Периодичность снятия проб:
· во время регулярных проверок при каждом ТО-1;
· перед сменой масла;
· более часто, если подозревается ненормальный износ.
Процедура снятия проб:
· отбор масла производить через 10 - 15 минут после остановки самосвала, причем перед остановкой самосвал должен отработать не менее часа;
· отверните пробку контрольного отверстия с наружной крышки;
· через контрольное отверстие пробоотборником возьмите с каждого редуктора по 150 - 200 мл. масла с глубины 50 мм от нижней точки масляной полости, пробы с каждого редуктора должны быть в отдельной посуде (бутылочке) и промаркированы;
· анализ масла и анализ результатов должны выполняться немедленно, то есть выполнить:
а) спектральный анализ на содержание железа, хрома и кремния;
б) измерить кинематическую вязкость;
в) содержание нерастворимых примесей.
· измеренное содержание железа, хрома, никеля, меди и кремния сравните с результатами предыдущей проверки.
Если наблюдается значительное увеличение какого-либо элемента, выполните проверку зубчатых колес, шлицевых соединений и подшипников. Если значительно изменилось содержание одного кремния, то следует заменить масло. Замену масла следует выполнить и в случае постепенного накопления в масле металлических частиц с концентрацией их превышающей 5 г/л (0,5%). Наличие меди в масле обусловлено использованием подшипников первого ряда с латунными сепараторами. При этом концентрация меди в масле до 0,1 г/л (0,001%) соответствует нормальному изнашиванию. Концентрация меди выше указанной величины свидетельствует об интенсивном изнашивании сепаратора, при этом частицы латуни просматриваются визуально в стеклянной пробирке в виде золотистого блеска. В подобных случаях необходимо выполнить замену масла и произвести осмотр подшипников и при необходимости их заменить.
|
Замену масла следует выполнять в случаях изменения вязкости масла на 30% по сравнению с вязкостью нового масла и при содержании нерастворимых примесей более 1%.
Все указанные замены масла не освобождают от выполнения замены масла согласно регламентным работам по техническому обслуживанию редукторов мотор-колес.
Коробка отбора мощности предназначена для привода насосов объединенной гидравлической системы рулевого управления, тормозных систем и опрокидывающего механизма, датчика частоты вращения двигателя в системе автоматического регулирования тягового электропривода, компрессора кондиционера и низковольтного генератора (для самосвала БелАЗ-7514-10).
Коробка отбора мощности установлена на раме самосвала на резиновых подушках 6 (рисунки 13.1 и 13.2). Подушки опираются на кронштейны 3 и 4, жестко прикрепленные к картеру коробки и внутренней стороне лонжеронов рамы. Коробка отбора мощности устанавливается соосно со ступицей вентилятора тягового генератора. Допускаемое смещение осей валов коробки отбора мощности и ступицы вентилятора в вертикальной плоскости должно быть не более 7 мм, а в горизонтальной плоскости __ не более 10 мм. Регулировка соосности в горизонтальной плоскости осуществляется регулировочными прокладками 5, устанавливая под каждый элемент крепления не более семи прокладок, а в вертикальной плоскости - перестановкой шайб 8 сверху вниз или наоборот, не нарушая их количества. Привод коробки осуществляется от ступицы вентилятора тягового генератора карданным валом.Коробка отбора мощности (рисунки 13.3 и 13.4) представляет собой многовальный редуктор с цилиндрическими прямозубыми шестернями.
|
Рисунок 13.3 — Коробка отбора мощности самосвала БелАЗ-7514-10 (места сечений смотри на рисунке 13.1):
1 - картер; 2 - соединительная втулка; 3, 5 - шлицевые втулки; 4 – шестерня привода насосов; 6 - фланец; 7 - шестерня промежуточного вала; 8 - промежуточный вал; 9 - вал привода генератора; 10 – шестерня вала привода генератора; 11 - крышка; 12 - шкив ведущий привода генератора; 13, 16 - шестерни привода насосов; 14 - ведущая шестерня; 15 - ведущий вал; 17 - вал привода насоса; 18 - фланец-шкив привода компрессора кондиционера; 19 - вал; 20 - шестерня
Все шестерни коробки отбора мощности находятся в постоянном зацеплении. Поэтому, приводимые от коробки отбора мощности агрегаты при работающем двигателе постоянно работают.Для компенсации перекосов и погрешностей монтажа привод насосов объединенной гидравлической системы осуществляется через шлицевые и соединительные втулки.Привод коробки отбора мощности осуществляется карданным валом. Он состоит из двух карданных шарниров и подвижного соединения: шлицевого вала 14 (рисунок 13.5), скользящей вилки 9, неподвижной вилки 16, закрепленной на валу стопорными кольцами 15, двух крестовин 1 и двух фланец-вилок 2. Крестовины 1 установлены в проушинах неподвижной и скользящей вилок и фланец-вилок на игольчатых подшипниках 5, которые уплотнены торцевым 3 и радиальным 4 самоподжимным уплотнениями. Во внутренней полости скользящей вилки установлена заглушка 8, образующая полость для удержания смазки в шлицевом соединении. Для предохранения шлицевого соединения от загрязнения служит защитное уплотнение 11, закрепленное обоймой 13. Смазка игольчатых подшипников осуществляется через масленки 7.Карданный вал динамически отбалансирован установкой балансировочных пластин 17 под стопорные пластины 19 в количестве не более трех штук. При сборке карданного вала взаимное расположение вилок устанавливают по стрелкам, выбитых на них. Изменение взаимного расположения вилок, ослабление крепления вала и игольчатых подшипников, а также износ деталей вызывает вибрацию карданного вала и снижает срок его службы.
|
Техническое обслуживание коробки отбора мощности заключается в периодической проверке уровня масла в картере и дозаправке его до уровня контрольной пробки, промывке сапуна, а также замене масла. Техническое обслуживание карданного вала заключается в периодической смазке шарниров и скользящего соединения, проверке люфтов в шарнирах и затяжки крепления вала и игольчатых подшипников. Проверка люфтов в шарнирах производится резким покачиванием карданного вала в различных направлениях. Люфт при этом не должен ощущаться.Периодичность технического обслуживания коробки отбора мощности и карданного вала, перечень применяемых смазочных материалов согласно главы «Техническое обслуживание».
Рисунок 7.1 __ Электромотор-колесо:
1 - корпус редуктора; 2 - тормозной барабан; 3 - тормозная колодка; 4 - прижим; 5, 30 - манжеты; 6 - ступица колеса;
7 - роликовый конический подшипник; 8 - солнечная шестерня второго ряда; 9 - регулировочный болт; 10 - коронная шестерня первого ряда; 11 - водило первого ряда; 12 - пробка контрольного отверстия; 13 - солнечная шестерня первого ряда;
14 - торсионный вал; 15 – упор-сапун с фильтрующим элементом; 16 - крышка; 17 - шариковый подшипник; 18 - ось сателлита первого ряда; 19 - роликовый подшипник; 20 - сателлит первого ряда; 21 - наружная крышка; 22 - ограничитель; 23 - прижимное кольцо; 24 - маслоуловитель; 25 - ось сателлита второго ряда; 26 - роликовый сферический подшипник; 27 - сателлит второго ряда; 28 - коронная шестерня второго ряда; 29 - упорное кольцо; 31 - фланец; 32 - тяговый электродвигатель;
33 - стояночный тормозной механизм; 34 - датчик скорости
Рисунок 13.4 — Коробка отбора мощности самосвала
1 - картер; 2 - соединительная втулка; 3, 9 - шлицевые втулки; 4 – вал привода насосов; 5 – шестерня привода насосов; 6 – шестерня ведущая; 7 – вал ведущий; 8 - фланец-шкив привода компрессора кондиционера; 10 – фланец; 11 – вал; 12 - сапун; 13 - шестерня
Рисунок 13.5 - Карданный вал привода коробки отбора мощности:
1 - крестовина; 2 - фланец-вилка; 3 - торцовое уплотнение подшипника; 4 - радиальное уплотнение подшипника;
5 - подшипник; 6 - крышка подшипника; 7, 10 - масленки; 8 - заглушка скользящей вилки; 9 - скользящая вилка; 11 - сальник;
12 - уплотнительное кольцо сальника; 13 - гайка-обойма сальника; 14 - шлицевой вал; 15 - опорные кольца; 16 - шлицевая вилка; 17 - набор балансировочных пластин; 18 - болт крепления крышки подшипника; 19 - стопорные пластины