Педагогические измерения




Основную методическую проблему при сборе информации в педагогическом эксперименте представляет количественная оценка качеств изучаемых объектов и процессов или их измерение.

Если в точных науках измерение сводится к сравнению данной величины с однородной ей величиной, принятой за единицу (эталоном), то для психолого-педагогических параметров таких эталонов не имеется.

Более того, большинство психолого-педагогических параметров (признаки, качества, свойства, факторы) являются скрытыми (латентными), о которых можно судить лишь косвенно, по их проявлениям, т. е. весьма приближенно.

Пример. Данные тестирования творческой способности (сумма правильных решений), очевидно, не может полностью совпадать с количественной величиной, для измерения которой предназначен тест.

Будем называть педагогическим измерением операцию присвоения чисел объектам или их свойствам в соответствии с определенными правилами.

В педагогическом исследовании применяются 4 основных способа измерения, связанные с различными правилами, называемые измерительными шкалами (номинальная, порядковая, интервальная и шкала отношений).

 

 

1.Номинальная шкала (шкала наименований) – самый низкий уровень измерения.

Здесь проводится классификация, а не измерение, делит все объекты на группы по какому-либо признаку (различию). Этим признакам присваиваются определенные числа (код).

По результатам измерений можно подсчитать количество или частоты. Никакого количественного соотношения между объектами в номинальной шкале нет.

Такой тип измерений создает предпосылки для последующих более глубоких исследований. Данные шкалы используют в основном в социологических исследованиях.

 

Примеры:

А. Учащиеся класса делятся на две категории и обозначаются:

девочки – 01; мальчики - 02.

Б. Группы нарушителей дисциплины и их обозначение (кодирование): на уроке - 1, на улице - 2. дома - 3.

 

 

2. Шкала порядка измеряет (обозначает) степень различия какого-либо признака или свойства у разных объектов.

Числа в шкале порядка отражают только порядок следования объектов и не дают возможности сказать, на сколько или во сколько один объект предпочтительнее другого.
Интервалы, разделяющие места в ряду не равны по величине, поэтому нецелесообразно и некорректно проводить математические действия с порядковыми местами, нельзя находить среднее арифметическое, т.е. нельзя сказать, насколько больше.

 

 

Самым ярким примером порядковой шкалы является пятибалльная система оценки ЗУН учащихся. Для нее разработаны критерии и различные методы измерения.

3начительно труднее применять порядковую шкалу для количественных оценок других качеств личности (в воспитательном процессе).

 

Существует несколько разновидностей порядкового шкалирования (измерения):

· ранжирование (в ряд),

· группировка (ранжирование по группам),

· парное сравнение,

· метод полярных профилей.

Ранжирование. Изучаемые объекты располагаются в ряд (упорядочиваются) по степени выраженности какого-либо качества. Первое место в этом ряду занимает объект с наиболее высоким уровнем данного качества, и ему присваивается наивысший балл (числовое значение выбирается произвольно). Затем каждому объекту ранжированного ряда присваиваются более низкие оценки, соответствующие занимаемым местам.

Группировка всей совокупности объектов наблюдения в несколько рангов, достаточно ясно отличающихся друг от друга по степени измеряемого признака.

Примеры:

А. Учащиеся класса согласно пятибалльной системе оценки ЗУН делятся на отличников, хорошистов и т. д.

Б. Анкетирование отношения учащихся к данному событию позволило разбить их на группы и оценить следующим образом:

Учащиеся с ярко положительным отношением ранг + 2

со слабо положительным ранг + 1

с безразличным ранг 0

со слабо отрицательным ранг - 1

с резко отрицательным ранг - 2

 

Парное сравнение. Учащиеся сопоставляются друг с. другом (каждый с каждым) по какому-либо качеству.

Если они одинаковы, то каждый получает по 1 баллу.

Если у одного этого качества больше, чем у другого, первый получает 2 балла, второй - 0 (как при спортивных играх по круговой системе).

Суммируя полученные каждым баллы, получаем количественное выражение уровня развития данного качества у каждого учащегося (его ранг).

Пример: В результате сравнения по признаку "кто добрее?" получается следующая таблица:

  Иванов Петров Сидоров Общий балл (ранг)
Иванов -      
Петров   -    
Сидоров     -  

 

 

Метод полярных профилей. Этот прием предполагает применение для оценки условной шкалы, крайними точками которой являются противоположные значения признака (например, добрый - злой, теплый - холодный и т. п.). Промежуток между полюсами делится на произвольное количество частей (баллов).

Пример.

А. Оценка степени доверия кандидату на выборную должность дается в полярной шкале:

(Доверяю полностью) 10 - 9 - 8 - 7 - 6 - 5 - 4 - 3 - 2 - 1 (Совсем не доверяю)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: