МИНИ-КЕЙСЫ ИНФЕКЦИЯ ЛЕЧ.ДЕЛО




МИНИ-КЕЙС №1

 

Ситуационная задача №1

 

Коды проверяемых профессиональных и общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к нейустойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполненияпрофессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективноговыполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального иличностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматьсясамообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

Инструкция

Внимательно прочитайте ситуационную задачу и выполните задания к ней.

Вы можете воспользоваться:

-Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку"

(уч. ф. N 58).

-Журнал регистрации инфекционных заболеваний (уч. ф. N 60-леч).

-Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра (МКБ-10),класс A00-B99 — Некоторые инфекционные и паразитарные болезни.

-Сборник стандартов оказания специализированной медицинской помощи инфекционным больным.

 

Время решения задачи – 20 минут

Время на заслушивание задачи – 10 минут.

 

Больной Н., 23 года, обратился к фельдшеру на 3-й день болезни.

Заболел 2.06. остро, когда появились общая слабость, озноб, ломота в теле, повысилась температура тела до 38,3ºС, возникли приступообразные боли в нижней части живота. Стул 6 раз в сутки, в начале обильный, затем скудный, кашицеобразный, с примесью слизи.3.06. самочувствие оставалось плохим. Температура тела держалась на уровне 38,5ºС, головная боль, ломота в теле сохранялись, беспокоили боли в животе, больше слева, стул оставался частым (10-12 раз). Днем 4.06. заметил кроме слизи, скудные прожилки крови в испражнениях, иногда отмечал отсутствие стула при болезненных позывах к дефекации.

Эпидемиологический анамнез: больной живет в общежитии для рабочих. Приехал из другого города, работает строителем по найму. Накануне заболевания употреблял немытые фрукты, купленные на рынке.

Объективно: состояние средней тяжести. Температура тела 38,1ºС, лицо бледное. Кожные покровы чистые, сухие, теплые. Периферические лимфатические узлы не увеличены. Дыхание везикулярное, одышки нет. Тоны сердца слегка приглушены, пульс 92 ударов в мин., удовлетворительного наполнения, не напряжен. АД 110/60 мм рт. ст. Язык обложен белым налетом, суховат. Живот мягкий, болезненный в области спазмированной сигмовидной кишки. Симптомов раздражения брюшины нет. Печень и селезенка не увеличены. Симптом поколачивания по пояснице отрицателен с обеих сторон. Диурез нормальный.

 

Выполните задания:

1.Сформулируйте предварительный диагноз в соответствии с современной классификацией,обоснуйтеего.

2. Определите показания к госпитализации больного. Заполните карту "Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку" (уч. ф. N 58)

3. Спланируйте обследования больного для верификации диагноза. Интерпретируйте ожидаемые результаты.

4.Укажите оптимальную схему фармакотерапии, перечислите индикаторы эффективности лечения.

5.Укажите вероятный источник и механизмы заражения, пути передачи возбудителя, а также группу инфекционных болезней, к которой относится данный случай.

 

Выполнение каждого задания оценивается максимально в 2 балла

(0 -не выполнено, 1 балл – выполнено не полностью, 2 балла – выполнено полностью).

 

Эталон решения ситуационной задачи

1. A03.9 Острый шигеллез неуточненный,колитический вариант, средней степени тяжести.

Диагноз подтверждается наличием остро возникших двух основных синдромов заболевания, характерных для дизентерии – интоксикационного и колитического:

А) Интоксикационный синдром - слабость, озноб, ломота в теле, повышение температуры тела, головная боль.

Б) Колитический синдром - боли приступообразного характера в нижней части живота, больше слева, в области сигмовидной кишки; ложные позывы к дефекации; пальпация болезненной, спазмированной сигмовидной кишки. Для колита характерен скудный кашицеобразный стул с патологическими примесями слизи и крови.

Косвенно диагноз подтверждается эпидемиологическими данными.

Форме средней тяжести дизентерии соответствует умеренно выраженный синдром интоксикации и выраженный колитический синдром - гемоколит с частым стулом.

2. Больной проживает в общежитии, поэтому его госпитализация обязательна по эпидемиологическим показаниям.

На каждый случай инфекционного заболевания или при подозрении на него составляется "Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении" (уч. ф. N 58). Извещения заполняются врачами и средним медицинским персоналом, выявившим или заподозрившим заболевание, регистрируются в журнале регистрации инфекционных заболеваний (уч. ф. N 60-леч), в котором для каждой инфекции отводится отдельный лист, и в течение 12 часов отсылаются в центр гигиены и эпидемиологии по месту выявления заболевания (независимо от места проживания больного). При наличии телефонной связи сообщение о выявленном больном, независимо от отсылки экстренного извещения, передается и по телефону в течение 2 часов. В случае изменения диагноза составляется новое экстренное извещение (уч. ф. N 58) на этого больного, указав в п.1 измененный диагноз, дату его установления и первоначальный диагноз.

3. При подозрении на острую кишечную инфекцию проводят обязательное бактериологическое обследование больного – посев испражнений на патогенную флору: посев кала на дизентерийную и сальмонеллезную (тифо-паратифозную) группы возбудителей, условно-патогенную флору. Верификация диагноза дизентерии осуществляется выделением культуры шигелл из испражнений.

С 5-го дня болезни и повторно, через неделю или две необходимо провести серодиагностику – РНГА с эритроцитарнымдизентерийнымдиагностикумом. Нарастание титра антител в динамике заболевания от 1:200 и выше подтверждает диагноз дизентерии.

При наличии в копроцитограмме слизи, лейкоцитов, эритроцитов.подтверждается колитический синдром.

Ректороманоскопия позволяет увидеть гиперемированную, с усиленным сосудистым рисунком слизистую, часто видны эрозии, язвы, иногда фибринные наложения.

4. Режим охранительный. Диета № 4 (по Певзнеру).

Этиотропная терапия: ципрофлоксацин 0,5г 2 раза в день, курс 5-7 дней.

Патогенетическая терапия: обильное питье, дезинтоксикационные растворы – растворы Рингера, солевые растворы «Ацесоль», «Трисоль», «Лактосоль» внутривенно, капельно – по показаниям.

Энтеросорбенты: полифепан, энтеросорб. Витаминотерапия – декамевит, глутамевит и др. Биологические бактерийные препараты: колибактерин (сухой, жидкий, в таблетках, капсулах), лактобактерин, бифидум-бактерин, бактисубтил и др. Эубиотические препараты лучше назначать после отмены антибактериальной терапии через 24 часа – 48 часов в течение 2 – 4 недель.

Кора дуба обладает вяжущим действием, при дизентерии следует размельчить кору дуба и залить кипяченой водой.Смесь из коры дуба, травы зверобоя, листа подорожника, цветков ромашки, травы спорыша в равных соотношениях настаивать на кипятке в течение получаса, употреблять внутрь.

Индикаторы эффективности лечения:
· нормализация температуры тела;
· исчезновение симптомов интоксикации;
· исчезновение тошноты и рвоты;
· нормализация стула;
· восстановление водно-электролитного баланса.

5. Заболевание относится к группе бактериальных кишечных инфекций, антропоноз. Источник инфекции – больной человек или бактериовыделитель. Механизм заражения - фекально-оральный. Путь передачи в данном случае – алиментарный.

 

МИНИ-КЕЙС №2

 

Ситуационная задача №2

 

Коды проверяемых профессиональных и общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к нейустойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполненияпрофессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективноговыполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального иличностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматьсясамообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.

 

Инструкция

Внимательно прочитайте ситуационную задачу и выполните задания к ней.

Вы можете воспользоваться:

-Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра (МКБ-10),класс A00-B99 — Некоторые инфекционные и паразитарные болезни.

-Сборник стандартов оказания специализированной медицинской помощи инфекционным больным.

Время решения задачи – 20 минут

Время на заслушивание задачи – 10 минут.

 

Больная И., 19 лет, вызвала СП 9.03. на 7-й день болезни.

Заболела 4.03.: повысилась температура тела до 38,0°С, появились озноб, головная боль, слабость. В последующие дни температура тела держалась на уровне 38,2°С – 39,6°С, нарастала головная боль, прием жаропонижающих средств и анальгетиков не давал эффекта. Дважды был кашицеобразный стул. Почти ничего не ела, сильно ослабла.

