Казанский федеральный университет




Дизайн программ практик студентов педагогической магистратуры в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов

Иванова О.А., Петров П.Г., Сидоров Н.В., Федорова И.Г.

Казанский федеральный университет

Проблема исследования. Обновление федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования обострило проблему дизайна программ практик студентов-педагогов [3, 2]. Анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования свидетельствует о том, что на практику должно отводится не менее 40 зачетных единиц из общих 120 на программу (33%). Данный объем практики (33%) по отношению к теоретическим дисциплинам (67%) свидетельствует о достаточно высокой степени доверия со стороны государства данному формату обучения, и инициирует разработчиков учебных планов, рабочих программ, руководителей практик в высшем учебном заведении и школе к поиску новых эффективных форматов, контента, технологий, систем поддержки и оценивания практической подготовки студентов-педагогов. Приоритетом сегодня становится формирование компетенций, которые позволят обучающемуся гибко и эффективно действовать в будущем при реализации педагогической деятельности, лягут в основу его педагогической культуры, будут способствовать развитию его учительской интуиции [1]. Важным является формирование у студентов критического педагогического мышления, позволяющего оперативно и компетентно действовать в профессиональных ситуациях [5]. Накопление вышеуказанного компетентностного потенциала, согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования, должно осуществляться через такие виды деятельности как проектирование, исследование и управление (уровень магистратуры) [4]. Большой удельный вес в контенте компетенций принадлежит также способности к аналитико-рефлексивной работе, профессиональному владению инструментами коммуникации. Исходя из вышеуказанного, целью исследования является: осуществить анализ опыта реализации системы практической подготовки магистрантов-педагогов, обосновать дизайн программ практик педагогической магистратуры в условиях внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов, выявить и экспериментально проверить положительные эффекты педагогических практик (уровень магистратуры). В статье исследуется опыт Института психологии и образования Казанского федерального университета. Методы исследования: теоретические методы, среди которых анализ предмета исследования на основе изучения философской, психологической и педагогической литературы; рефлексивно-системный анализ обоснованной организации педагогической деятельности. В качестве эмпирических методов использованы факторный качественный анализ глубинных интервью студенческого корпуса, анкетирование. В исследовании приняли участие 30 студентов 2 курса педагогической магистратуры. Выводы и рекомендации. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости организации системы практической подготовки магистрантов-педагогов с обязательным фокусом на такие виды деятельности как аналитико-рефлексивная, проектно-технологическая, исследовательская, особого дизайна программ практик всего курса обучения с ярко выраженной структурой каждого из компонентов содержания практик и их логичным соотношением. Обоснованный в исследовании дизайн программ практик педагогической магистратуры обеспечивает: во-первых, континуум инновирования системы практической подготовки студентов-педагогов в вузе посредством учета реалий школы, их интересов и потребностей, анализа и интродукции в контент практик требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, профессионального стандарта педагога; во-вторых, рациональность и экономичность процесса практической подготовки в силу сопряжения фондов оценочных средств программ практик и теоретических дисциплин; в третьих, ортогональность контента разновидовых и разнотипных практик с отсутствием дублирования заданий, образующих целостную систему практической подготовки студента-педагога, что позволяет осуществить безболезненную замену одного из компонентов содержания в случае необходимости. Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных планов, рабочих программ практик, реализуемых в рамках высшего образования, реализации сопоставительных исследований для разработки методологии практической подготовки педагога.

 

Ключевые слова: практика, дизайн, образовательный стандарт, магистратура, педагогическое образование, компетенция.

 

Ссылки:

1. Айбазов М. М. Формирование педагогической культуры учителя // Современные концепции развития науки. – 2017. – С. 36-38.

2. Галкина Е. А. Механизмы обновления основных профессиональных образовательных программ магистратуры в региональном педагогическом вузе (на примере КГПУ им. ВП Астафьева) // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. ВП Астафьева. – 2015. – №. 2 (32).

3. Марголис А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров //Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19. – №. 3. – С. 105-126.

4. Марголис А. А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. – №. 5. – С. 45-64.

5. Ulvik, M., & Smith, K. (2011). What characterizes a good practicum in teacher education?. Education Inquiry, 2 (3), 517-536.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: