Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли
Международная высшая школа управления
Утверждаю Директор _________________ В.Э. Щепинин «___» _______________ 2017 г. |
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
Бакалавриат
Направление 38.03.01 «Экономика»
СОГЛАСОВАНО Директор МВШУ _________О.В. Миролюбова «___» __________ 2017 г. |
Санкт-Петербург
Регламент
Проведения государственного экзамена для бакалавров
Института промышленного менеджмента, экономики и торговли
«Международная Высшая Школа Управления»
По направлению «Менеджмент» и «Экономика»
Настоящий Регламент проведения государственного экзамена (далее ГЭ) регламентирует проведения ГЭ в Международной высшей школе управления (далее МВШУ) Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (далее СПбПУ).
Регламент устанавливает кем проводится ГЭ, форму проведения экзамена, время отводимое на экзамен, количество вопросов в билете, как и на чём пишется ГЭ, правила поведения на ГЭ, порядок оценивания результатов; порядок объявления результатов, порядок подачи и рассмотрения апелляции.
Настоящий регламент разработан в соответствии с Уставом СПбПУ, с порядком проведения государственной итоговой аттестации по программам бакалавриата, программой ГЭ.
Область действия регламента
Настоящий регламент применяется при проведении ГЭ на МВШУ ИПМЭиТ по окончании основной экзаменационной сессии.
|
Условия проведения экзамена
2.1. ГЭ проводится и оценивается государственной экзаменационной комиссией, утвержденной ректором.
2.2. К ГЭ допускаются лица, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению «Менеджмент» или «Экономика». Для допуска на экзамен необходимо иметь при себе зачетную книжку. На экзамене не допускается пользование какой-либо литературой, шпаргалками, мобильными телефонами.
2.3. Экзамен проводится в форме письменного теста на листе-вкладыше, который вкладывается в протокол заседания государственной экзаменационной комиссии, заполняемый на каждого выпускника.
2.4. В тесте 21 вопрос. Вопросы составлены в соответствии с программой ГЭ. Она включает в себя общие, обще-профессиональные вопросы.
2.5. Время, отводимое для ответа на вопросы теста 1 астрономический час. (Если выпускник опоздал к началу экзамена, то время на написание теста не добавляется).
2.6. Результаты итоговых испытаний оцениваются по 5-балльной шкале.
2.7. Результаты ГЭ объявляются на следующий день после проведения ГЭ.
2.8. Апелляции по результатам итогового испытания принимается в течении первого часа после оглашения результатов ГЭ.
1. Менеджмент
1. Становление менеджмента. Современные концепции власти.
2. Развитие управления в России.
3. Четыре направления развития менеджмента. Школы управления.
4. Основные подходы к управлению и этапы развития менеджмента в ХХ-ХХI вв.
5. Предприятие как объект управления (субъекты и объекты управления, внутренняя и внешняя среда предприятия, особенности системы управления).
|
6. Принципы управления.
7. Характеристика инфраструктуры системы управления.
8. Политика предприятия.Пирамида управления.
9. Концепция деятельности предприятия.
10. Организационная культура предприятия.
11. Индивидуальная мотивация на предприятии (Мотивы и потребности персонала. Система ценностей. Мероприятия по повышению мотивации персонала).
12. Понятие и классификация методов и подходов в менеджменте.
13. Классификация управленческих функций.
14. Виды управленческих решений. Алгоритм принятия управленческих решений.
15. Методы выработки управленческих решений.
16. Эффективность процессов интеграции и диверсификации.
17. Типовые модели процесса обдумывания проблем.
18. Выявление и анализ проблем. Реализация управленческих решений.
19. Распределение ресурсов. Графический метод.
20. Математическая постановка задачи расчета партии в условиях неопределенности (с учетом цены / без учета цены).
21. Оценка риска при принятии управленческих решений. Деление риска. Метод ветвей и границ.
22. Экспертные методы выработки решений. Ранжирование.
23. Рейтинг предприятия, рейтинг страны. Система показателей.
24. Стратегическое планирование. Разработка стратегий предприятия.
25. Виды планов. Принципы планирования. Оценка качества плана.
26. Типы плановых стратегий (дискретная, остаточная, скользящая, возвратная, зональная, смешанная).
27. Деление власти по уровням управления. Коллективные органы управления.
28. Организационные структуры управления предприятием (достоинства и недостатки).
|
29. Моделирование формы хозяйственной деятельности.
30. Характеристика основных организационно-правовых форм деятельности.
31. Варианты проведения приватизации. Формы приобретения имущества.
32. Содержательные (Маслоу, Альдерфера, МакКлеллада, Херцберга, МакГрегора) и процессуальные теории мотивации (Врума, теория справедливости, Портера-Лоулера).
33. Формы и стадии контроля. Контроллинг и его задачи. Управленческий учет.
34. Определение очередности работ (одно рабочее место).
35. Выбор очередности обработки при двух агрегатах (алгоритм Джонсона).
36. Управление запасами. Классификация запасов.
37. Расчет размера партии поставки (детерминированный вариант).
38. Расчет размера партии поставки (вероятностный вариант).
39. Управление качеством. Бережливое производство. Сокращение потерь.
40. Группы как объекты управления.
41. Особенности управления неформальными группами: причины образования, характеристики, принципы управления.
42. Подходы к лидерству. Ситуационные модели в теории лидерства.
43. Принципы управления персоналом.
44. Организация управления персоналом. Система задач.
45. Оплата труда.
46. Формализованная аттестация персонала.
47. Типы власти. Делегирование полномочий: достоинства и недостатки. Уровни делегирования.
48. Причины, источники и типы конфликта.
49. Стрессы в процессе управления.
50. Стиль менеджмента. Формирование имиджа руководителя.
51. Оценка эффективности работы менеджера.
Основная литература
1. Глухов В.В. Менеджмент: учеб. для экон. специальностей вузов.— 3-е изд. — М. [и др.]: Питер, 2010.— 600 с. — (Учебник для вузов).
другие издания 2009 год и 2005 год
Дополнительная литература
1. Глухов В.В., Балашова Е.С. Производственный менеджмент. Анатомия резервов = Lean production: учеб. пособие. – СПб.: Лань, 2008. – 351 с. – 124 экз. (ОНЛ, ОУЛ, ЦДИ ФБ, ИМОП, библиотека кафедры «ЭиМТМ»)
2. Глухов В.В., Медников М.Д., Коробко С.Б. Математические методы и модели для менеджмента. – СПб.: Изд-во «Лань», 2007 (2005). – 524 с. – 76 экз. (ОНЛ, ЦДИ ФБ, библиотека кафедры «ЭиМТМ»)
3. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке: пер. с англ. – М.: Вильямс, 2004. – 270 с.
4. Виханский О.С. Менеджмент: Учеб. для вузов. – М.: Экономистъ, 2005. – 669 с.
2. Микроэкономика
1. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Эффективное и неэффективное использование ресурсов. Закон увеличения альтернативной стоимости. Предельная норма замещения.
2. Спрос и предложение. Закон спроса. Функции спроса и предложения. Ценовые и неценовые факторы спроса, предложения. Индивидуальный и рыночный спрос. Рыночное равновесие.
3. Рыночное равновесие. Понятие излишка (ренты) продавца и покупателя. Последствия государственного регулирования рыночного ценообразования (потоварные налоги и субсидии, фиксированные цены).
4. Эластичность спроса (по цене, доходу, перекрестная эластичность). Факторы, определяющие эластичность спроса. Связь эластичности спроса и расходов потребителей
5. Эластичность предложения (по цене, перекрестная). Факторы, определяющие эластичность предложения. Влияние фактора времени на эластичность спроса и предложения
6. Теория потребительского выбора. Количественный и порядковый подходы к анализу полезности. Равновесие потребителя. Реакция потребителя на изменение цены, дохода. Эффект замены и эффект дохода.
7. Теория производства. Краткосрочная производственная функция. Характеристика стадий производства. Закон убывающей производительности факторов.
8. Производственный выбор в долгосрочном периоде. Изокванта и ее свойства. Замещение факторов производства. Эффект масштаба. Условие равновесия производителя.
9. Издержки производства, их структура и виды. Издержки краткосрочного и долгосрочного периода. Минимизация издержек производства.
10. Общая характеристика рынка совершенной конкуренции. Равновесие фирмы - совершенного конкурента в краткосрочном и долгосрочном периоде. Эффективность рынка совершенной конкуренции.
11. Монополия. Равновесие монополии в краткосрочном и долгосрочном периоде. Основные типы барьеров для вступления в отрасль. Эффективность рынка монополии.
12. Понятие монопольной власти. Измерение монопольной власти. Индекс Лернера. Индекс концентрации рынка.
13. Монополия. Ценовая дискриминация. Виды ценовой дискриминации. Последствия ценовой дискриминации.
14. Общая характеристика рынка монополистической конкуренции. Дифференциация продукта как источник рыночной власти. Равновесие фирмы на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Эффективность рынка монополистической конкуренции.
15. Общая характеристика рынка олигополии. Стратегическое поведение фирм на рынке олигополии. Модель ломаной кривой спроса. Другие модели олигополии (картель, ценовое лидерство, модели теории игр).
Основная литература
1. Иванова Е.А. Экономическая теория. Микроэкономика [Электронный ресурс]: учебное пособие. Ч. 1 / Е.А. Иванова, Т.А. Богданова; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.— Электрон. текстовые дан. (1 файл: 1,04 Мб).— Санкт-Петербург, 2013.
<URL:https://dl.unilib.neva.ru/dl/local/2922.pdf>.
- Микроэкономика / Русакова Т.Б. — Изд. Политех. ун-та, 2009
3. Иванова Е.А. Экономическая теория. Микроэкономика [Электронный ресурс]: учебное пособие. Ч. 2 / Е.А. Иванова, Т.А. Богданова; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.— Электрон. текстовые дан. (1 файл: 1,08 Мб).— Санкт-Петербург, 2013.
<URL:https://dl.unilib.neva.ru/dl/local/2923.pdf>.
3. Экономика предприятия
1. Предприятие и его роль в обществе. Цели создания и функционирования предприятия. Ресурсы, используемые для достижения целей предприятия. Производственные и рыночные связи предприятия. Предпринимательская деятельность.
2. Виды предприятий и их классификация в Российской Федерации.
3. Среда функционирования предприятия. Факторы внешней и внутренней среды предприятия.
4. Виды и формы предпринимательской деятельности.
5. Организационно-экономические формы компаний. Порядок образования и ликвидации предприятия.
6. Общественные формы организации производства: концентрация, кооперация, специализация.
7. Производственный процесс: понятие, содержание, виды. Принципы организации производственного процесса. Производственный цикл.
8. Типы организации производства (единичное, серийное, массовое).
9. Производственная структура предприятия, типы производственной структуры: предметная, технологическая, смешанная. Генеральный план предприятия.
10. Производственная программа предприятия, ее разделы и показатели. Товарная, валовая продукция, объем реализованной продукции, объем валового и внутризаводского оборотов.
11. Производственная мощность предприятия. Показатели использования производственной мощности. Среднегодовая, фактическая и проектная производственные мощности.
12. Ресурсы предприятия. Внеоборотные активы.
13. Основные фонды предприятия. Классификация основных фондов. Активная и пассивная части основных фондов. Учет основных фондов в натуральном и стоимостном выражении.
14. Виды оценки (стоимости) основных производственных фондов (ОПФ) предприятия.
15. Износ основных производственных фондов предприятия, виды износа.
16. Понятия амортизации ОПФ и амортизационного фонда. Методы начисления амортизации ОПФ.
17. Показатели учета движения ОПФ. Показатели эффективности использования ОПФ. Улучшение использования ОПФ.