Эпидемиологический анамнез: приехала 10 дней тому назад из зарубежной поездки в Индию.

При осмотре состояние больной тяжелое. Температура тела – 39,2°С. Сознание сохранено, но больная очень вялая, безучастная, отвечает с неохотой, односложно, с задержкой. С трудом рассказывает анамнез заболевания. Кожа бледная, на передней брюшной стенке единичные бледно-розовые элементы сыпи диаметром не более 5 мм. Язык увеличен, густо обложен толстым грязно-коричневым налетом, сухой, с отпечатками зубов. Пульс 64 уд.в мин., слабого наполнения. АД – 90/50 мм рт. ст. Тоны сердца приглушены. Дыхание жестковатое, без хрипов. Живот вздут, при пальпации мягкий, безболезненный, слышно урчание в правой подвздошной области. Симптом Падалки положительный. Определяется край печени на 1,5 см ниже реберной дуги, отчетливо пальпируется край селезенки. Ещё два раза был кашицеобразный стул без примесей.

 

Выполните задания:

1.Выделите основные клинические синдромы.

2.Сформулируйте предварительный диагнозв соответствии с современной классификацией.

3.Объясните патогенез основных синдромов заболевания.

4.Интерпретируйте ожидаемые результаты верификации данной инфекции.

5. Укажите оптимальную схему фармакотерапии. Перечислите противопоказания к препарату первой линии антибиотикотерапии.

 

Выполнение каждого задания оценивается максимально в 2 балла

(0 -не выполнено, 1 балл – выполнено не полностью, 2балла – выполнено полностью).

 

Эталон решения ситуационной задачи

1. А) интоксикация – общая слабость, вялость, безучастность, головная боль, озноб, отсутствие аппетита, длительная фебрильная лихорадка, брадикардия, гипотония:

Б) гепатоспленомегалия:

В) розеолезная экзантема;

Г) мезентериальный лимфаденит - вздутие живота, положительный симптом Падалки.

2. Диагноз: A01.0 Брюшной тиф, тяжелое течение.

3.С индром интоксикации связан с бактериемией, эндотоксинемией и воздействием токсинов на центральную нервную и сердечно-сосудистую системы; гепатоспленомегалия - закономерно обусловлена генерализованным инфекционным процессом и специфическим (с образованием тифозных гранулем) поражением этих органов; розеолезная экзантема – результат диссеминации возбудителя в поверхностные слои кожи с развитием продуктивно-воспалительных изменений; мезентериальный лимфаденит - результат гиперплазии воспалительно-измененных лимфатических узлов брыжейки.

В стенке тонкой кишки происходят закономерные стадийные изменения – мозговидное набухание лимфоидной ткани тонкой кишки, некротизациянабухших лимфатических образований, отторжение некротизированных масс лимфоидной ткани и образование «грязных» язв, очищение язв от некротизированных тканей, период «чистых» язв, заживление язв.

4. Гемограмма:можно обнаружить лейкопению с нейтрофильным сдвигом, анэозинофилию, относительный лимфоцитоз, тромбоцитопению, умеренное увеличение СОЭ.

Общий анализ мочи: возможны протеинурия, цилиндрурия, микрогематурия.

Для верификации диагноза: бактериологическое исследование – посев кови, мочи, кала и дуоденального содержимого на среды, содержащие желчь (например, среда Раппопорт).

Ожидаемые результаты:

- выделение гемокультуры возбудителя S. Typhiabdominalis с 1 дня болезни;

*выделение уринокультуры со 2-й недели заболевания;

*выделение копрокультуры со 2-3-й недели болезни;

*посев дуоденального содержимого проводится для оценки бактериологической санации организма.

