Методика изучения семьи «группы риска» в условиях общеобразовательной школы




 

Семья группы риска характеризуется наличием отклонения от нормы, не позволяющего определить их как благополучные (неполная семьи, малообеспеченная семья) и снижающие адаптивные способности этих семей. Родители часто не справляются с задачами воспитания с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо выявлять и следить за состоянием, имеющимся дезадаптирующими факторами, оказывать своевременную помощь, отслеживать насколько они компенсированы другими положительными в семье характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе школы № 267 г. Москва с детьми, воспитывающимися в трудных жизненных обстоятельствах; изучение и индивидуальная работа проводилась в семье Златниковых. Опытная работа включала следующие этапы:

I этап - констатирующий эксперимент. Проводилось изучение проблем детей шк. № 267 и семейной ситуации в конкретной семье, Златниковых.

II этап - формирующий эксперимент. Апробировалась комплексная программа социально-педагогической поддержки, «индивидуальный маршрут социально педагогической помощи» семье Златниковых.

III этап - контрольный эксперимент, на котором проводится анализ результатов опытной работы, изучались изменения во взаимоотношении родителей и детей «семьи группы риска».

Каждый этап включал решение конкретных задач.

I этап - констатирующий эксперимент. Цель - выявитьпроблемы и особенности семей 17 «трудных» подростков-учащихся шк. № 267 и «семьи группы риска» - семьи Златниковых, нуждающейся в социально-педагогической помощи.

Задачи:

Изучить проблемы детей из «семьи группы риска»;

Изучить семью группы риска и оформить документацию;

Продиагностироватъ внутрисемейные отношения в конкретной семье.

В ходе изучения позиции, которую занимает подросток из семьи «группы риска» в классном коллективе, мы провели социометрическое исследование (Р.В. Овчарова), из его результатов видно, что из 17 опрошенных «трудных» подростков шк. № 267:

"предпочитаемые" - 6 человек;

Б)"принятые" - 4 человека;

"не принятые" - 5 человек;

Г)"изолированные" - 2 человека.

Это и объясняет враждебное отношение к окружающим из-за переживаемой детьми семейной ситуации. Гармонизации этой ситуации должен способствовать комплекс мер, беседы с родителями, родительские собрания.

Проанализировав особенности семей группы риска, неблагополучных семей и асоциальных семей 17 учащихся шк. № 267, мы оформили матрицу (Шакурова М. В), в которой постаралась отразить семейную ситуацию каждого типа, а также варианты возможного поведения детей и подростков, формируемые этими ситуациями.

 


Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания

№ п/п Показатели семьи Баллы
1. Состав семьи  
  мать, отец, дедушка, бабушка  
  только мать и отец  
  мать и отчим, отец и мачеха  
  одна мать, один отец  
  нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники  
2. Санитарно-жилищные условия семьи  
  благоустроенная отдельная квартира  
  квартира с родителями супруга(и)  
  более одной комнаты в коммунальной квартире. с удобствами  
  комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами  
  комната в общежитии, в бараке без удобств  
3. Доход семьи  
  могут практически ни в чем себе не отказывать  
  денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в кредит или в долг  
  на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности  
  живут от зарплаты до зарплаты  
  денег до зарплаты не хватает  
4. Педагогический стиль семьи  
  постоянная поддержка, разумная требовательность, к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия  
  слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость  
  первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям  
  равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни  
  напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям  
5. Уровень социального здоровья семьи  
  атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви  
  здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке»  
  в семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке  
  судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих супругов  
  стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение  
  Ценность детей в семье  
  дети - главная ценность в семье  
  дети - равнозначимая ценность наряду с супружеством  
  дети дополняют супружеские отношения  
  дети - элемент социального статуса: «как у всех»  
  дети - обуза, доставляют много дополнительных забот беспокойства  
  Отношения семьи со школой  
  высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь школе, высокая информированность о школьных делах ребенка  
  обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях  
  интерес к школьной жизни ребенка односторонний: только у матери  
  критика педагогических методов школы, уклонение от посещения родительских собраний  
  отсутствие интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком школы (в целях эксплуатации его труда, по другим причинам)  

 

Выполнив инструкцию по определению обобщенного показателя уровня социального благополучия семьи как института воспитания (общая сумма баллов - 105), мы получили характеристику каждой конкретной семьи. При анализе конкретной семьи сумма баллов (чем меньше баллов, тем выше риск):

Сумма баллов ниже 21 – это индикатор семьи группы повышенного риска;

От 22 до 30 баллов - индикатор семьи в пределах допустимой нормы;

Более 31 балла – показатель благополучной семьи (чем больше баллов, тем устойчивее благополучие).