18. Оборотные средства предприятия: понятие, состав, структура и кругооборот.
19. Нормируемые оборотные средства предприятия. Нормы и нормативы оборотных средств по сырью, основным материалам, полуфабрикатам, вспомогательным материалам, таре, запчастям, НЗП, готовой продукции.
20. Показатели эффективности использования оборотных средств. Ускорение оборачиваемости.
21. Понятия «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал». Персонал предприятия – основные характеристики, классификация по различным признакам.
22. Показатели движения персонала на предприятии. Текучесть кадров.
23. Производительность труда – показатели и методы их расчета. Пути повышения производительности труда на предприятии.
24. Организация оплаты труда на предприятии. Форма и системы оплаты труда. Тарифная система оплаты труда и ее характеристики.
25. Повременная система оплаты труда.
26. Сдельная система оплаты труда.
27. Нормирование труда, его сущность и задачи. Нормирование и оплата труда.
28. Затраты предприятия. Сущность и классификация затрат.
29. Текущие затраты предприятия. Группировка текущих затрат по экономическим элементам и ее значение.
30. Текущие затраты предприятия. Классификация затрат по отношению к объему выпуска продукции: характеристика условно-переменных, условно-постоянных и совокупных затрат. Понятие предельных затрат.
31. Понятие себестоимости продукции. Структура себестоимости по статьям калькуляции.
32. Ценовая политика предприятия: понятие и цели. Цена, виды цен. Ценообразование и типы рынков. Ценообразующие факторы.
33. Этапы формирования цен на продукцию предприятия.
34. Методы и модели формирования цен на продукцию предприятия.
35. Понятие эффекта и эффективности. Прибыль предприятия – понятие и виды. Схема формирования чистой прибыли. Направления использования чистой прибыли.
36. Зависимость затраты-объем-прибыль (CVP –анализ). Анализ безубыточности.
37. Показатели рентабельности – понятие и назначение. Виды рентабельности. Пути повышения показателей рентабельности.
38. Понятие конкурентоспособности предприятия. Факторы конкурентоспособности.
39. Понятие конкурентоспособности продукции. Факторы конкурентоспособности.
40. Понятие и показатели качества продукции. Управление качеством. Петля качества.
41. Общие функции управления: их перечень и характеристика.
42. Планирование на предприятии. Стратегическое, текущее и оперативное планирование. Принципы планирования.
43. Инвестиционная деятельность предприятия. Понятие, классификация инвестиций. Инвестиционный цикл.
44. Источники финансирования инвестиционной деятельности.
45. Понятие и назначение инвестиционного проекта. Структура бизнес-плана инвестиционного проекта.
46. Экономическая эффективность инвестиций. Виды эффективности.
47. Показатели оценки эффективности инвестиционных проектов. Процедура дисконтирования и наращивания (компаундирования).
48. Учет на предприятии: понятие, назначение. Виды учета: управленческий, бухгалтерский, статистический, налоговый.
49. Аналитическая деятельность на предприятии. Основные формы бухгалтерской отчетности. Показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия: платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности.
50. Виды контроля: предварительный, текущий и последующий (заключительный). Системы контроля с обратной связью.
Основная литература
1. Экономика предприятия (фирмы): Учебник для бакалавров/ Под ред. В.Я. Горфинкеля. - М.: Проспект, 2013. - 640 с.
2. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. А.Е. Карлика. – М.: ИНФРА, 2007. – 438 с.
3. Экономика предприятия: Учебник для бакалавров / Л. А. Чалдаева. – М.: Юрайт, 2013. – 410 с.
4. Экономика предприятия / Т. В. Веревка — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008
Дополнительная литература
1. Экономика машиностроительного предприятия: учебное пособие / Е. Е. Землякова, Н. С. Ключарева; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет; под общ. ред. В. В. Кобзева.— Изд. 2-е, испр. и доп. — Санкт-Петербург: Изд-во Политехн. ун-та, 2013.— 144 с.