Основную методическую проблему при сборе информации в педагогическом эксперименте представляет количественная оценка качеств изучаемых объектов и процессов или их измерение.
Если в точных науках измерение сводится к сравнению данной величины с однородной ей величиной, принятой за единицу (эталоном), то для психолого-педагогических параметров таких эталонов не имеется.
Более того, большинство психолого-педагогических параметров (признаки, качества, свойства, факторы) являются скрытыми (латентными), о которых можно судить лишь косвенно, по их проявлениям, т. е. весьма приближенно.
Пример. Данные тестирования творческой способности (сумма правильных решений), очевидно, не может полностью совпадать с количественной величиной, для измерения которой предназначен тест.
Будем называть педагогическим измерением операцию присвоения чисел объектам или их свойствам в соответствии с определенными правилами.
В педагогическом исследовании применяются 4 основных способа измерения, связанные с различными правилами, называемые измерительными шкалами (номинальная, порядковая, интервальная и шкала отношений).
1.Номинальная шкала (шкала наименований) – самый низкий уровень измерения.
Здесь проводится классификация, а не измерение, делит все объекты на группы по какому-либо признаку (различию). Этим признакам присваиваются определенные числа (код).
По результатам измерений можно подсчитать количество или частоты. Никакого количественного соотношения между объектами в номинальной шкале нет.
Такой тип измерений создает предпосылки для последующих более глубоких исследований. Данные шкалы используют в основном в социологических исследованиях.
|
Примеры:
А. Учащиеся класса делятся на две категории и обозначаются:
девочки – 01; мальчики - 02.
Б. Группы нарушителей дисциплины и их обозначение (кодирование): на уроке - 1, на улице - 2. дома - 3.
2. Шкала порядка измеряет (обозначает) степень различия какого-либо признака или свойства у разных объектов.
Числа в шкале порядка отражают только порядок следования объектов и не дают возможности сказать, на сколько или во сколько один объект предпочтительнее другого.
Интервалы, разделяющие места в ряду не равны по величине, поэтому нецелесообразно и некорректно проводить математические действия с порядковыми местами, нельзя находить среднее арифметическое, т.е. нельзя сказать, насколько больше.
Самым ярким примером порядковой шкалы является пятибалльная система оценки ЗУН учащихся. Для нее разработаны критерии и различные методы измерения.
3начительно труднее применять порядковую шкалу для количественных оценок других качеств личности (в воспитательном процессе).
Существует несколько разновидностей порядкового шкалирования (измерения):
· ранжирование (в ряд),
· группировка (ранжирование по группам),
· парное сравнение,
· метод полярных профилей.
Ранжирование. Изучаемые объекты располагаются в ряд (упорядочиваются) по степени выраженности какого-либо качества. Первое место в этом ряду занимает объект с наиболее высоким уровнем данного качества, и ему присваивается наивысший балл (числовое значение выбирается произвольно). Затем каждому объекту ранжированного ряда присваиваются более низкие оценки, соответствующие занимаемым местам.
|
Группировка всей совокупности объектов наблюдения в несколько рангов, достаточно ясно отличающихся друг от друга по степени измеряемого признака.
Примеры:
А. Учащиеся класса согласно пятибалльной системе оценки ЗУН делятся на отличников, хорошистов и т. д.
Б. Анкетирование отношения учащихся к данному событию позволило разбить их на группы и оценить следующим образом:
Учащиеся с ярко положительным отношением ранг + 2
со слабо положительным ранг + 1
с безразличным ранг 0
со слабо отрицательным ранг - 1
с резко отрицательным ранг - 2
Парное сравнение. Учащиеся сопоставляются друг с. другом (каждый с каждым) по какому-либо качеству.
Если они одинаковы, то каждый получает по 1 баллу.
Если у одного этого качества больше, чем у другого, первый получает 2 балла, второй - 0 (как при спортивных играх по круговой системе).
Суммируя полученные каждым баллы, получаем количественное выражение уровня развития данного качества у каждого учащегося (его ранг).
Пример: В результате сравнения по признаку "кто добрее?" получается следующая таблица:
Иванов | Петров | Сидоров | Общий балл (ранг) | |
Иванов | - | |||
Петров | - | |||
Сидоров | - |
Метод полярных профилей. Этот прием предполагает применение для оценки условной шкалы, крайними точками которой являются противоположные значения признака (например, добрый - злой, теплый - холодный и т. п.). Промежуток между полюсами делится на произвольное количество частей (баллов).
Пример.
А. Оценка степени доверия кандидату на выборную должность дается в полярной шкале:
(Доверяю полностью) 10 - 9 - 8 - 7 - 6 - 5 - 4 - 3 - 2 - 1 (Совсем не доверяю)