Реферат
ПО «ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ»
На тему «Эмпатия»
ВЫПОЛНИЛ:
Студент группы ИСП-О-18
Зернов Н.А.
ПРОВЕРИЛ:
Банцекин С.И.
Оценка ___________________
п. Электроизолятор
2020 г.
Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и проч.).
Термин «Эмпатия» впервые появился в английском словаре в 1912 г. и был близок понятию «симпатия». Возник он на основе немецкого слова einfühling (дословное значение — проникновение), примененного Липпсом (Lipps T.) в 1885 г. в связи с психологической теорией воздействия искусства. Одно из самых ранних определений эмпатии находим в работе З. Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905): «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным».
Существует широкий диапазон проявлений эмпатии. На одном полюсе находится позиция полного погружения в мир чувств партнера по общению. Имеется в виду не просто знание эмоционального состояния человека, а именно переживание его чувств, сопереживание. Такую эмпатию называют аффективной, или эмоциональной. Другой полюс занимает позиция более отвлеченного, объективного понимания переживаний партнера по общению без значительного эмоционального вовлечения в них.
В связи с этим различают следующие уровни эмпатии:
- сопереживание (когда человек испытывает эмоции, полностью идентичные наблюдаемым);
- сочувствие (эмоциональный отклик, побуждение оказать помощь другому);
- симпатия (теплое, доброжелательное отношение к другим людям).
Развитая способность к эмпатии является профессионально важным качеством для людей, чья работа непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и другие).
Для психотерапевтов развитая способность к эмпатии оказалась достаточно важной, чтобы была разработана техника эмпатического слушания, помогающая понимать эмоциональное состояние собеседника[.
Активность мозга, отражающую состояние и действия других существ, часто описывают как активность зеркальных нейронов. Эти нейроны были впервые зарегистрированы в начале 1990-х годов в премоторной коре обезьян итальянскими учеными Риццолатти, Галлезе и их коллегами из Пармского университета. Высказываются предположения, что зеркальные нейроны также участвуют в нейрофизиологических механизмах эмпатии.
Вопросы:
1. Что такое эмпатия?
Эмпатия (от греч. empatheia -- сопереживание) - категория современной психологии, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние.
2. Когда начинает проявляться эмпатия?
Проявление эмпатии наблюдается уже на ранних этапах онтогенеза: поведение младенца, который, например, расплакался в ответ на сильный плач лежащего рядом "товарища" (при этом у него также учащается сердцебиение), демонстрирует один из первых видов эмпатийного реагирования -- недифференцированное, когда ребенок по существу еще не способен отделить свое эмоциональное состояние от эмоционального состояния другого.
3. На что нацелено эмпатическое понимание?
Нацелено на достижение клиентом самопринятия и доверия к собственным внутренним переживаниям, что постепенно позволяет прервать ощущаемую им психологическую изоляцию.
4.Какие бывают фазы в эмпатии?
1. Фаза предварительных условий.
2. Фаза эмпатического резонанса.
3. Фаза выражения эмпатии.
4. Фаза обратной связи.
5. Фаза получения эмпатии.
Как не «сгореть» в эмпатии?
Чтобы не давать эмпатии портить свою жизнь, стоит осознавать СВОИ цели, ценности, чувства, мысли, мотивы. Для того чтобы при общении с другим человеком в нём не растворяться и помнить о своей собственной важности.
6.Какие бывают виды эмпатии?
Т. П. Гаврилова выделяет два вида эмпатии: сочувствие и сопереживание.
М. А. Пономарева предлагает рассматривать кратковременную и долговременную эмпатию.
G. Vitaglione вводит понятие эмпатического гнева – эмоционального состояния, опосредованного эмоциональной реакцией жертвы, при котором наблюдатель испытывает гнев по отношению к агрессору.
7.В чем заключалась идея Райка?
Идея заключалась в том, что аналитик должен слушать пациента "третьим ухом". "Одна из способностей третьего уха состоит в том, что оно работает двумя способами: может уловить то, что другие люди не говорят, но только чувствуют и думают, и может быть обращено внутрь.