Народности, создавшие государство




Дальше других в своем развитии цивилизационном продвинулись майя, ацтеки и инки, создавшие свою государственность.

Майя – группа индийских народов, живших на территории юга современной Мексики, Гватемалы, Гондураса, Сальвадора и Белиза. Считается, что предки майя пришли в эти места с севера в IV – III тыс. до н. э. Первая значительная цивилизация майя сложилась на рубеже нашей эры. Это было несколько десятков городов-государств, наиболее известными из которых были: Вашактун, Яшчилан, Тикаль, Паленке, Копан и др. В VII – IX вв. почти все города-государства майя погибли в результате внутренних кризисов, а также из-за нашествия вражеских племен. Большинство городов жители покинули навсегда, в другие, как например Чичен-Ицу (что означает «у колодца Ицу») на полуострове Юкатан, вернулись спустя столетия. В X – XI вв. он стал крупнейшим культурным центром майя. В XII в. этот город был захвачен войсками могущественного соседнего города-государства Майяпана. В середине XV в. это вызвало восстание жителей, зависимых от Майяпана городов. Майяпан был захвачен и разграблен. Образовалось несколько враждующих между собой государств, и началась смуты и братоубийственных войн. Дополненная эпидемиями конца XV в., она привела к опустошению и окончательному упадку некогда цветущих городов. Такой увидели цивилизацию майя европейцы в 40-е гг. XVI в.

Основным хозяйственным занятием майя было подсечно-огневое земледелие, организованное в целом на довольно примитивном уровне. Майя не знали скотоводства и не имели одомашненных животных. Единственным прирученным зверем у них была собака, мясо которой употреблялось в пищу. Пищу животного происхождения они получали также от охоты на диких зверей, птиц и от рыбной ловли.

Хозяйственным достижением майя было изобретение вертикального ткацкого станка, с помощью которого они делали прекрасные узорчатые ткани из волокна хлопка или агавы. Развито было и гончарное дело, и их керамическая утварь украшалась художественной выпуклой лепкой и цветной росписью.

Изделия из метала они получали от соседних племен в обмен на продукты земледелия и ткани. Важными предметами меновой торговли были соль, рыба, мед, рабы. В качестве денег майя использовали бабы какао.

В обществе майя существовало значительное социальное и имущественное неравенство. Наверху социальной иерархии находились верховные правители городов, власть которых была неограниченной. Рядом с ними стояли их приближенные – советники, жрецы, наместники завоеванных территорий. Нижние ступени занимали зависимое население и рабы.

Майя первыми в Америке разработали усовершенствованную форму иероглифического письма. Они писали на листах бумаги, сделанных из растительного волокна. Великолепные математики и астрологи, майя составили два календаря. Изучив движение Земли вокруг Солнца, они точно высчитали годовой цикл, состоявший из 365 дней. Другой – священный 260-дневный календарь применялся для предсказаний. Его умели читать только жрецы, которую играли важную роль в жизни общества.

Особенностями религиозного культа майя были кровавые самоистязания – через раны, полагали майя, человеку передаются энергия и знания богов, человеческие жертвоприношения – люди должны были отблагодарить богов за дарованную им жизнь, и каннибализм – майя были уверены, что, поедая жертвенного соплеменника, они приобретут все его достоинства. Поэтому для жертв выбирались лучшие из лучших – молодые, здоровые, красивые. Масштабы человеческих жертвоприношений были очень велики, и, действуя так, майя лишали себя будущего.

Другим крупным народом, создавшим раннюю городскую цивилизацию Америки, были тольтеки. Во II – I вв. до н. э. они начали строить город Теотиутакан – он находился на территории современной Мексики, в долине Мехико. Эпоху расцвета Теотиутакан переживал в III – IV вв. н. э. Он занимал площадь 25 кв. км и насчитывал 50-80 тыс. жителей. Пирамиды, площади, мастерские, жилые дома и рынки располагались по строгому плану. Стены величественных зданий, дворцов и храмов были покрыты штукатуркой и расписаны фресками, как правило, на мифологические сюжеты. Главным божеством тольтеков был богочеловек Кецалькоатль («пернатый змей»).

Государство тольтеков перестало существовать около X в. в результате вторжения соседских племен, голода и эпидемии чумы. Наследниками культуры Теотиукана стали ацтеки.

Ацтеки появились в долине Мехико в XII в. в числе прочих кочевых племен, завоевали и ассимилировали местное население и стали возводить свою генеалогию к покоренным ими тольтеками. Около 1325 г. ацтеки основали город Теночтиплан. Город делился на четыре стороны света, и на двадцать малых кварталов, соответствующих делению ацтеков на племена и рода. Период независимого существования этого государства был недолгим: уже в 1519 – 1521 гг. оно было завоевано испанцами.

Основной отраслью экономики ацтеков было ирригационное и чинамповое земледелие. Они умели строить системы оросительных каналов. Ацтеки делали плоты, на них выкладывали жидкую землю с тиной и сажали туда деревья, которые пускали корни и закрепляли «плавающие огороды». Такие плоты называли чинампасами. Именно от ацтеков европейцы узнали о шоколаде. Ацтеки знали свойства каучука и умели делать мячи для ритуальных игр.

У ацтеков были развиты разнообразные ремесла, в том числе изготовление узорных хлопчатобумажных тканей, одежды и головных уборов, полихромной и резной керамики, ковка меди и золота, резьба по камню, составление мозаик из драгоценных камней, в том числе из бирюзы и нефрита.

Разнообразие производимых ремесленных изделий стимулировало обмен. Крупнейшим торговым центром был рынок в Теночтитлане, где продавцы каждого товара занимали свой особый ряд.

Своеобразием отличались образ жизни и мировоззрение ацтеков. От майя ацтеки унаследовали письменность, календарь и способ летоисчисления, у них существовала развитая мифология и разработанные религиозные культы. Их ювелиры делали изумительные по красоте украшения, строители возводили грандиозные храмы, купцы организовывали торговлю, вовлекая в нее даже очень удаленные от себя племена.

В 1519 г. испанский конкистадор Эрнан Кортес со сравнительно небольшим войском отправился к берегам Мексики в поисках золота и богатств. Вступив в столицу ацтеков, он был поражен ее богатством. Правитель ацтеков Монтесума II поначалу не знал, как следует вести себя по отношению к иностранцам. Монтесума принял его за бога Кецалькоатля, о возвращении которого говорило древнее пророчество. Ореол божественности испанцев был развеян, когда в 1920 г. ацтекам удалось выгнать их из Теночтитлана. Но с помощью врагов ацтеков – покоренных ими народов – испанцы разгромили ацтеков.

Государство инков, занимавшее в конце XV в. область Центральных Анд, складывалось постепенно. Первый период, начавшийся в I тыс. до н. э. и продолжавшийся до первых веков нашей эры, был временем разложения родовой и формирования сельской общины, и складывания союзов племен.

Второй период, длившийся примерно с V по XV вв. стал временем возникновения и развития государства инков. Особую роль в его становлении сыграли племена мочика, аймара и кечуа.

Мочика умели возводить большие здания из необожженного кирпича, к которым вели мощеные дороги. Они занимались интенсивным поливным земледелием и построили сложную систему каналов, тянущиеся на многие сотни километров, по которым к полям подводилась вода. Не имея гончарного круга, они лепили керамические сосуды вручную в виде разнообразных фигур. Мочика построили ступенчатые пирамиды – уака. Самая большая из них, пирамида Солнца, имела высоту 41 м.

Народ аймара в VIII – IX вв. создал самую высокую культуру доинкского периода, названную Тиауанакской по имени стоянки, которая находилась в Боливии в 21 км к югу от озера Титикака. Племена аймара создали комплекс зданий, в который входят Ворота Солнца. Одно из самых замечательных памятников Древней Америки, он представляет собой мощную арку из каменных глыб, каждая весом около 100 тонн.

В XIII в. образуется государство инков. Первоначально название инков носило одно из племен языковой группы кечуа, близкой аймара и мочика. Впоследствии термин инка стал обозначать титул правителя, правящий слой в государстве и народ в целом.

Третий период в истории цивилизации инков – XV – середина XVI вв. – явился временем расцвета их государства. С XV в. инки вели активные завоевательные войны, в результате которых смогла подчинить себе племенные союзы всей области Анд. Уже к началу XVI в. территория государства увеличилась более чем в четыре раза, а население составило 6 млн. человек – величину, очень значительную для той эпохи.

Государство инков – оно называлось Тауантинсуйу – было централизованным, с сильной единоличной властью правителя. Во главе государства стоял «Верховный», его называли Сапа Инка. По своему положению он фактически являлся императором или диктатором, обладавшим неограниченной властью. Первым Сапа Инкой стал в 1390-х годах Рипак Юпанки, который взял на себя имя верховного бога Виракочи.

Резиденция Сапа Инки находилась в городе Куско, столице империи. Это был крупный культурный, административный и религиозный центр, в котором проживало около 200 тыс. жителей.

Верховный инка и все высшие должностные лица, находясь в Куско, наблюдали за ситуацией в стране и жестко ее контролировали. Государство, созданное инками, носило деспотичный и кастовый характер. Привилегированный слоем были собственно инки. Они не работали и не платили налогов. От государства инки получали в собственность земельные наделы и работников – рабов для выполнения сельскохозяйственных и ремесленных работ.

Следующей общественной группой, занимавшей промежуточное положение в империи, была родовая знать покоренных племен. Им также принадлежали значительные участки земли, которые обрабатывали крестьяне-общинники.

Люди покоренных племен составляли большую часть населения империи. В их временном пользовании были наделы земли, размер которых зависел от количества детей в семье и их пола: на мальчиков полагались участки вдвое больше, чем на девочек.

Основой экономики было сельское хозяйство. Основой пищевого рациона была кукуруза, из зерен которой варили кашу, пекли лепешки, делали масло и различные напитки, в том числе крепкие алкогольные и пиво.

Важным занятием были разнообразные ремесла. В обществе отсутствовал слой свободных ремесленников. Изготовлением орудий труда, керамической посуды, разнообразных тканей из хлопка и шерсти, ковров, ювелирных украшений, как правило, занимались сами крестьяне – члены земледельческой общины. Инки в огромных количествах добывали серебро. Из бронзы – сплава меди и олова – они делали ножи, булавки, иглы, колокольчики, серпы, прочие инструменты.

Слабое развитие торговых связей в государстве инков объясняется тем, что деспотическое государство со значительным господствующим классом, ведущим праздную жизнь и не участвующем в созидательном труде, присваивало себе практически весь продукт труда рабов, крестьян и ремесленников, оставляя им слишком мало излишков для обмена. Таким образом, в экономике появились противоречия и экстенсивный характер цивилизации инков.

Такие противоречия существовали и в других сферах жизни. Несмотря на интерес астрономии и создание своего календаря, инки не научились точно измерять время суток, которое они определяли просто по положению светил на небосклоне. Общей системы образования не было, и в школе учились только мальчики из знатных семей. За четырехлетний срок обучения они должны были освоить язык кечуа – устный, письменности у них не было, календарь, религиозный комплекс и кипу, применяемую для ведения статистической отчетности. Кипу представляла собой бахрому из шерстяных или хлопчатобумажных веревок, которые завязывали в узелки. Кипу являлась системой передачи сведений, однако ничего общего с письменностью не имела.

Не записаны были и законы, выработанные правителями инков и отличавшиеся особой жестокостью. Их главное назначение заключалось в том, чтобы закрепить подчинение покоренных народов и предупредить восстания. Обычными наказаниями в империи были пытки и смертная казнь.

Однако, несмотря на жестокость наказаний, восстания покоренных народов в государстве инков не было редкостью. Именно используя недовольство и возмущение индейцев, испанские конкистадоры в 1532 – 1536 гг. смогли быстро завоевать, казавшееся прочным инкское государство.

Испанцам помогла только что закончившаяся гражданская война между верховным правителем Хуаскаром и его двоюродным братом Атауальпа, в результате которой к власти пришел Атауальпа. Испанцы, заманив его якобы для переговоров, взяли в плен и умертвили, но заставили инков собирать золото на выкуп.


Заключение

 

Освоение огромных пространств целого материка с незнакомыми природными условиями, чужим растительным и животным миром не только представляло для переселенцев большие трудности и таило в себе много опасностей, но и потребовало длительного времени. В отдельные области Америки потомки первых переселенцев пришли только в I тыс. н. э.

Основной причиной переселений была необходимость постоянного расширения среды обитания и использования все новых областей для охоты, рыбной ловли и собирательства в условиях ведения экстенсивного хозяйства. Впрочем, некоторые из племен-переселенцев вели оседлую жизнь, знали земледелие и различные ремесла.

Ко времени пришествия европейцев на рубеже XV – XVI вв. население Америки состояло из большого числа разных племен и народностей. По историко-этнографической и языковой общности они делились на группы, из которых наиболее многочисленными и широко распространенными были эскимосы, алеуты, ирокезы, могикане, тлинкиты, ацтеки, майя, дакота, пуэбло, патагонцы, инки и др. По уровню развития среди них можно выделить три группы: 1) наиболее отсталые племена, живущие в условиях древнего и среднего каменного века, и занимающиеся только охотой, собирательством и рыболовством; 2) неолитические племена, перешедшие к ремеслам, земледелию и скотоводству; 3) народности, поднявшиеся до уровня классового общества и создавшие государства.


Список литературы

 

1. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

2. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. – М.: Дрофа, 2004.

3. Тишков В.А. История и историки в США. - М., 2005.

4. Тойнби А. Постижение истории. - М., 2001.

5. Снегирева Л.И., Дунбинская Т.И., Широкова М.П., Найбороденко Л.М., Сафонова Т.И. История мировых цивилизаций: Учебное пособие для студентов I курса дистанционной форма обучения. - Томск: ТМЦ ДО, 2004. - 97с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: