Организация работы над проектом
Индивидуальный проект может быть реализован в виде учебного исследования.
По содержанию учебное исследование может носить теоретический, практический или опытно-экспериментальный характер.
Учебное исследование теоретического характера имеет определённую структуру.
Введение.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы; формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, цель, задачи работы, гипотеза, методы, база исследования; указывается структура индивидуального проекта.
Теоретическая часть, состоящая из отдельных глав. В ней даётся история вопроса, обоснование разрабатываемой проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы.
Заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования;
список использованных информационных источников (не менее 10 единиц);
Приложения.
Начинаем работать над введением.
Важным шагом учебного исследования является определение актуальности темы. Актуальность – это указание причин или факторов, благодаря которым возникает необходимость в изучении данной темы. Актуальность исследования определяет значение данного вопроса для сотрудников гостиницы, а также их клиентов.
Объем актуальности не должен быть меньше, чем 1/3 страницы и не превышать 0,75 страницы. Актуальность работы может состоять как из 1 абзаца, так и нескольких.
При написании актуальности следует избегать следующих фраз: «Я считаю», «Я полагаю», «По моему мнению», все эти фразы не говорят о том, что выбранная для написания проекта тема является значимой и интересной. Все работы пишутся от третьего лица, при необходимости можно использовать такие конструкции как: «Нами было исследовано», «Мы провели» и т.д.
Также при написании актуальности не следует:
- менять ее местами с другими структурными элементами вводной части;
- указывать фамилии авторов;
- ставить сноски на текст, расположенный в актуальности (даже, если он частично заимствован);
- вставлять таблицы, рисунки, графики – все это располагается в основной части работы (в главах);
- полностью копировать текст в актуальность из литературных источников;
- повторять текст актуальности в других частях работы.
Дальше определяем объект исследования. Это пространство, область, в рамках которой находится то, что будет изучаться. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается? Объект исследования нужно отличать от предмета исследования.
Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе. Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?
Объект всегда является шире предмета. Из объекта как общего, широкого понятия выделяется более узкий, частный предмет, на котором и будет сфокусирован взгляд автора. Предметом является тема проекта.
Например, объектом является служба приёма и размещения в гостинице.
А предметом – управление деятельностью службы приёма и размещения в гостинице, т.е. более узкий вопрос.
Цель индивидуального проекта – ожидаемый результат работы. Цель всегда должна быть одна. Она отражает суть работы и формулируется проблемно. Обычно цель почти совпадает с названием работы, предметом или научной проблемой. Формулировку цели можно начинать со слов типа: изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, обобщить, описать и т.д.
Цель исследования необходимо конкретизировать в системе исследовательских задач. Задачи исследования – это те действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. В учебно-исследовательской работе принято ставить задачи по главам и параграфам теоретической части.
Задачи всегда перечисляют после цели. Если цель может быть только одна, то задачи не имеют ограничений в количестве. Однако в среднем их число не превышает 5-10 позиций в разных работах. Формулировка задач начинается словами охарактеризовать, рассмотреть, проанализировать и т.д.
Гипотеза исследования – это предполагаемое решение проблемы, требующее специального доказательства.
В учебном исследовании теоретического характера гипотезу можно сформулировать следующим образом: мы предполагаем, что в информационных источниках достаточно материала для анализа (указывается ваша тема).
Методы исследования – это совокупность способов и приёмов познания объективных закономерностей обучения. С помощью методов исследования мы можем получить информацию об изучаемом предмете, проанализировать и обработать полученные данные.
Выбор методов обусловлен особенностями объекта и предмета исследования, поставленными целью и задачами, тесно связан с гипотезой исследования.
Для теоретического исследования используются следующие методы.
1. Теоретический анализ – выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств различных явлений.
2. Теоретический синтез – процесс соединения отдельных сторон, свойств, признаков явлений в единое целое.
3. Индуктивный метод – логический метод обобщения полученных эмпирическим путём данных, при котором движение мысли идёт от частных суждений к общему выводу.
4. Дедуктивный метод – логический метод обобщения полученных эмпирическим путём данных, при котором движение мысли идёт от общего суждения к частному выводу.
5. Методы работы с информационными источниками:
- конспектирование – ведение детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы;
- аннотирование – краткая запись общего содержания книги или статьи;
- цитирование – дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в информационном источнике.
В индивидуальном проекте перечисляются те методы, которые использовались в работе.
И, завершая составление введения проекта, нужно указать его структуру.
Записывается, что индивидуальный проект состоит из введения, … глав (указывается сколько), заключения, списка информационных источников.
Структуру индивидуального проекта можно доработать после написания основной теоретической части.