По данным нашего исследования, в школе № 267 только 2% семей можно отнести к «группе повышенного риска».

Следующий шаг констатирующего этапа опытной работы - изучение «семьи группы риска» Златниковых и оформление документации, дающее основание утверждать, что данная семья – относится к группе риска.

Особенности семьи группы риска в том, что семья имеет относительные материальные блага, жилищные проблемы, алкогольная зависимость родителей или одного их них, алкогольная зависимость родителя в неполной семье, семья с опекунами (престарелыми, педагогически неграмотными, употребляющими алкоголь), родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними. На основе этих документов мы разработали индивидуальный маршрут социально педагогической поддержки для «семьи группы риска».

Семья, Златниковых состоит из трех человек: мать - 32 года имеет средне специальное образование по специальности повар - кондитер работает поваром, отец - 34 года имеет средне специальное образование, работает по специальности каменщиком, дочь - 12 лет ученица 6 класса школы № 267. Все проживают в однокомнатной квартире, обстановка ниже среднего достатка, санитарные нормы соблюдаются частично. Доход семьи в месяц составляет 25 000 руб. Дочь никаких внешкольных учреждений не посещает, рабочее место не приспособлено.

Приступая к работе семьей группы риска мы использовали пакет документов разработанные (Шакуровой М.В.) включающий:

1) паспорт семьи (Шакурова М.В.), который оформляется на основе патронажа и дает представление о жилищно-бытовых условиях проживания, материальном положении, общие сведения обо всех членах семьи, тип семьи и т.д.

2) представление классного руководителя на учащегося, которое характеризует учащегося и различные стороны его жизни: трудности в обучении, трудности в усвоении норм поведения, особенности социальных контактов, обстоятельства, отрицательно влияющие на процесс адаптации к учреждению образования

Представление классного руководителя на ребенка:

Учреждение образования: Школа № 267

Фамилия, имя: Златникова Полина Юрьевна

Число, месяц, год рождения: 25 июля 1998 г.

Ф. И.О. родителей: Златникова Елена Борисовна, Златников Юрий Владимирович.

В этом представлении вы найдете перечень утверждений, характеризующие различные стороны жизни ученика: его поведение, трудности обучения, особенности взаимоотношений с учителями и сверстниками.

Прочитайте каждое из них и подчеркните то, что по вашему мнению, относится к этому ребенку.

Трудности в обучении:

- познавательная /учебная/ активность на занятиях /уроках/ носит

- кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса;

- пассивен на занятиях, быстро устает, истощается, дает неправильные ответы;

- не включается в образовательный процесс, большую часть времени занимается посторонними делами, преобладают игровые интересы;

- с трудом овладевает навыками чтения, письма, счета;

- плохо запоминает даже небольшие стихотворения, правила, таблицу умножения;

- имеет ограниченный словарный запас;

- другие особенности

- итоговый уровень освоения образовательного стандарта программы учреждений образования /ДОУ, ПУ и т.д. / пр:

- чтение /литература/

- русский язык

- счет /в прямом и обратном порядке/

- математика

2. Трудности в усвоении норм поведения:

- очень вспыльчив, часто непослушен, спорит с педагогами;

- мешает другим детям на уроке и на перемене, не слышит обращенную к нему речь, не меняет своего поведения, когда делают замечания;

- подозревается в краже денег, ценных предметов;

- безынициативен, замкнут, погружен в свои мысли, не может отвечать на вопросы учителя, отсутствует эмоциональная заинтересованность в окружающей обстановке;

- другие трудности

3. Особенности социальных контактов:

- нарушения взаимоотношения с одноклассниками;

- мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними;

- обижает более слабых;

- выставляет себя, паясничает, играет "роль клоуна";

- часто ссорится с одноклассниками, пристает ко всем, находится в плохих отношениях с некоторыми из них;

- нелюбим другими детьми, над ним часто подсмеиваются;

- дерется, кусается, царапается, использует опасные предметы в качестве драки;

- замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один;

- другие нарушения

- нарушения взаимоотношений с педагогом:

- при общении с педагогом теряется, смущается, плачет без всяких причин, ответы говорит тихим голосом, запинается;

- избегает контактов с педагогами, не заинтересован в общении с ними, старается быть незаметным, часто снижает фон настроения;

- проявляет негативизм по отношению к педагогам, не выполняет их требований, отвечает дерзко, порой грубо;

- другие нарушения

4. Обстоятельства, отрицательно влияющие на процесс адаптации ребенка к учреждению образования:

1. переход в новое учреждение образования, новую группу /класс/, второй год обучения, переезд в другой город, прибытие из сельской местности.

2. Соматическая ослабленность:

частые простуды;

жалобы на боли в желудке;

головные боли;

наличие хронических заболеваний /холецистит, астма, туберкулез и т.д. /.

3. Органические нарушения и физические дефекты:

плохое зрение;

слабый слух;

недостатки в произношении отдельных звуков;

плохая координация движений, неловкий;

слишком маленький рост;

чрезмерная полнота.

4. Педагогическая некомпетентность родителей:

безнадзорность - родители игнорируют не только духовный мир ребенка, но и не выполняют самых элементарных требований по уходу за ним;

жестокое обращение с ребенком;

повышенная опека - постоянный контроль за поведением ребенка, чрезмерная защита от мнимых и истинных опасностей;

преувеличенное представление родителей о хрупкости ребенка, его болезненности;

противоречивое воспитание / каждый член семьи предъявляет свои требования/;

5. Отметьте две-три положительные черты ребенка на основе которых можно строить коррекционную работу

Педагог:

Анализ «Представление классного руководителя на ребенка» позволил дополнить характеристику дочери Златниковых. Девочка имеет трудности в обучении, ее познавательная активность имеет кратковременный характер. Девочка на уроках часто отвлекается, не слышит вопроса, пассивна, на занятиях быстро устает, имеет ограниченный словарный запас. Очень вспыльчива, часто непослушна, спорит с педагогами, подозревается в краже ценных предметов. Нарушены взаимоотношения с одноклассниками, обижает более слабых, в отношении с педагогами часто проявляется негативизм, не отвечает требованиям, дерзка, груба. Обстоятельством, отрицательно влияющим на адаптацию к учебному заведению, считается безнадзорность девочки, то есть то, что родители игнорируют ребенка, не выполняют своих воспитательных обязанностей.

На основе паспорта семьи, анкеты о взаимоотношениях и представлении классного руководителя на учащуюся делаем вывод, что эта семья относится к «группе риска».

В результате исследования мы также выяснили, что микроклимат в семье Златниковых неустойчивый, нездоровый. У ребенка (дочери) очень сложные отношения с матерью.

Мы провели также анкету «О взаимоотношениях в семье» (Шакурова М. В), которая помогает определить наличие конфликтов, ссор и их причины, способы разрешения конфликтов, по мнению семьи, бывают ли дети свидетелями конфликтов и как они на это реагируют, как часто семья собирается вместе и т.д.

 

Анкета "Взаимоотношения в семье"

 

Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения.

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

очень хорошими;

хорошими;

З) не очень хорошими;

плохими;

не очень плохими.

2. Считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом?

1) да;

2) не совсем;

3) нет.

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?

(перечислите эти традиции)

4. Как часто ваша семья собирается вместе?

ежедневно;

по выходным дням;

редко.

5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

решаете сообща жизненные проблемы;

занимаетесь семейно-бытовым трудом;

работаете на приусадебном участке;

вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;

обсуждаете вопросы учебы детей;

делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

каждый занимается своим делом;

8) допишите...

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

1) да

часто;

иногда;

редко;

не бывают.

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

1) непониманием членами семьи друг друга;

2) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);

3) отказом участвовать в семейных делах, заботах; разногласиями в вопросах воспитания детей;

злоупотреблением алкоголем;

другими обстоятельствами (укажите какими).

8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей

примирение;

обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;

прекращение конфликтов на некоторое время;

обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);

конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.

9. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?

1) да;

2) нет;

3) иногда.

10. Как реагируют дети на семейные конфликты?

переживают, плачут;

становятся на сторону одного из родителей;

пытаются помирить;

уходят из дома;

замыкаются в себе;

относятся безразлично;

становятся озлобленными, неуправляемыми;

пытаются найти поддержку в других людях.


11. Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в вашей семье?

№ вопроса Ответ
                 
      +          
    +            
  Дни рождения
      +          
              +  
  +              
    +     +      
      +          
      +          
        +        
                           

 

Результаты анкетирования членов семьи Златниковых «Взаимоотношения в семье» показали, что у дочери очень сложные отношения с матерью. По мнению родителей взаимоотношения в семье не очень хорошие, вместе семья собирается крайне редко. Так же часты ссоры и конфликты, которые обусловлены нарушением этики взаимоотношений со стороны родителей (грубость) и злоупотребление алкоголем родителей. Способом разрешения нравственных конфликтов семья считает прекращение их на некоторое время. Ребенок часто являются свидетелями ссор и конфликтов, чаще ответной реакцией на это, является уход из дома.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: