Ход занятия
Организация начала занятия
Давайте поиграем в игру и возьмем с собой улыбку, она такая ласковая, добрая и я с ней дружу и хочу, чтобы и вы с ней подружились тоже.
Я сейчас подойду к одному из вас и передам свою улыбку, он в свою очередь передаст улыбку своему соседу и т. д.
Сообщение темы занятия
Мы сегодня поговорим о вежливости. А тема нашего занятия звучит так: «Не кричите слишком громко, тише можно говорить».
Основная часть
Беседа о вежливости
- Что же такое вежливость? Какого человека называют вежливым? Вы ответите на все эти вопросы после прослушивания стихотворения А.Л. Барто «Медвежонок-невежа». Кого же можно назвать вежливым?
Вежливый ребенок хорошо себя ведет, не балуется, говорит вежливые слова и не грубит, помогает другим.
Вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Слово это произошло от старинного слова вежество, которое означало учтивость, ученость. Послушайте, откуда пришло это слово:
- Один мальчик не любил говорить спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте.
- Ах, ты невежа – говорили ему.
Он очень обижался и кричал в ответ
- Нет, я вежа, вежа, вежа!
Странное слово. Но на самом деле не странное оно, а старинное. В старину вежей называли человека знающего, сведущего, учёного. А “вежество” означало учёность, учтивость. Отсюда и появилось слово “вежливость” – доброе поведение, почтительность.
Так, что мальчик был прав: есть такое слово “вежа”. Только его-то никак нельзя было назвать вежей. Сначала ему нужно научиться говорить здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините и остальные вежливые слова.
Работа в группах
А теперь разделитесь на три группы. Я предлагаю вам игру «Так - не так». На столах лежат конверты с отрывками из стихотворения Агнии Барто. Прочтите их, обсудите поведение Медвежонка, помогите ему исправить свои промахи. (Ответы детей).
- Ребята, как вы думаете, легко ли будет жить Медвежонку? Посоветуйте, как ему помочь? (Медвежонку надо пойти в школу, учиться вежливости).
Ребята, почему Агния Барто написала:
Я знаю понаслышке, и люди говорят,
Что такие мишки есть среди ребят
Невоспитанные бывают не только медведи, но и ребята.
Игра «Доскажи словечко»
Вежливые люди знают много вежливых слов. Сейчас мы узнаем, какие слова вы знаете. Для этого поиграем в игру «Доскажи словечко».
1. Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома –
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче…. (здравствуй)
2. Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу …. (привет)
3. Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать … (пожалуйста)
4. Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас – будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте …. (любезны)
Будьте …. (добры)
5. Порвал воробей паутинные нити.
Чирикнул смущенно:
- Ну …. (извините!)
6. Если встретилась компания,
Не поспешно не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите: ….. (-До свидания!)
7. Когда я что-то подарю,
Мне говорят: … (- Благодарю!)
8. Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить: …. (- Спасибо!)
9. Играл Медвежонок на кухне в футбол
И перебил ненароком посуду.
К Медведице-маме понурый пришел:
-… (Прости) меня, мама, я больше не буду!
Работа в группах (продолжение)
Молодцы! Вы знаете много вежливых слов. А вот умеете ли вы их правильно использовать? Посмотрим, как вы справитесь с новым заданием Сейчас вы получите конверты с заданием. Ваша задача инсценировать ответ на поставленный вопрос, т.е. показать, как вы будете это делать.
Каждая группа получает задание в конверте. Задача детей инсценировать ситуацию.
Ситуация 1 Мама послала тебя к соседке попросить немного муки. Как ты это сделаешь?
Ситуация 2 Незнакомый человек спрашивает у тебя, как пройти в аптеку. Как ты ему объяснишь дорогу?
Ситуация 3 Ты хочешь пригласить своих товарищей на день рождения. Как ты это сделаешь?
* Мама велела прийти домой в 3 часа дня. Но у вас нет часов. Вам придётся обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете? (Здравствуйте, скажите, пожалуйста, который час).
** Вася и Коля едут в трамвае. На остановке входит старушка. Как вы будете действовать? (Бабушка, садитесь, пожалуйста).
***"Приходит утром Костя в школу. У двери его класса стоит учительница и беседует с учителем из параллельного класса. Костя, увидев ее, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера интересную книгу читал".
- Какую ошибку допустил Костя? (нужно поздороваться, перебивать старших нельзя).
****Шёл Боря домой из школы. Видит - по улице слепой человек идёт и палочкой тротуар ощупывает. Подошёл к перекрёстку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Боря и пошёл своей дорогой. Как бы вы поступили на его месте? (Помогли перейти улицу)