Переехав в деревню, он начинает писать, «но труд упорный ему был тошен», пробовал читать, но книги также его не увлекли. Пытался заниматься хозяйством, но вся его деятельность ограничилась лишь: «Ярем он барщины старинной Оброком лёгким заменил».
Онегин, который не верил в искренние любовные чувства, холодно отверг Татьяну. Пробудились давно угаснувшие чувства в герое только после того, как Онегин увидел Татьяну на балу, где она предстала в облике светской барыни. Но ему было суждено получить ответный урок от Татьяны: она его отвергла ».
Мы привели 3 аргумента. Получилось 8 предложений. Этот каркас можно еще расширять и расширять предложениями, раскрывающими каждый из аргументов, но суть данного задания в том, чтобы научиться лаконично отвечать на прямо поставленный вопрос.
Список литературы по всем направлениям итогового сочинения 2015-2016
Список, естественно, не претендует на исчерпывающую полноту. В него вошли только произведения русских писателей и поэтов из школьного курса литературы, так как по ним легко найти дополнительные материалы (историю создания, идею, проблематику, авторскую позицию и т.д.).Помните, что поверхностного знания текста для написания выпускного сочинения будет недостаточно. Выберите несколько произведений и комплексно изучите, опираясь на литературоведческие источники. Почитайте критические статьи, биографию автора, значение творчества в целом, качественные сочинения и т.д. Сделайте краткие конспекты по выбранным произведениям и только потом начинайте тренироваться в написании собственных текстов.
НО! Вы можете привлекать литературный материал на своё усмотрение. Главное, чтобы ваши аргументы по выбранной теме итогового сочинения были исчерпывающими.
Произведения, актуальные для всех направлений:
• М.А. Шолохов повесть «Судьба человека» (110 лет со дня рождения)
• А.П. Чехов пьеса «Вишнёвый сад» (155 лет со дня рождения)
• А.С. Грибоедов комедия «Горе от ума» (220 лет со дня рождения)
• Д.И. Фонвизин комедия «Недоросль» (270 лет со дня рождения)
• А.С. Пушкин повесть «Капитанская дочка», роман «Евгений Онегин» (ежегодные даты: День памяти – 10 февраля, Пушкинский день России – 6 июня)
Произведения, актуальные для всех направлений, кроме «Года литературы»:
• «Слово о полку Игореве»
• Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо»
• М.Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени»
• Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»
• И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»
• Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»
• М.А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита»
Время + Путь:
• А.И. Солженицын повесть «Один день Ивана Денисовича»
• М. Горький трилогия «Детство. В людях. Мои университеты»
• М.А. Булгаков повесть «Собачье сердце»
Дом + Любовь:
• И.А. Гончаров роман «Обломов»
• Д.И. Фонвизин комедия «Недоросль»
• Н.М. Карамзин повесть «Бедная Лиза»
• А.Н. Островский драма «Гроза»
• А.И. Солженицын рассказ «Матрёнин двор»
Любовь:
• Любовная лирика таких поэтов, как М.Ю.Лермонтов, А.С.Пушкин, Ф.И. Тютчев, Н.А.Некрасов, А.А.Блок, В.В.Маяковский, С.А.Есенин, М.И.Цветаева, А.А.Ахматова, Б.Л.Пастернак и др.
• А.И. Куприн повести «Гранатовый браслет», «Олеся»
• И.А. Бунин рассказы «Чистый понедельник», «Солнечный удар», «Тёмные аллеи»
• М. Горький рассказ «Старуха Изергиль»
• Ф.М. Достоевский повесть «Белые ночи»
Год литературы в России:
• 10 февраля — День памяти А.С. Пушкина
• 3 марта – Всемирный день писателя
• 21 марта — Всемирный день поэзии
• 6 июня – Пушкинский день России. 216 лет со дня рождения русского поэта и писателя А. С. Пушкина (1799-1837г.)
• 15 января — 220 лет со дня рождения писателя, дипломата А.С. Грибоедова (1795—1829)
• 29 января — 155 лет со дня рождения писателя А.П. Чехова (1860—1904)
• 10 февраля – 125 лет со дня рождения поэта, прозаика и переводчика Б.Л. Пастернака (1890—1960)
• 14 февраля – 160 лет со дня рождения писателя В.М. Гаршина (1855–1888)
• 24 мая – 110 лет со дня рождения писателя М. А. Шолохова (1905—1984)
• 24 мая – 75 лет со дня рождения поэта, драматурга, переводчика И. А. Бродского (1940—1996)
• 21 июня – 105 лет со дня рождения поэта А. Т. Твардовского (1910-1971)
• 27 июля – День памяти М.Ю. Лермонтова (1814-1841), 174 года со дня смерти писателя
• 7 сентября – 145 лет со дня рождения писателя А. И. Куприна (1870-1938)
• 3 октября – 120 лет со дня рождения поэта С. А. Есенина (1895—1925)
• 22 октября – 145 лет со дня рождения писателя И. А. Бунина (1870-1953)
• 26 октября – 135 лет со дня рождения поэта, писателя А. Белого (1880-1934)
• 28 ноября – 135 лет со дня рождения поэта А. А. Блока (1881-1921)
• 5 декабря – 195 лет со дня рождения поэта, переводчика А. А. Фета (1820—1892)