Серологические методы: РНГА с комплексным сальмонеллезным антигеном с 5-7-го дня болезни и позднее в парных сыворотках. Положительной считается реакция в титре от 1:200 и выше (нарастание титра в 4 раза)

5. Основой лечебных мероприятий при брюшном тифе является терапия, включающая: режим, регидратацию, диету, этиотропную терапию, средства патогенетической терапии (сорбенты, пробиотики, пребиотики, ферменты); симптоматические средства (жаропонижающие, спазмолитики).Постельный режим до 10-го дня нормальной температуры. Диета №4 (по Певзнеру)– механически и химически щадящая.Антибактериальная терапия проводится в течение всего лихорадочного периода и в течение 10 дней периода апирексии. Назначают стартовые парентеральные средства: фторхинолоны и цефалоспорины III поколения (в настоящее время являются самыми эффективными препаратами), целесообразно также использование комбинации двух препаратов. Препаратом стартовой терапии является ципрофлоксацин. Он противопоказан при беременности, в период лактации (проникает через плацентарный барьер, выделяется с грудным молоком), вызывает артропатию, противопоказан в детском и подростковом возрасте до 15 лет.Применяется внутрь по 500 мг 2 раза в сутки, запивая достаточным количеством воды.В/ в вдозе 200 мг или 400 мг (инфузиясоставляет 30 минут при и 60 минут –соответственно), можно смешивать с 0,9 % раствором натрия хлорида, раствором 5 % глюкозы. Препаратами выбора также являются цефотаксим1,0 - 2 раза в сутки.

Дезинтоксикационная терапия (раствор Рингера, гемодез, реополиглюкин,

5% раствор глюкозы).Витамины, ферментивная заместительная терапия.

 

МИНИ-КЕЙС №3

 

Ситуационная задача №3

 

Коды проверяемых профессиональных и общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к нейустойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполненияпрофессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективноговыполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального иличностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматьсясамообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.

ПК 4.2. Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия на закрепленном участке.

 

Инструкция

Внимательно прочитайте ситуационную задачу и выполните задания к ней.

Вы можете воспользоваться:

-Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку"

(уч. ф. N 58).

-Журнал регистрации инфекционных заболеваний (уч. ф. N 60-леч).

-Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра (МКБ-10),класс A00-B99 — Некоторые инфекционные и паразитарные болезни.

-Сборник стандартов оказания специализированной медицинской помощи инфекционным больным.

 

Время решения задачи – 20 минут

Время на заслушивание задачи – 10 минут.

 

Больная П.,19 лет, студентка политехнического университета обратилась в здравпункт 20.09. в связи с желтухой.

Считает себя больной с 13.09. когда появилась субфебрильная температура тела (37,4-37,50С), познабливание, головная боль, стала замечать усталость, вялость, снижение работоспособности на занятиях. Постепенно ухудшился аппетит, появилась тошнота при виде пищевых продуктов. 16.03. один раз была рвота. Больная считала, что она «отравилась» вареной колбасой, купленной в магазине. За медицинской помощью не обращалась, так как необходимо было сдавать зачеты. 19.09. заметила потемнение мочи - «как крепкий чай». 20.09. появилась желтушность кожи.

Эпидемиологический анамнез: Живет с родителями и братом 6 лет. Все здоровы. В университете, где учится, были случаи заболевания желтухой (в других группах). Внутримышечные и внутривенные инъекции в течение последних 6 месяцев отрицает. Операций не было.

Объективно: состояние средней тяжести. Температура тела 36,4°С. Вялая, адинамичная, не проявляет интереса к разговору. Сознание ясное. Кожа и склеры интенсивно иктеричны. Инъекции склер не отмечается. Периферические лимфатические узлы не пальпируются. Язык обложен белым налетом, влажный. В легких дыхание везикулярное. Тоны сердца ясные, частота сердечных сокращений 68 в мин. АД – 110/70 мм рт.ст. Живот мягкий, безболезненный. Печень выступает на 2 см ниже реберной дуги, плотно-эластичной консистенции, болезненная при пальпации. Селезенка отчетливо не пальпируется.

Выполните задания:

1.Сформулируйте предварительный диагноз в соответствии с современной классификацией,обоснуйтеего.

2. Заполните карту "Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку" (уч. ф. N 58) Составьте план обследования больной для верификации диагноза.

3. Укажите оптимальную схему фармакотерапии.

4.Укажите вероятный источник и механизмы заражения, пути передачи возбудителя, а также группу инфекционных болезней, к которой относится данный случай.

5.Составьте тактический план противоэпидемических мероприятий в очаге.

 

Выполнение каждого задания оценивается максимально в 2 балла

(0 -не выполнено, 1 балл – выполнено не полностью, 2 балла – выполнено полностью).

 

Эталон решения ситуационной задачи

1. B15 Острый вирусный гепатит А, желтушная форма, средне-тяжелой степени тяжести.

Диагноз подтверждается цикличностью течения - сменой смешанного типа продромального периода (лихорадочный и диспепсический) желтушным периодом (разгара) заболевания и развитием следующих характерных синдромов:

А) синдром интоксикации – общая слабость, вялость, усталость, снижение работоспособности, в продромальном периоде - повышение температуры тела;

Б) диспепсический синдром - снижение аппетита, тошнота, рвота;

В) синдром желтухи - иктеричность кожи и склер, потемнение мочи;

Г) болезненность и увеличение размеров печени.

Важное значение в диагностике имеет эпидемиологический анамнез: больная указывает на случаи заболевания вирусного гепатита в университете, где учится. Этот факт свидетельствует о возможности инфицирования больной, наиболее вероятен фекально-оральный механизм. Предварительный диагноз – вирусный гепатит А.

2. На каждый случай инфекционного заболевания или при подозрении на него составляется "Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении" (уч. ф. N 58). Извещения заполняются врачами и средним медицинским персоналом, выявившим или заподозрившим заболевание, регистрируются в журнале регистрации инфекционных заболеваний (уч. ф. N 60-леч), в котором для каждой инфекции отводится отдельный лист, и в течение 12 часов отсылаются в центр гигиены и эпидемиологии по месту выявления заболевания (независимо от места проживания больного). При наличии телефонной связи сообщение о выявленном больном, независимо от отсылки экстренного извещения, передается и по телефону в течение 2 часов. В случае изменения диагноза составляется новое экстренное извещение (уч. ф. N 58) на этого больного, указав в п. 1 измененный диагноз, дату его установления и первоначальный диагноз.

Для верификации диагноза учитывается: повышение в крови активности печеночно-специфических ферментов – АлАТ, уровня билирубина (преимущественно прямой фракции), изменение белковоосадочных проб –повышение тимоловой пробы.

Раннее подтверждение нарушения пигментного обмена - наличие желчных пигментов в моче.

Серологическое исследование для верификации типа вирусного гепатита: HAV Ig M, HВsAg, HCV AB.

3. Базисная терапия: режим постельный на период желтухи, обильное питье до 2-х литров в день, диетический стол № 5 (по Певзнеру).

Дезинтоксикационная терапия: - обильное питье, энтеральные средства – энтеродез, цитроглюкосолан, по показаниям - парентеральные растворы: 5% раствор глюкозы, р-р Рингера и т.д.

Витаминотерапия, полиферментные препараты (мезим форте, панзинорм, фестал и др.).

4. При подтверждении диагноза вирусного гепатита А: антропоноз, заболевание относится к группе вирусных кишечных инфекций. Источник инфекции – больной человек. Механизм заражения - фекально-оральный. Путь передачи в данном случае, вероятно, алиментарный.

5. Больные изолируются на 10-21 день с начала заболевания в зависимости от степени тяжести; контактным проводят обследование в течение 35 дней – определение активности АлАТ в крови. В очаге проводится дезинфекция хлорсодержащими препаратами силами дезинфекционной станции.

 

 

МИНИ-КЕЙС №4

 

Ситуационная задача №4

 

Коды проверяемых профессиональных и общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к нейустойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполненияпрофессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективноговыполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального иличностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматьсясамообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.

ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента.

 

Инструкция

Внимательно прочитайте ситуационную задачу и выполните задания к ней.

Вы можете воспользоваться:

-Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра (МКБ-10),класс A00-B99 — Некоторые инфекционные и паразитарные болезни.

-Сборник стандартов оказания специализированной медицинской помощи инфекционным больным.

 

Время решения задачи – 20 минут

Время на заслушивание задачи – 10 минут.

 

К больному Э., 28 лет, программисту, 24.10 была вызвана бригада СП. Больной в тяжелом состоянии с ярко выраженной желтухой, заторможен, вял, адинамичен, разговаривает с трудом, анамнез рассказать не может, дезориентирован в месте и времени.

Со слов сопровождавшей его жены, было установлено, что ее муж заболел постепенно: с 15.10. стал жаловаться, что сильно устает, ничего не может есть из-за тошноты. 16.10. была рвота. 17.10. повысилась температура тела до 39,5°С без каких-либо признаков респираторной инфекции. Высокая температура держалась весь день, а утром следующего дня температура нормализовалась. 20.10. у больного потемнела моча, появилась небольшая желтушность кожи. К врачу не обращался, продолжал ходить на работу с большим трудом. 24.10. жена обратила внимание, что больной сильно пожелтел, «заговаривается», не понимает, где находится.

Со слов жены известно, что больной перенес тяжелую травму брюшной полости и левой ноги (в июне текущего года попал в автокатастрофу). Был оперирован, получал гемотрансфузии.

При объективном осмотре: состояние тяжелое, температура тела 37,5°С. Печеночный запах изо рта. Яркая желтуха кожи, склер и слизистых оболочек ротовой полости. На коже имеются множественные петехиальные элементы в области грудной клетки, единичные экхимозы. Сознание помрачено. Отзывается на свое имя, пытается что-то произнести, но речь нечеткая, смазанная. Дезориентирован. Дыхание везикулярное. Тоны сердца приглушены. Тахикардия с частотой 126 ударов в мин. АД – 90/ 70 мм рт. ст. Язык густо обложен желтоватым налетом, влажный. Живот вздут, мягкий, безболезненный. Печень пальпируется на уровне реберной дуги. Селезенка у края реберной дуги. В приемном покое однократно была рвота «кофейной гущей».

 

Выполните задания

1.Выделите ведущие синдромы заболевания.

2.Сформулируйте предварительный диагноз в соответствии с современной классификацией.

3.Объясните патогенез основных синдромов заболевания.

4. Укажите тактику действий фельдшера СП, интерпретируя каждый этап.

5. Укажите оптимальную схему терапии на госпитальном этапе.

 

Выполнение каждого задания оценивается максимально в 2 балла

(0 -не выполнено, 1 балл – выполнено не полностью, 2 балла – выполнено полностью).

 

Эталон решения ситуационной задачи

1. Ведущие синдромы заболевания.

Синдром интоксикации – общая слабость, вялость, недомогание, повышение температуры тела в продромальном периоде.

Синдром энцефалопатии - вялость, заторможенность, дезориентация во времени и пространстве, помрачение сознания, нечеткая, смазанная речь.

диспепсический синдром - отсутствие аппетита, тошнота, рвота;

Синдром желтухи - иктеричность кожи и слизистых оболочек, потемнение мочи,

Гепатомегалия - характерна для вирусного гепатита, уменьшение размеров печени на фоне прогрессирования синдрома интоксикации является признаком ОПН

Геморрагический синдром - петехиальная сыпь на коже, экхимозы, желудочное кровотечение – рвота «кофейной гущей».

2. В16 Острый вирусный гепатит В, тяжелое течение, желтушный вариант?

Осложнения: Острая печеночная недостаточность, прекома I стадии. Геморрагический синдром: желудочное кровотечение.

У больного в анамнезе гемотрансфузии и оперативные вмешательства в июне текущего года (за 5 месяцев до начала настоящего заболевания), что, вероятнее всего и привело к инфицированию (вирусный гепатит В или С). Тяжелая форма с ОПН, вероятно, результат вирусного гепатита В, С или микст-инфекции В+D.

3. Патогенез основных синдромов заболевания:

- синдром интоксикации вследствие нарушения дезинтоксикационной функции печени и развития некробиотических процессов в ней;

- синдром энцефалопатии развивается в результате нарушения детоксицирующей функции печени и токсического воздействия на центральную нервную систему эндогенных токсинов, метаболических расстройств

- диспептический синдром - нарушение пищеварительной функции печени, желчеобразования

-синдром желтухи результат нарушения процессов конъюгации и поглощения билирубина печенью при поражении гепатоцитов;

- гепатомегалия при вирусном гепатите следствие отека и диффузного цитолиза гепатоцитов, уменьшение размеров печени при ОПН - это результат массивного или субмассивного некроза печени

-геморрагический синдром обусловлен снижением синтеза факторов.свертывания крови (проконвертина, проакцелерина, протромбина) пораженной печенью, усилением процессов фибринолиза, тромбоцитопенией и развитием вследствие этого кровоточивости

-острая печеночная недостаточность, геморрагический синдром - желудочное кровотечение, вторичные бактериальные инфекции.

4. Тактика фельдшера скорой помощи:

-Установление диагноза, оценка тяжести состояния и сохранности жизненно важных функций. Больные с прекомой и комойпо жизненным показаниям подлежат немедленной госпитализации в отделение реанимации инфекционного стационара.

-Инфузионная терапия с введением кортикостероидов (180-240мг преднизолона) при отсутствии гиповолемии и возможности срочной госпитализации не обязательна.

-При наличии психомоторного возбуждения и признаков отека головного мозга, что нередко осложняет течение острой печеночной недостаточности, неотложными мероприятиями любого этапа лечения, в том числе и догоспитального, являются: лазикс, 0,1 % раствора 2 мл внутривенно, дроперидола (0,25 % раствор 0,1 мл/кг), седуксена (0,5% раствор 0,25 мг/кг) и натрия оксибутирата (100 мг/кг 20% в виде раствора внутривенно).

5. При лечении больных с печеночной недостаточностью необходимо соблюдать принцип охраны больной печени, предполагающий не только ограждение ее от дополнительных энергетических затрат, но и защиту ее от медикаментов с сомнительной или не доказанной эффективностью. Поэтому отсутствие строгих показаний для применения того или иного препарата должно расцениваться как противопоказание к его назначению. Так как острая печеночная недостаточность, прекома I и II связана с обратимыми изменениями в печени,то благополучный исход считается потенциально возможным. Программа терапии должна быть минимальной.

Дезинтоксикационная терапия:

-5% раствор глюкозы, раствора Рингера, гемодеза или реополиглюкина (400 мл), 10 % раствора альбумина (100-200 мл). Общее количество вводимых растворов до 2,5-3 литров в сутки.

-5 % раствор аскорбиновой кислоты в/в до 10 мл в сутки

- кокарбоксилаза 200-300 мг в /в

-глюкокортикостероидные препараты: преднизолон 120-150 мг в/в, гидрокортизон – от 250 мг до 500 мг в/в. Обязателен контроль за содержанием сахара в крови, анализ кала на наличие «скрытой крови»

-гепасол А по 500 мл в/в медленно со скоростью 40 капель в минуту от 3 до 5 вливаний.

- гордокс 100 тыс.ЕД в сутки(или контрикол)

-аминокапроновая кислота 4-5 г в 250 мл физ.р-ра

- с целью дегидратации и предупреждение ОНМ целесообразно в/в струйное введение фуросемида или маннитола.

 

МИНИ-КЕЙС №5

 

Ситуационная задача №5

 

Коды проверяемых профессиональных и общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к нейустойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполненияпрофессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективноговыполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального иличностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматьсясамообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.

 

 

Инструкция

Внимательно прочитайте ситуационную задачу и выполните задания к ней.

Вы можете воспользоваться:

-Статистические талоны для регистрациизаключительных (уточненных) диагнозов (учетной формы № 025-2/у).

-Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра (МКБ-10),класс A00-B99 — Некоторые инфекционные и паразитарные болезни.

-Сборник стандартов оказания специализированной медицинской помощи инфекционным больным.

 

Время решения задачи – 20 минут

Время на заслушивание задачи – 10 минут.

 

У студента университета, навестившего больного товарища, на 2-е сутки появились озноб, температура тела 39,1ºС, сильная головная боль в лобной области, боли в глазных яблоках, мышцах и суставах, тошнота, слабость, отсутствие аппетита. К концу 1-го дня болезни появились заложенность носа, першение в горле, сухой надсадный кашель с болями за грудиной. С перечисленными жалобами больной обратился в здрав.пункт университета.

При объективном осмотре выявлены гиперемия и одутловатость лица, заложенность носа, в зеве разлитая умеренная гиперемия задней стенки глотки и ее зернистость. На красной к



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: