Методы исследования памяти и внимания.





 

Все психические процессы можно разделить на условно 2 большие группы:

I. Формы отражения.

i. Ощущение – это форма отражения отдельных признаков\характеристик предмета.

ii. Восприятие – это форма отражения предметов и явлений действительности в форме образов.

iii. Мышление – познавательный психический процесс, обобщенный\опосредованный языком и речью.

 

II. Универсальные психические процессы – без них невозможно осуществление никакой деятельности.

i. Память - психически - универсальный познавательный процесс, состоящий в единстве из 3-х процессов: запечатления, сохранения, воспроизведения информации.

ii. Внимание – познавательный психический процесс, определяющий концентрацию сознания на аспектах действительности.

 

i. Память.

Виды памяти:

1) Непосредственная.

2) Опосредственная.

3) Модально специфическая.

4) Неспецифическая.

5) Долговременная.

6) Кратковременная.

 

Б.В.Зейгарник выделяет непосредственную память, опосредованную. А в качестве объекта исследования предлагает мотивационный компонент мнистической деятельности, динамический аспект исследования памяти.

 

В клинике в патопсихологии исследуется:

1) Непосредственная память.

o Произвольная.

o Непроизвольная.

Методы исследования непосредственной памяти.

A. Наиболее распространенный метод, как правило, это метод запоминания 10-ти слов. Это общий метод исследования, как для патопсихологии, так и для нейропсихологии. Этот метод наиболее прост и информативен. По его окончанию можно сразу дать рекомендацию. Если мы имеем дело с больными, у которых есть органические факторы, то чаще всего мы будем иметь дело с нарушением работоспособности и утомляемостью. Например, мы сделали какое-то объемное исследование («классификацию»). Это исследование может утомить испытуемого, и у нас уже в дальнейшем не будет достоверных данных об объеме, ибо эти достоверные данные будут заменять фактор утомляемости. При исследовании необходимо исключить интерферирующие (мешающие) факторы.

 

Список слов: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, игла, гриб, мед, огонь.

Мы отмечаем в протоколе порядок воспроизведения. Если испытуемый говорит слово 2 раза – записываем.

 

Ошибки воспроизведения:

· Воспроизведение слова несколько раз.

· Воспроизведение не предъявляемых слов.

Если объем запоминания 9-10 слов – можно остановиться. Воспроизводится в 3-5 этапов. Больше 5 этапов не имеет смысла заучивать слова. Примерно через 50-60 минут, можно позже, просим испытуемого вспомнить слова, которые он запоминал в самом начале. В нашем протоколе есть 6-ая строка – «отсроченное» воспроизведение – последнее воспроизведение, куда мы и записываем результат.

 

Этим методом мы исследуем:

ü Непосредственное произвольное кратковременное запоминание.

ü Динамику объема запоминания при повторении. Мы стремимся, чтобы испытуемый заучил слова.

 

Мы смотрим, объем запоминания растет или не растет. В норме - это 7±2.

Ø Если менее 5-ти слов, то есть нижняя граница – то это тенденция к сужению памяти. И чем меньше слов, тем более сужена память.

Ø Норма – это 6-7 слов. Динамика при норме – это 5-7-9 или 6-8-9-10. Для нормы достаточно двух повторов максимум + испытуемым не делаются никакие включения и повторения.

Ø Варианты нарушения динамики.

ü Во-первых, динамика запоминания может быть нарушена в минимальной степени при достаточно низком объеме запоминания. Например, испытуемый запомнил 3-5-6. Мы видим, что объем запоминания нарастает очень медленно, что говорит о том, что объем непосредственной памяти значительно сужен.

ü Во-вторых, если строить график запоминания, то нормальная динамика – это постепенное возрастание кривой, и встречается при исходно значительном объеме памяти и при исходно незначительном объеме памяти. Второй тип кривой – это кривая воспроизведения сначала 4-х слов, потом 5-ти, потом или на 3 повторении или на 4-ом повторении идет резкий спад вниз. Такая динамика говорит о снижении работоспособности, в основе которой лежит утомляемость. Такую кривую можно назвать скачкообразной. Характерно для сосудистых больных и больных с травмой ГМ.

ü В-третьих, наличие кривой плато. Сначала 4 слова, потом 5, потом 5, потом 4, потом снова 5. Это говорит об инертности и об отсутствии мотивации у испытуемого.

 

При применении метода отсроченного воспроизведения, мы исследуем непосредственное, но долговременное запоминание.

 

Нарушение непосредственной памяти, как кратковременной, так и долговременной, случается, прежде всего, у больных с органическими поражениями ЦНС. Но есть исключения: когда больной не ставит задачу запомнить. Отсутствие такой задачи с одной стороны есть у органиков с поражением лобных долей или второй вариант – у психотических больных, больных шизофренией при отсутствии мотивации.

У психотических больных результатом сужения памяти может быть последствие приема нейролептиков. То есть нейролептики играют роль органического фактора. У испытуемого может быть отношение формальным и пассивным к эксперименту.

 

 

2) Опосредственная память.

 

Методы исследования.

A. Метод пиктограммы. Довольно универсальный метод, используемый не только в качестве исследований опосредованной памяти. Метод чаще всего используется для исследования мышления. Мы можем использовать этот метод как проективную методику. Мы может анализировать характер рисунков и характер затруднений, которые возникают при рисовании. Даже у здоровых людей возникают определенные трудности для опосредствования определенных слов-стимулов, понятий, словосочетаний. Интересно посмотреть, какие же слова вызывают затруднения. И если проанализировать какие именно, можно вычленить ключевые болевые точки, связанные с проблемами человека. Но метод пиктограмм очень плохо валидизирован.

 

Нам достаточно фиксировать какие слова испытуемый воспроизвел совершенно точно + слова, которые он воспроизвел по смыслу, но не точно + слова, которые не были воспроизведены. Далее мы делает количественный анализ пиктограмм и качественный анализ (почему произошли сбои опосредственного запоминания?).

 

После того как мы провели исследование непосредственного запоминания, потом исследование опосредственного запоминания, мы может сравнивать их результаты для характеристики памяти испытуемого. Важно, чтобы объем непосредственной кратковременной памяти был тождественен объему опосредственной памяти, или же последнее превышает. Бывало, что опосредственное запоминание значительно уменьшалось.

 

В норме – опосредственная выше непосредственной.

Ø Если тождественно равно, то у испытуемого нарушена способность к опосредственному запоминанию. Слова и словосочетания он запоминает непосредственно. Опосредственная не помогает запомнить испытуемому.

Ø Парадоксальная ситуация – когда объем опосредственного запоминания меньше чем объем опосредственной. У испытуемого нарушение мышления, но в силу этого нарушения процесс опосредствования представляет такую сложность, что интерферирует с задачей запоминания и мешает испытуемому запомнить.

 

B. Исследование опосредственного запоминания по А. Н. Леонтьеву. Метод Леонтьева на основе пиктограмм и основы идеи Выготского. Существуют два варианта. 3 серии для более достоверных результатов. А 3-4 серии используются непосредственно для клиники. В каждой серии по 30 карточек размером 5х5. Раскладываются все карточки картинками вверх. Стандартного набора карточек не существует, то есть можно сделать самим.

3-4 серия карточек: свет, обед, молоток, одежда, поле, игра, птица, лошадь, урок, ночь, мышь, молоко, стул, дорога (слова менять нельзя).

Набор карточек: диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка земляники, перьевая ручка, самолет, географическая карта, щетка, лопата, грабли, автомобиль, дерево, лейка, дом, цветок, тетради, телеграфный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, телега, настольная лампа, картина в раме, поле, кошка.

 

Дождь, собрание, пожар, драка, отряд, театр, ошибка, сила, встреча, ответ, горе, праздник, сосед, труд.

 

3) Динамическая сторона мнистической деятельности.

4) Мотивационный компонент.

 





Читайте также:
Обучение и проверка знаний по охране труда на ЖД предприятии: Вредный производственный фактор – воздействие, которого...
Производственно-технический отдел: его назначение и функции: Начальник ПТО осуществляет непосредственное...
Гражданская лирика А. С. Пушкина: Пушкин начал писать стихи очень рано вскоре после...
Своеобразие родной литературы: Толстой Л.Н. «Два товарища». Приёмы создания характеров и ситуаций...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.018 с.